Решение по делу № 33-1819/2021 от 29.04.2021

    судья Милошенко Н.В.      Дело №2-182/2021

        (2-1446/2020)

        (первая инстанция)

         № 33-1819/2021

                          (апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи    - Радовиля В.Л.,

судей                                    - Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,

при секретаре                        - Карпенко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Старцевой Г. И. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании государственного акта недействительным,

по апелляционной жалобе Старцевой Г. И. на решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 19 января 2021 года, заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,

УСТАНОВИЛА:

Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя обратился в суд с иском к Старцевой Г.И. об истребовании из незаконного владения земельного участка площадью 0,0860 га, расположенного по адресу: <адрес>; признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЛ от ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ между Севастопольским городским Советом и Обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» в срочное платное пользование передан земельный участок общей площадью 4,5106 га для жилищного строительства, с отнесением этих земель к категории земель жилой и общественной застройки, расположенный по адресу: <адрес>, в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ. На основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ в указанный договор внесены изменения, согласно которым из договора исключен пункт 10, регулирующий участие арендатора в развитии инженерно-транспортной инфраструктуры <адрес>. На основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О прекращении права аренды на часть земельного участка ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» и передаче в собственность гр. Лайкунас А.В. земельного участка площадью 0,0860 га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)» спорный земельный участок передан в собственность Лайкунас А.В., который выдан государственный акт на право собственности на земельный участок. В последующем Лайкунас А.В. продала земельный участок по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Старцеву Е.В. В настоящее время, спорный земельный участок находится в собственности у Старцевой Г.И. в порядке наследования. Однако, земельный участок общей площадью 4,5106 га, переданный ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» относится к землям лесного фонда, в связи с чем, этот участок мог быть передан в пользование только на основании властного распоряжения Кабинета Министров Украины. Данный земельный участок на момент передачи на основании планово-картографических материалов лесоустройства находился в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство». Однако, решение об изъятии земельного участка площадью 4,5106 га, в состав которого входил и спорный, уполномоченным органом не принималось.

Решением Балаклавского районного суда г.Севастополя от 19 января 2021 года исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворены частично. Истребован из незаконного владения Старцевой Г.И. в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя земельный участок, кадастровый , площадью 860 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда Старцева Г.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что спорный земельный участок не относится к землям лесного фонда; ответчик является добросовестным приобретателем, а также необоснованно не применил срок исковой давности.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств приобретения первоначальным собственником, а в последующем Старцевым Е.В., наследником которого является Старцева Г.И., земельного участка в нарушение требований земельного законодательства, регулирующего использование земель лесного фонда.

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство Украины, действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым.

Статьей 14 Конституции Украины установлено, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.

В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом. Соблюдение данного порядка является неотъемлемой частью реализации права гражданина на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Украины земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на несколько категорий. В том числе, определена категория земель лесного фонда.

Согласно частям 1,2,4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Земельного кодекса Украины                     к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

В силу положений статей 56,57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Порядок использования земель лесного фонда определяется законом.

Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

Как следует из пункта «б» части 1 статьи 164 Земельного кодекса Украины охрана земель включает в себя, в том числе, и защиту лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для иных потребностей.

Таким образом, законом определено, что земли лесного фонда используются непосредственно для нужд лесного хозяйства, режим использования которых определяется законом.

Как установлено в статье 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности народа.

В силу статьи 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся                    в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Распорядителем земель, находящихся в государственной собственности в силу статьи 13 Земельного кодекса Украины является Кабинет Министров Украины. К землям государственной собственности согласно положениям статьи 84 Земельного кодекса Украины относятся все земли Украины, за исключением земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут быть переданы в частную собственность, относятся, в том числе, и земли лесохозяйственного назначения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт «г» части 4 статьи 84 Земельного кодекса Украины).

В соответствии с частью 1 статьи 56 Земельного кодекса Украины гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесохозяйственного назначения общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения.

Согласно части 1 статьи 57 Земельного кодекса Украины земельные участки лесохозяйственного назначения по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства.

Как определено в статье 27 Лесного кодекса Украины передача                       в собственность, предоставление в постоянное пользование для не лесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений.

Постановлением Правительства Севастополя от 07 августа 2014 года №202 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации, к которым отнесен, в том числе, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольским городским Советом принято решение «О передаче в аренду ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельного участка для жилищного строительства в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ» (л.д.11, т.1).

Указанным решением Обслуживающему кооперативу жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Орлиное 1» дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 4,5106 га в районе Севастопольского ГЛОХ для жилищного строительства, а также утвержден представленный ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» проект землеустройства по отводу земельного участка в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ общей площадью 4,5106 га для жилищного строительства.

