Решение по делу № 2-79/2023 от 16.02.2023

№ 2-79/2023

УИД:45RS0013-01-2022-000074-18

РЕШЕНИЕ

                                            Именем Российской Федерации

с.Мокроусово                                                                                      16 марта 2023 года

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Ивановой О.А.,

при секретаре Ивановой Н.Ф., с участием

истца Важениной Н.М., ее представителя Шахматовой Е.А.,

ответчика представителя Администрации Мокроусовского района Бетехтиной И.П.,

помощника прокурора Мокроусовского района Курганской области           Кондратьева И.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Важениной Натальи Михайловны к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств», Администрации Мокроусовского района Курганской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Важенина Н.М. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» (далее – МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», учреждение), Администрации Мокроусовского района о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что в связи с переименованием казенного муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств» в МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» 31.05.2016 между Важениной Н.М. и МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» заключен трудовой договор в новой редакции. На основании постановления Администрации Мокроусовского района от 29.06.2022 №246 истцу выдано уведомление №6 от 30.06.2022 о ликвидации учреждения и о досрочном расторжении трудового договора от 31.05.2016 с 01.09.2022 на основании п. 1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией учреждения с выплатой выходного пособия. На основании приказа МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» от 01.09.2022 действие трудового договора прекращено в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Решением Мокроусовского районного суда Курганской области от 22.11.2022 административное исковое заявление прокурора Мокроусовского района Курганской области об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворено. Признано недействительным постановление Администрации Мокроусовского района от 29.06.2022 №246 «О ликвидации муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств», на Администрацию Мокроусовского муниципального округа возложена обязанность устранить нарушения путем отмены постановления Администрации Мокроусовского района от 29.06.2022 №246 «О ликвидации муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Судебной коллегией по административным делам Курганского областного суда от 01.02.2023 решение Мокроусовского районного суда Курганской области оставлено без изменения, апелляционные жалобы Администрации Мокроусовского муниципального округа, МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» - без удовлетворения.

Важенина Н.М. считает увольнение незаконным, т.к. оно проведено с нарушением норм материального права, ликвидация носит формальный характер. Просит восстановить в должности преподавателя МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» с 01.09.2022, взыскать с МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» заработную плату за все время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

В судебном заседании Важенина Н.М., ее представитель Шахматова Е.А. заявленные требования поддержали, указав, что исковые требования считают обоснованными, поскольку, процедура увольнения истца проведена с нарушением ее трудовых прав, в том числе была нарушена процедура проведения ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», работодателем при увольнении работников нарушены положения коллективного договора МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» на 2020-2022 годы, истец заявил ходатайство о признании причин пропуска срока подачи иска уважительными и его восстановлении.

Представитель ответчика МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия, в отзыве указал, что увольнение Важениной Н.М. проведено с соблюдением требований действующего законодательства, нарушения прав работника при увольнении не допущено, все гарантии прав работника соблюдены, выплата положенных компенсаций произведена, оснований взыскания морального вреда не имеется, просил применить последствия пропуска срока исковой давности в отношении исковых требований, в удовлетворении исковых требований отказать (т.1 л.д. 87, 241).

Представитель ответчика Администрации Мокроусовского района Курганской области Бетехтина И.П. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что все требования, предъявляемые к процедуре проведения ликвидации учреждения, были соблюдены, при увольнении трудовые права истца не нарушены, просила применить последствия пропуска срока исковой давности в отношении исковых требований.

Помощник прокурора Мокроусовского района Курганской области Кондратьев И.В. полагал иск в части восстановления на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула подлежащим удовлетворению в полном объеме, в части компенсации морального вреда частично.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судом установлено, что 31.05.2016 МКУДО «Мокроусовская ДШИ» (ИНН 4515004074 ОГРН 1024501598593) и Важенина Н.М. заключили трудовой договор на неопределенный срок, работодатель предоставил работнику работу по должности преподавателя. Работнику установлена 36 часовая рабочая неделя (т. 2 л.д. 6-7).

МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» является муниципальным казенным учреждением дополнительного образования, некоммерческой организацией. Учредителем является муниципальное образование Мокроусовский район Курганской области, функции и полномочия учредителя исполняет Администрация Мокроусовского района, что закреплено Уставом МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» (т. 1 л.д. 59-69).

