Дело №А-3624/2018
Р Е ШЕ Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
10 декабря 2018 года город-курорт Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Грошковой В.В.,
при секретаре Стадниченко К.Е,,
с участием представителя административных ответчиков Зирова Я.И.,
представителя заинтересованного лица Блоха В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рашагула И.В. к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
у с т а н о в и л :
Рашагула И.В. обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что с 2014 года он является членом ДНТ "Дубрава" и имеет в пользовании земельный участок площадью 800 кв.м. по адресу: Анапский район, ДНТ "Дубрава", ул. Парковая, 35. Имея намерение приобрести указанный земельный участок в собственность, он обратился в администрацию г. Анапа с соответствующим заявлением и приложением перечня необходимых документов, однако ответом от 6.08.2018 года Управления имущественных отношений г. Анапа в предоставлении в собственность земельного участка было отказано со ссылкой на то, что земельный участок ограничен в обороте в силу решения Совета МО город-курорт Анапа №195 от 25.05.2017года, представления Анапского межрайонного прокурора от 7.09.2016 года, и правовых оснований для предоставления данного участка в собственность не имеется.
Административный истец считает данный отказ незаконным и нарушающим его права, ссылаясь на то, что Федеральный закон от 15.04.1998 года №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не содержит запрета на предоставление земельного участка, находящегося в собственности членов товарищества либо фактически используемого ими, частично расположенного за границами земельного участка, ранее предоставленного в установленном законом порядке. Также указал, что оспариваемый отказ противоречит ст. 28 Закона, а также Федеральному закону от 20.10.2001 №137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в связи с чем просит суд признать незаконными действия администрации МО город-курорт Анапа в лице Управления имущественных отношений г. Анапа, выразившиеся в отказе Рашагула И.В. в передаче в собственность земельного участка в ДНТ "Дубрава" и обязать администрацию МО город-курорт Анапа в лице Управления имущественных отношений администрации МО город-курорт Анапа устранить допущенные нарушения, передав в собственность Рашагула И.В. земельный участок по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ДНТ "Дубрава", ул.Парковая, <адрес>, площадью 800 кв.м.
В судебное заседание административный истец Рашагула И.В, не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с отдаленностью места жительства.
Представитель административных ответчиков - Зиров Я.И., действующий на основании доверенностей, возражал против заявленных требований, ссылаясь на то, что спорный земельный участок ограничен в обороте, так как располагается в границе 3-й санитарной (горно-санитарной) зоны охраны курорта Анапа, соответственно предоставлению в собственность не подлежит.
Представитель заинтересованного лица ДНТ "Дубрава" - Блоха В.В., являющийся председателем Правления ДНТ, просил суд удовлетворить заявленные административным истцом требования, ссылаясь на то, что ранее администрация г. Анапа сама своими постановлениями передала в собственность граждан много земельных участков на территории ДНТ "Дубрава", а несколько человек (не более 20-ти) не успели оформить свои права и в настоящее время им отказывают в передаче участков в собственность.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Рашагула И.В. является членом ДНТ «Дубрава» с 9.09.2014 года и имеет в пользовании земельный участок по адресу: г.Анапа, ДНТ «Дубрава», ул. Парковая,<адрес> площадью 800 кв.м., что подтверждается протоколом собрания заседания правления ДНТ «Дубрава» от 09.09.2014 года.
Факт пользования Рашагула И.В. спорным земельным участком с 2014 года подтверждается заключением правления о местоположении земельного участка ДНТ «Дубрава» (бывший СНТ «Персик»), выпиской из протокола №2 собрания членов правления уполномоченных ДНТ «Дубрава» от 09.092.014 года, а также не оспаривался в судебном заседании.
Согласно справки УАиГ МО г-к. Анапа от 26.04.2017 года №1041 в соответствии с проектом схемы генерального плана СНТ «Дубрава», земельному участку Рашагула И.В., расположенному в ДТН «Дубрава», соответствует почтовый адрес: ДНТ «Дубрава», ул. Парковая, <адрес>.
Из сообщения Анапского отдела Управления Росреестра по КК от 13.11.2017 года следует, что согласно государственного архивного фонда данных, сведения о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (СОТ «Персик») ДНТ «Дубрава», ул.Парковая, <адрес> - отсутствуют.
Намереваясь приобрести участок в собственность, Рашагула И.В. обратился в администрацию МО г.-к.Анапа с соответствующим заявлением.
Однако ответом от 06.08.2018 года Управление имущественных отношений администрации МО г.-к. Анапа отказало в предоставлении участка в собственность со ссылкой на то, что участок ограничен в обороте и отсутствуют правовые основания для его предоставления в собственность.
Анализируя основания отказа, суд находит их незаконными ввиду следующего.
В соответствии с п.2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Согласно п. 2.7 ст. 3 ФЗ № 137 от 25.10.2001 года «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
В соответствии с п.2.8 ст. 3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 года в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении (п.2.10 ст. 3 Закона).
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность (п.2.10 ст. 3 Закона).
В судебном заседании представитель ответчика указал, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность послужило то, что участок находится в 3-й зоне горно-санитарной охраны курорта Анапа и ограничен в обороте.
Однако статьей 27 ЗК РФ определен закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. Земельные участки, находящиеся в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в указанный перечень не включены.
Согласно статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охраняемых зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В силу ч.12 ст.9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон (зон санитарной (горно-санитарной) охраны курорта) не влечет за собой изменения правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Таким образом, нахождение земельных участков в 1-3 зоне санитарной (горно-санитарной) охраны курорта не свидетельствует об ограничении их в обороте и не меняет их правовой статус.
В судебном заседании установлено, что земельные участки ДНТ «Дубрава» относятся к категории сельскохозяйственных земель и каких-либо сведений об отнесении данных участков или его частей к землям особо охраняемых природных территорий не имеется. Данных о том, что спорный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий, а также изъят из оборота, или ограничен в обороте, суду представлено не было.
Таким образом суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность по основанию ограничения земельного участка в обороте является незаконным.
Вместе с тем, учитывая, что административными ответчиками оценка заявлению Рашагула И.В. с приложенными к нему документами с точки зрения наличия (отсутствия) оснований для предоставления земельного участка в собственность, указанных в пунктах 2.7, 2.8 ст. 3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие ЗК РФ" не давалась, суд считает необходимым возложить на административных ответчиков обязанность по рассмотрению заявления Рашагула И.В. по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Рашагула И.В. к Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, - удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 6.08.2018 года №2702-6468 в предоставлении в собственность Рашагула И.В. земельного участка по адресу: Краснодарский край, Анапский район, ДНТ «Дубрава», ул. Парковая, <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа в лице уполномоченного отраслевого (функционального) органа рассмотреть заявление Рашагула И.В. с приложенными к нему документами о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с положениями пунктов 2.7 и 2.8 ст. 3 Федерального закона №137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».
В остальной части требований отказать.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа и Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа сообщить в суд и административному истцу об исполнении настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Анапский городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 12.12.2018 года.