ОК «ЖСКИЗ «Орлиное 1» передан в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 4,5106 га, в том числе, участок площадью 0,5653 га, участок площадью 1,7094 га, участок площадью 0,8071 га, участок площадью 1,4288 га, для жилищного строительства в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ с отнесение этих земель к категории земель жилой и общественной застройки.

Согласно письму Управления городского строительства и архитектуры от ДД.ММ.ГГГГ исх. земельному участку, используемому ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» для жилищного строительства, поименованному в решении Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, присвоен адрес – Севастопольская зона ЮБК, - .

Решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ определено передать Лайкунас А.В. собственность земельный участок площадью 0,8860 га, расположенный по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), без изменения категории земель.

    ДД.ММ.ГГГГ Лайкунас А.В. получила государственный акт на право собственности на земельный участок площадью 0,0860 га, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>; целевое назначение: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).

ДД.ММ.ГГГГ Лайкунас А.В. продала земельный участок Старцеву Е.В.

    ДД.ММ.ГГГГ Старцев Е.В. умер.

    Наследником наследственного имущества, оставшегося после смерти Старцева Е.В., согласно материалам наследственного дела является Старцева Г.И. В наследственную массу вошел, в том числе и спорный земельный участок.

    Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет (кадастровый ). Сведения о земельном участке имеют статус: «актуальные, ранее учтенные».

Заключением эксперта ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1», в состав которого входит и спорный, расположен в квартале 15, выделы 6, 14-23, 25-27, в квартале 12, выделы 18,19 Орлиновского участкового лесничества.

На момент передачи ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» земельный участок площадью 4,5106 га находился в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».

Земельный участок площадью 4,5106 га не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, и не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий.

Земельный участок общей площадью 4,5106 га, в состав которого входит и спорный, без принятия в установленном законом порядке решения об изменении его целевого назначения, исходя из положений статьи 27 Лесного кодекса Украины, не мог быть передан в аренду ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» на основании решения Севастопольского городского Совета, с отнесением данных земель к категории земель жилой и общественной застройки.

Земельный участок общей площадью 8,7122 га, в состав которого входит и спорный, не являлся замкнутым земельным участком в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий. ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства. Земельный участок площадью 8,7122 га мог быть передан ОК «ЖСТИЗ «Орлиное 1» только после изъятия земельного участка у постоянного пользователя и на основании распоряжения Кабинета Министров Украины.

Согласно материалам дела, такое распоряжение не издавалось, процедура изъятия не осуществлялась. Принятыми решениями Севастопольской городской государственной администрации изменено целевое назначение указанных земель.

Кроме того, материалами дела установлен факт нахождения земельного участка в административных пределах города Севастополя, в Балаклавском районе.

Однако, решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , а также решением Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ фактически изменено целевое назначение указанных земель.

Передача участка Севастопольским городским Советом в собственность первоначальному собственнику Лайкунас А.В., произведена в нарушение положений статей 81, 116, части 6 статьи 118, статьи 9 Земельного кодекса Украины, пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, статьи 13 Земельного кодекса Украины, статьи 27 Лесного кодекса Украины.

Согласно статье 301 Гражданского кодекса РФ собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

Поскольку право собственности на спорный земельный участок возникло у Лайкунас А.В., а в последующем у Старцева Е.В., наследником которого является Старцева Г.И., вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, данный объект недвижимости подлежит истребованию в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения Старцевой Г.И.

Выводы суда первой инстанции в данной части являются обоснованными.

Ответчиком Страцевой Г.И. суду первой инстанции было заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

Положениями пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентировано, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» также даны руководящие разъяснения о том, что в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права

Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство    в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что по смыслу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», решением Севастопольского городского совета № 1756 «О статусе города-героя Севастополя», Законом города Севастополя от 24 апреля 2014 года №3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Законом города Севастополя от 30 апреля 2014 года №5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Постановления Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года № 883-ПП «Об утверждении положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является вновь созданным органом, подконтрольным Правительству Севастополя, и не является правопреемником государственный органов Украины, действовавших на территории города Севастополя в момент возникновения спорных отношений.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ                    от 29 сентября 2015 года №43 «О некоторых вопросах связанных                               с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации                         об исковой давности» по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ при обращении в суд органов государственной власти органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса РФ часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53 статья 53 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

31 марта 2014 года Правительством Севастополя издано Распоряжение № 237-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе».

Распоряжением Правительства Севастополя № 603-РП от 21 июля             2015 года в распоряжение № 237-РП внесены изменения, изменено его название в новой редакции, распоряжение поименовано «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», пункт 1 распоряжения изложен в редакции: «Произвести кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположены леса города Севастополя, закрепленные                            за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество». Кадастровые работы производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».

В ходе проведения кадастровых работ в 2015 году выявлено, что земельные участки, переданные в собственность граждан - членов ОК «ЖСТИЗ «Орилиное 1», расположены в границах земель государственной собственности лесного назначения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Лайкунас А.В. продала земельный участок Старцеву Е.В.