Пункт 104 Устава МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» предусматривает, что решение о ликвидации учреждения принимается учредителем на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

При ликвидации учреждения его работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с трудовым законодательством (п. 107 Устава).

В соответствии с постановлением Администрации Мокроусовского района Курганской области от 29.06.2022 № 246 «О ликвидации муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» Администрацией Мокроусовского района принято решение о ликвидации юридического лица МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», назначена ликвидационная комиссия.

30.06.2022 работник МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» Важенина Н.М. уведомлена о ликвидации учреждения и досрочном расторжении трудового договора от 31.05.2016, уведомление истцом получено, что подтверждается ее подписью в уведомлении от 30.06.2022 № 6. В уведомлении указано основание ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», имеется ссылка на вышеуказанное постановление Администрации Мокроусовского района Курганской области (т. 2 л.д. 11).

По материалам дела установлено, что сведения о ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» внесены в ЕГРЮЛ 11.07.2022, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

Постановление Администрации Мокроусовского района от 29.06.2022 № 246 о ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» размещено на сайте учреждения (т. 1 л.д. 246).

В соответствии с приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 01.09.2022 № 19 Важенина Н.М. с 01.09.2022 уволена из МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» с должности преподавателя в связи с ликвидацией организации по основанию п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). При увольнении Важенина Н.М. ознакомлена с приказом от 01.09.2022 № 19, в котором она указала возражения в связи с размером выплат (т. 2 л.д. 12). В трудовую книжку истца внесена запись о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией учреждения (т. 1 л.д. 7-8).

Важениной Н.М. при увольнении выдана трудовая книжка, работодателем выплачено выходное пособие 01.09.2022 в размере 28069,86 руб., и сохраняемый среднемесячный заработок на период трудоустройства - 08.11.2022 в размере 28069,86 руб. и 05.12.2022 – 28069,86 руб. (т. 1 л.д. 121).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации.

Основанием для увольнения работников по пункту 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (статья 61 ГК РФ) (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 63 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

В силу части первой статьи 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя (абзац первый пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, реализуя предоставленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала, применение дисциплинарных взысканий), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Истец полагает увольнение проведенным с нарушением требований п. 6.2 коллективного договора МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» на 2020-2022 годы, которым предусмотрено увольнение работников по инициативе работодателя в связи с ликвидацией учреждения и сокращением численности или штата с учетом мнения (с предварительного согласия) представителя трудового коллектива (т.1 л.д. 213-229).

Представителем Администрации Мокроусовского района в судебном заседании приведен довод о том, что на дату принятия постановления Администрации Мокроусовского района от 29.06.2022 № 246 о ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» коллективный договор на 2020-2022 годы не являлся действующим, следовательно, нарушение прав Важениной Н.М. не допущено.

При исследовании материалов дела судом установлено, что осенью 2019 года в МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» начались переговоры по заключению коллективного договора МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» на 2020-2023 годы. В 2020 коллективный договор на 2020-2022 был подписан директором МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» и представителем трудового коллектива.

Истцом в суд предоставлена копия коллективного договора на 2020-2022 годы, на коллективном договоре имеются подписи и.о. директора МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» ФИО10. и представителя трудового коллектива ФИО11. Коллективный договор подписан сторонами 08.05.2020 (т. 1 л.д. 213-229).

В материалы дела представлены копия протокола собрания работников трудового коллектива МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» от 11.12.2019 в повестке которого указано о принятии коллективного договора на 2019-2022 г.г. (т. 1 л.д. 237), копия решения собрания работников трудового коллектива от 11.12.2019 о принятии коллективного договора на 2019-2022 г.г. (т. 1 л.д. 238), копия уведомления работодателя трудовым коллективом от 29.01.2020 с предложением начать переговоры по заключению коллективного договора на 2020-2023 г.г. (т. 1 л.д. 230).

Оценивая приведенные сторонами доводы, представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу о том, что в самом коллективном договоре срок действия договора не определен, наличие каких-либо документов, подтверждающих соглашение между работодателем и трудовым коллективом о сроке действия договора, судом не установлено.

Вместе с тем учитывая, что между работниками и работодателем велись переговоры по заключению коллективного договора на 2019-2022 годы, в материалах дела представлено решение собрания работников трудового коллектива о принятии коллективного договора на 2019-2022 годы, коллективный договор на 2020-2022 годы подписан представителем трудового коллектива и директором учреждения, суд приходит к выводу, что коллективный договор МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» действовал до конца 2022 года.

Каких-либо документов о согласовании работодателем и работниками учреждения срока действия коллективного договора до 08.05.2022 в материалы дела в подтверждение своих доводов ответчиками не представлено.

Исходя из изложенного, суд полагает, что при увольнении Важениной Н.М., в связи с ликвидацией учреждения, работодателем были нарушены ее трудовые права, предусмотренные п. 6.2 коллективного договора, увольнение было осуществлено без согласования с представителем трудового коллектива, доказательств обратного в материалы дела ответчиками не представлено.

Кроме того, истец указывает, что бездействие работодателя по изданию приказа об увольнении работников в связи с ликвидацией учреждения, после принятия Администрацией Мокроусовского района постановления от 29.06.2022 № 246 «О ликвидации муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств», повлекло нарушение ее трудовых прав.

Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Как установлено пунктом 63 Устава МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» учредитель принимает решения о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации учреждения.

Решение учредителя - Администрации Мокроусовского района о ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» принято 29.06.2022.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что решение о ликвидации, принятое уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, является основанием для предупреждения работника о предстоящем расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации и основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 статьи 81 ТК РФ, в данном случае издание специального приказа об увольнении работников не требовалось.

Оценивая соблюдение порядка ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» судом установлено, что доводы истца о допущенных нарушениях действующего законодательства при ликвидации учреждения нашли подтверждение.

Важенина Н.М. и другие работники МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» 01.09.2022 обратились в прокуратуру Мокроусовского района по вопросу законности ликвидации учреждения (т. 1 л.д. 123-124).

Кроме того, в прокуратуру Мокроусовского района Курганской области по вопросу законности ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» обращалась от лица заявителей-работников учреждения и родителей представитель истца Шахматова Е.А. В ответах прокуратуры Мокроусовского района Курганской области от 28.09.2022 и от 31.10.2022 на обращения указано о выявленном нарушении при принятии решения о ликвидации образовательного учреждения (т. 1 л.д. 128-120, 130).

По вышеуказанному основанию прокуратурой Мокроусовского района Курганской области главе Мокроусовского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (т. 1 л.д. 125-127).

Также в прокуратуру Курганской области от лица педагогов и родителей обучающихся в МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» ФИО12. направлено коллективное обращение по вопросу ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ». Из прокуратуры Курганской области 28.09.2022 заявителю поступил ответ о проведении проверки, в ходе которой установлено, что процедура ликвидации образовательной организации проведена с нарушением п. 4 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Курганской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений», утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 23.12.2013 №694 (т. 1 л.д. 172).

Согласно ч. 11 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 23.12.2013 №694 «О порядке проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Курганской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядке создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений» и постановлением Администрации Мокроусовского района от 14.05.2021 №150 «Об утверждении Положения о работе комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации Мокроусовского района, о создании комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений» в 2022 году Администрацией Мокроусовского района проведена оценка последствий принятия решения о ликвидации муниципальной образовательной организации.

Однако Администрацией Мокроусовского района был нарушен порядок проведения оценки последствий принятия решения о ликвидации муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки, а также порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовка ею заключения. Принятое решение комиссией и положительное заключение о ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» не соответствуют требованиям постановления Администрации Мокроусовского района от 14.05.2021 №150 «Об утверждении Положения о работе комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации Мокроусовского района, о создании комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений».

Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Мокроусовского районного суда от 22.11.2022 по административному иску прокурора Мокроусовского района Курганской области к Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области об оспаривании решения органа местного самоуправления и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 01.02.2023 по апелляционной жалобе Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области, МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» на решение Мокроусовского районного суда от 22.11.2022 по административному иску прокурора Мокроусовского района Курганской области к Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области о признании незаконным постановления от 29 июня 2022 года №246 «О ликвидации муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств», имеющими преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора, и не подлежат оспариванию и доказыванию вновь (т. 1 л.д. 38-44, 45-50).

Кроме того, решением Мокроусовского районного суда от 22.11.2022 по административному иску прокурора Мокроусовского района Курганской области к Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 01.02.2023, постановление Администрации Мокроусовского района Курганской области от 29.06.2022 №246 «О ликвидации муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» признано незаконным, на Администрацию Мокроусовского муниципального округа Курганской области возложена обязанность отменить указанное постановление в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с решением Думы Мокроусовского муниципального округа от 13.05.2022 №7 «О правопреемстве органов местного самоуправления Мокроусовского муниципального округа Курганской области» (в редакции от 22.08.2022) Администрация Мокроусовского муниципального округа является правопреемником Администрации Мокроусовского района, в том числе в части вопросов отмены муниципальных правовых актов, принятых преобразованными муниципальными образованиями.

Во исполнение решения Мокроусовского районного суда от 22.11.2022 Администрацией Мокроусовского муниципального округа принято постановление от 06.03.2023 № 80 «Об отмене постановления Администрации Мокроусовского района Курганской области от 29 июня 2022 года №246 «О ликвидации Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» (т. 1 л.д. 138).

На основании вышеизложенного суд считает доказанным, что ликвидация учреждения была проведена с нарушениями требований действующего законодательства, работодателем нарушены трудовые права Важениной Н.М. и признает увольнение истца незаконным.

Учитывая, что постановление о ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» отменено, в налоговый орган направлены документы о восстановлении деятельности учреждения, приказом МКУ «Мокроусовский Центр культуры» от 06.03.2023 № 16 назначен директор МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», суд приходит к выводу о том, что истец подлежит восстановлению на работе в прежней должности.

Ответчиками в отзывах на исковое заявление и в суде заявлено о применении последствий пропуска истцом предусмотренного ст. 392 ТК РФ месячного срока для обращения работника в суд с иском по спору об увольнении с работы.

В судебном заседании истец, ее представитель Шахматова Е.А. указывали на наличие уважительных причин пропуска срока обращения в суд с иском об оспаривании законности увольнения, поскольку с момента увольнения и до обращения в суд с иском Важенина Н.М. предпринимала меры для восстановления своих трудовых прав, а именно по факту нарушения работодателем ее трудовых прав она обращалась в прокуратуру Мокроусовского района Курганской области, работники коллектива по вышеуказанному вопросу обращались в прокуратуру Курганской области.

Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 ТК РФ).

В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд содержатся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 №15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» к уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок. Об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

По материалам дела судом установлено, что 01.09.2022 истец обратилась в прокуратуру Мокроусовского района Курганской области с заявлением по факту незаконности ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», при проведении проверки прокуратурой были выявлены основания для внесения акта прокурорского реагирования в адрес Главы Мокроусовского муниципального округа по вопросу устранения нарушения требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ».

Учитывая, что главой Мокроусовского муниципального округа требования представления прокурора Мокроусовского района не были выполнены, 28.10.2022 прокурором в суд было направлено административное исковое заявление об оспаривании постановления Администрации Мокроусовского района о ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ». Решением Мокроусовского районного суда от 22.11.2022 административный иск был удовлетворен, решение вступило в силу 01.02.2023. Апелляционное определение Курганского областного суда от 01.02.2023 в полном объеме было изготовлено 14.02.2023, после чего 16.02.2023 истец обратился с иском о восстановлении на работе.

Учитывая всю совокупность обстоятельств дела, суд обоснованно приходит к выводу о том, что истец, обратившись в органы прокуратуры, правомерно полагала, что ее обращение будет способствовать восстановлению ее трудовых прав работодателем добровольно во внесудебном порядке.

Суд полагает, что причина пропуска срока истцом Важениной Н.М. носит уважительный характер, действующее законодательство предполагает возможность восстановления истцу пропущенного им срока для обращения в суд, поэтому ходатайство истца о восстановлении срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора подлежит удовлетворению.

В силу статьи 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Согласно части 2 статьи 394 ТК РФ, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. В силу пункта 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 2-3 статьи 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Исходя из положений данной нормы, а также с учетом требований статей 91, 100, 129 ТК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», при определении количества дней времени вынужденного прогула необходимо учитывать количество рабочих дней данного периода, а не календарных.

Согласно статьям 106, 107 ТК РФ выходные дни и нерабочие праздничные дни действующим трудовым законодательством отнесены ко времени отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. При режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями включение в расчет выходных, а также нерабочих праздничных дней, при определении суммы оплаты времени вынужденного прогула не допускается.

В соответствии с пунктами 4 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. Средний заработок работника определяется путем умножения среднедневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Судом установлено, что вынужденный прогул истца за период со 02.09.2022 по 16.03.2023 (включительно) составляет 131 рабочий день с учетом установленного истцу пятидневного режима работы.

Согласно справке о среднемесячном размере заработной платы истца в МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ» Финансового управления Мокроусовского муниципального округа её размер составляет 23057,42 руб. (заработок за отчетный период 276689,00 руб. / 12 мес.), среднедневной размер составляет – 1336,66 руб. (т.1 л.д. 121).

Расчет среднедневной заработной платы – 1336,66 руб., произведенный Финансовым управлением Мокроусовского муниципального округа, суд признает верным, сторонами указанный расчет не оспаривается.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2, при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Истцу выплачено выходное пособие в сумме 28069,86 руб.

Таким образом, расчет среднего заработка за период вынужденного прогула истца составляет – 147 032 рубля 60 копеек (131 день х 1336,66 руб. – 28069,86 руб.). Данная сумма подлежит взысканию с ответчика.

Разрешая требования Важениной Н.М. о компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей, и находя иск в указанной части подлежащим частичному удовлетворению, суд исходит из следующего.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме, определяемой соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Такое правовое регулирование, возлагающее на работодателя дополнительную ответственность за нарушение трудовых прав работника, имеет целью защиту прав и законных интересов лиц, работающих по трудовому договору (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 года № 538-О-О).

Законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. Компенсация морального вреда должна возместить потерпевшему понесенные им физические и нравственные страдания. Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела.

Из материалов дела следует, что Администрацией Мокроусовского района незаконно принято постановление о ликвидации МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», работник Важенина Н.М. незаконно уволена из МКУ ДО «Мокроусовская ДШИ», чем нарушены права работника на реализацию трудовых прав. Суд приходит к выводу, что увольнение истца в связи с ликвидацией учреждения повлекло нарушение его трудовых прав.

В подтверждение степени и характера перенесенных истцом физических и нравственных страданий в связи с незаконным увольнением Важениной Н.М. в судебном заседании указано о том, что вследствие незаконных действий истец был лишен возможности осуществлять работу, она испытывает стресс, проблемы со здоровьем, нарушение гормонального фона в организме.

В подтверждение доводов Важенина Н.М. предоставила копии документов из медицинской карты ГБУ «Мокроусовская ЦРБ» о врачебном приеме 17.01.2023, 25.01.2023.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, в силу ч. 2 ст. 237 ТК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, в том числе степени вины работодателя, учитывая объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, связанных с необходимостью обращения в судебные органы за защитой своих трудовых прав, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд считает, что заявленный к взысканию истцом размер компенсации морального вреда является чрезмерно завышенным и определяет его в размере 7000 рублей.

Как следует из искового заявления, истец обратился в суд с требованием о восстановлении в должности преподавателя, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

При подаче искового заявления истец освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета Мокроусовского муниципального округа Курганской области в размере 5571 рубль 48 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Важениной Натальи Михайловны к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств», Администрации Мокроусовского района Курганской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным увольнение Важениной Натальи Михайловны из муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» 01.09.2022 г.

Муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» восстановить Важенину Наталью Михайловну в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» в должности преподавателя со      02.09.2022 г.

Взыскать с муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» (ИНН 4515004074 ОГРН 1024501598593) в пользу Важениной Натальи Михайловны (ИНН ) оплату за время вынужденного прогула со 02.09.2022 по 16.03.2023 в размере 147 032 рубля 60 копеек с удержанием при выплате указанной суммы налога на доходы физических лиц, компенсацию морального вреда в сумме 7000 рублей, всего взыскать 154 032 рубля 60 копеек.

Решение в части восстановления на работе и взыскания заработной платы за период вынужденного прогула в течение трех месяцев со 02.09.2022 по 01.12.2022 в размере 85 546 рублей 24 копейки подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении остальной части исковых требований Важениной Натальи Михайловны - отказать.

Взыскать с муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Мокроусовская детская школа искусств» в доход бюджета муниципального образования Мокроусовский муниципальный округ Курганской области государственную пошлину в сумме 4880 рублей 65 копеек.

Настоящее решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20.03.2023.

Председательствующий                                                                 Иванова О.А.

2-79/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Важенина Наталья Михайловна
Ответчики
МКУ ДО "Мокроусовская детская школа искусств"
Администрация Мокроусовского района
Другие
Шахматова Елена Аркадьевна
Суд
Мокроусовский районный суд Курганской области
Судья
Иванова О. А.
Дело на странице суда
mokrousovsky.krg.sudrf.ru
16.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее