Дело № 2-190/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2020 года г.Менделеевск
Менделеевский районный суд Республики Татарстан
в составе:
председательствующего судьи Маннаповой Г.Р.,
при помощнике судьи Низамовой Ч.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухамадеева И.Л. к исполнительному комитету Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, Досмановой А.П. о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Мухамадеев И.Л. обратился в суд с иском к исполнительному комитету Менделеевского муниципального района РТ о признании права собственности на жилой дом, указав, что 23 июля 1979 года между истцом и Досмановой А.П. был заключен договор купли-продажи домовладения, состоящего из одноэтажного бревенчатого дома с надворными постройками при нем, согласно которому истец приобрел в собственность жилой дом, <данные изъяты>. 23 июля 1979 года указанный договор зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета депутатов трудящихся в реестре за № 341 и в ГУП «БТИ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» в реестровой книге № 4 стр. 22. 06 апреля 2004 года постановлением главы администрации Менделеевского района Мухамадееву И.Л. был безвозмездно предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, <данные изъяты> как собственнику объекта недвижимости – жилого дома на основании договора купли-продажи от 23 июля 1979 года. Право собственности истца на земельный участок <данные изъяты> зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09 июля 2004 года сделана запись о регистрации и выдано свидетельство о государственной регистрации права от 13 июля 2004 года. Жилой дом, <данные изъяты>, был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>. При обращении в Росреестр с заявлением о регистрации прав на жилой дом был получен отказ ввиду отсутствия документа, подтверждающего право собственности на жилой дом. Представить в оригинале договор купли-продажи от 23 июля 1979 года не представляется возможным. С момента заключения договора купли-продажи дома истец владеет домом открыто, оплачивает коммунальные услуги, за свой счет проводит текущий ремонт дома. В течение всего срока владения недвижимым имуществом никаких претензий от бывших собственников или третьих лиц к истцу не предъявлялось. Истец просит признать право собственности на объект недвижимости – жилой дом, <данные изъяты> Мухамадеевым И.Л. в силу приобретательной давности.
Определением суда от 02 июня 2020 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Досманова А.П.
Представитель истца Тихомирова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан Царева Е.С. возражений по иску не имеет.
Адвокат Власов А.С., назначенный в качестве представителя ответчика Досмановой А.П. на основании ст. 50 ГПК РФ в связи с неизвестностью места жительства ответчика, возражений по иску не имеет.
Представитель третьего лица МО по Елабужскому и Менделеевскому районам Управления Росреестра по РТ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Опрошенная в качестве специалиста руководитель Менделеевского подразделения Набережночелнинского филиала АО БТИ РТ Скоробогатова В.А. суду пояснила, что в инвентарном деле на жилой <данные изъяты> БТИ имеется оригинал договора купли-продажи от 23 июля 1979 года, на основании которого право собственности на жилой дом <данные изъяты> зарегистрировано за Мухамадеевым И.Л. В дальнейшем произошла переадресация жилого дома <данные изъяты> на жилой дом № <данные изъяты>, однако документы о переадресации не сохранились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Судом установлено, что на основании договора от 23 июля 1979 года Досманова А.П. продала, а Мухамадеев И.Л. купил домовладение, состоящего из одноэтажного бревенчатого дома с надворными постройками при нем, <данные изъяты>
23 июля 1979 года в ГУП «БТИ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» в реестровой книге № 4 стр. 22 домовладение <данные изъяты> зарегистрировано за Мухамадеевым И.Л. на основании личной собственности.
Из ответа АО « Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» следует, что смена нумерации домов по улице <данные изъяты> произошла в связи со сносом ветхих жилых домов и дальнейшей перенумерации оставшихся. Документы – основания о перенумерации не передавались на хранение в архив БТИ. По данным АО «БТИ РТ» жилой дом, <данные изъяты> принадлежит Мухамадееву И.Л., на основании договора купли-продажи от 23 июля 1979 года.
Постановлением главы администрации Менделеевского района № 591 от 06 апреля 2004 года Мухамадееву И.Л. был безвозмездно предоставлен в собственность земельный участок, <данные изъяты> на котором расположен жилой дом, принадлежащий ему на основании договора купли-продажи от 23 июля 1979 года, для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности за Мухамадеевым И.Л. на данный земельный участок зарегистрирован 13 июля 2004 года.
Из выписки из домовой книги по состоянию на 16 марта 2020 года следует, что Мухамадеев И.Л. зарегистрирован с 31 мая 2002 года <данные изъяты>
С учетом исследованных доказательств по делу, суд приходит к выводу о том, право собственности истца Мухамадеева И.Л. на спорный жилой дом возник на основании договора купли-продажи от 23.07.1979 года.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за истцом права собственности на указанный жилой дом.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым иск Мухамадеева И.Л. удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск Мухамадеева И.Л. удовлетворить.
Признать за Мухамадеевым И.Л. право собственности на жилой дом <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Маннапова Г.Р.