ДД.ММ.ГГГГ – Старцев Е.В. умер.

Наследником наследственного имущества, оставшегося после смерти Старцева Е.В., согласно материалам наследственного дела является Старцева Г.И. В наследственную массу вошел, в том числе и спорный земельный участок.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что в производстве Балаклавского районного суда г. Севастополя находилось гражданское дело № 2-809/2016 по иску Правительства Севастополя к Старцеву Е.В. об истребовании спорного земельного участка из его незаконного владения, в рамках которого определением суда от 08 августа 2016 года приняты обеспечительные меры.

Определением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 28 ноября 2016 года производство по делу было прекращено, в связи со смертью ответчика Старцева Е.В.

14 октября 2016 года Правительством города Севастополя с целью защиты имущественных прав города Севастополя предпринимались меры по установлению круга наследников Старцева Е.В., что подтверждается направлением запроса нотариусу Московской городской нотариальной палаты Павловой О.В. о предоставлении сведений о лицах, которым выданы свидетельства о праве на наследство в отношении имущества, принадлежащего Старцеву Е.В., в том числе и в отношении спорного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом города Москва Павловой О.В. направлена информация в адрес Правительства города Севастополя о наследственном деле к имуществу умершего Страцева Е.В. ( т.2 л.д. 143).

Между тем, с ноября 2016 года после получения информации от нотариуса города Москва Павловой О.В. Правительство города Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя располагали сведениями о наследственном деле и круге наследников к имуществу умершего Страцева Е.В., однако, с иском в суд обратились только 25 сентября 2020 года, то есть за пропуском трехгодичного срока исковой давности, после принятия определения Балаклавским районным судом г. Севастополя от 11 марта 2020 года по делу № 2-809/2016 об отмене обеспечительных мер по спорному земельному участку.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Срок исковой давности по требованиям об истребовании недвижимого имущества (земельного участка) в пользу публичных образований подлежит исчислению с момента, когда его исполнительно-распорядительный орган узнал или должен был узнать о нарушении права и выбытии недвижимого имущества из собственности города Севастополя.

Из содержания статей 199, 200, 301 ГК РФ и разъяснений порядка применения этих норм следует, что срок исковой давности по требованиям об истребовании недвижимого имущества (земельных участков), которое выбыло из владения помимо воли органов местного самоуправления, подлежит исчислению момента, когда Правительство города Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя узнало или должно была узнать о нарушении своих прав и выбытии недвижимого имущества из своего владения.

Данная позиция отражена в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.04.2018 N 117-КГ18-21; № 117-КГ18-20, № 117-КГ18-9; № 117-КГ18-5.

С учетом вышеизложенного, Правительство города Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя должно было узнать о нарушении своих прав и выбытии недвижимого имущества из своего владения с момента образования (март 2014 года), либо в ходе проведения кадастровых работ в 2015 году, либо с ноября 2016 года после получения информации от нотариуса о наличии наследственного дела наследодателя Старцева Е.В. и о круге его наследников, в связи с чем, доводы ответчика о пропуске Департаментом по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя срока исковой давности являются обоснованными, срок исковой давности не верно исчислен судом с марта 2020 года (даты вынесения определения Балаклавского районного суда г. Севастополя об отмене обеспечительных мер).

Руководствуясь п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 222, ст. ст. 195, 196, 199, 200, 201, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями пунктов 4 - 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2006 N 445-О, судебная коллегия полагает, что истец достоверно знал об обстоятельствах, которые, по его мнению, образуют нарушение его прав, начиная с 2016 года, то есть после получения информации от нотариуса о наследственном деле к имуществу умершего Старцева Е.В.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истцу стало известно о нарушении его права позже, чем в 2016 году, когда Правительству города Севастополя стало известно о наличии    наследников к имуществу умершего Старцева Е.В., который являлся собственником спорного земельного участка.

Между тем, Правительство Севастополя с 2016 года никаких мер по защите своих нарушенных прав не предпринимало, отвечающих требованиям статей 59 - 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств в подтверждение своих доводов истцом не представлено, с иском в суд обратились только в 2020 году, за пропуском срока исковой давности, в связи с чем, решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 19 января 2021 года подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Старцевой Г.И.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    решение Балаклавского районного суда г.Севастополя от 19 января 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

    В удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Старцевой Г. И. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании государственного акта недействительным, отказать.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

    Председательствующий:                     В.Л.Радовиль

    Судьи:                                А.В.Ваулина

                                        Е.В.Герасименко

33-1819/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Ответчики
Старцева Галина Ивановна
Другие
Управление лесного и охотничьего хозяйства г.Севастополя
Лайкунас Александра Валерьевна
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Аскеров Фахрат Агаджанович
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Герасименко Елена Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
29.04.2021Передача дела судье
10.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2021Передано в экспедицию
10.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее