Дело № 2-624/2023

42RS0001-01-2023-000423-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Гурьяновой В.И.,

при секретаре Семёновой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

25 августа 2023 года

гражданское дело по иску Таймурзина Амира Дамировича к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты. Свои уточненные требования мотивировал тем, что Таймурзин Амир Дамирович является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного <дата>. Ранее этот дом, принадлежал <...> истца ФИО3, на основании договора купли-продажи от <дата>. С 2001 года истец проживает в этом доме, также совместно с ним проживает его мать ФИО4.

<адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты «Анжерская». В отношении дома администрацией Анжеро-Судженского городского округа получено заключение СФ АО ВНИМИ от <дата> , на основании которого дом сносу не подлежит, поскольку дом расположен на ранее подработанной территории.

Истец обратился в Администрацию Анжеро-Судженского городского округа по вопросу о включении его в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания, в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Анжерская». На свое обращение истцом был получен отказ со ссылкой на вышеупомянутое заключение ВНИМИ.

Считает, что отказ администрации Анжеро-Судженского городского округа незаконный, поскольку усилия истца по поддержанию дома в нормальном и пригодном для жизни состоянии сводятся на нет с каждой весной, другого жилья у истца в собственности нет.

Просит включить Таймурзина Амира Дамировича, <дата> года рождения в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной ОАО шахта «Анжерская».

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ему социальную выплату для приобретения жилья как одиноко проживающему гражданину из расчета 33 кв.м., исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра жилья на территории <адрес> на момент исполнения решения суда, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Истец Таймурзин А.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежаще, в своем письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца Гречухин М.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал, полностью поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. И пояснил, что истец проживал в доме с рождения. Ранее дом принадлежал отцу истца, после его смерти дом перешел в порядке наследования к истцу. Иного жилья на праве собственности либо ином праве у истца не имеется.

Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа Захарова Т.М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения спора извещена надлежаще, в своем письменном заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Также представила отзыв, в котором заключение ВНИМИ от <дата> /сэ не оспаривала.

Представители третьих лиц Министерства энергетики РФ, Федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ», в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежаще.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий реструктуризации угольной промышленности.

Согласно федеральному закону от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом, Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади – на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.

В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Судом установлено, что Таймуразин А.Д., является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>.

Право собственности зарегистрировано в филиале ППК «Роскадастр» по <адрес> <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Иного жилья в собственности у истца не имеется, что следует из сведений филиала ППК «Роскадастр» по <адрес> и справки ГБУ «ЦЕНТР ГКО и ТИ КУЗБАССА» от <дата>.

Согласно сведениям домовой книги истец имеет регистрацию с рождения и по настоящее время по адресу: <адрес> с <дата>. Также данные обстоятельства подтверждаются отметкой о регистрации в паспортных данных истца. Иных граждан, зарегистрированных по указанному адресу, судом не установлено.

Ранее дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежал отцу истца – ФИО3, на основании договора купли-продажи от <дата>.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что истец с момента своего рождения, то есть с <дата> проживал в данном доме вместе с матерью и отцом.

Таким образом, дом, расположенный по адресу: <адрес> - это единственное и постоянное место жительство истца. Другого жилья в собственности и пользовании нет.

Суд, проверяя наличие права на данное жилое помещение, постоянное проживание истца в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности исходит из следующего:

Решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Ш. Анжерская» от 07.04.1998 принято решение о ликвидации шахты, создана ликвидационная комиссия.

Из протокола № 13 заседания ликвидационной комиссии ОАО «Ш. Анжерская» от 03.06.2002 следует, что комиссия постановила: на основании телеграммы ГУРШ о прекращении финансирования по статье "Обеспечение жизнедеятельности предприятия в период ликвидации", в связи с передачей ответственности и средств государственной поддержки угольной отрасли от ликвидируемых организаций угольной промышленности органам самоуправления с целью выполнения работ по реконструкции и замене объектов социальной инфраструктуры, пострадавших в связи с ликвидацией шахт, сносу ветхого жилого фонда, содействию гражданам в приобретении жилья в замен сносимого ветхого и передачей прав получателя средств государственной поддержки ГУРШ для продолжения работ по ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ ликвидируемых шахт обратится в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельности (банкротстве) ОАО "Ш. Анжерская".

Решением Арбитражного суда от <дата> ОАО «Ш. Анжерская» признано несостоятельным (банкротом).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной 25.11.2011 МРИ ФНС России по <адрес> ОАО «Ш. Анжерская» прекратило деятельность 27.08.2003.

Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> установлено, что дом по <адрес>, находится на подработанной шахтой территории, отнесен к категории Э (жилые дома, не подработанные или построенные на ранее подработанной территории).

Согласно заключения СФ ОАО ВНИМИ от <дата> /сэ установлено, земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>-<адрес> находится на горном отводе ликвидированной шахты "Анжерская". Анализом горно-геологических материалов ликвидированной шахты Анжерская установлено, что земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес> находится в зоне влияния подземных горных работ ликвидированной шахты "Анжерская". Согласно выполненным расчётам, приведённым в таблице 3.1 раздела 3, подземные горные работы ликвидированной шахты "Анжерская" повлияли на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, с суммарными горизонтальными деформациями земной поверхности, превышающими допустимые значения.

Основной причиной ветхого состояния жилого    дома по адресу: <адрес>, являются подземные горные работы ликвидированной шахты "Анжерская", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Следовательно, техническое состояние жилого    дома по адресу: <адрес> находится в причинно-следственной связи с ведением подземных горных работ ликвидированной шахты "Анжерская".

Причиной ветхого состояния жилого дома по    адресу: <адрес> является комплекс влияющих факторов: негативное воздействие морозного пучения грунта на фундамент здания, отсутствие конструктивных мер защиты строения, подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированной шахты "Анжерская", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Следовательно, техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> находится в причинно-следственной связи с ведением подземных горных работ ликвидированной шахты "Анжерская".

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005, жилой дом по адресу: <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Ш. Анжерская», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих.

Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность данного заключения, которое отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, и является одним из доказательств по делу наравне с иными доказательствами. Выводы, сделанные специалистом логичны и обоснованы, подтверждены результатами проведенного исследования, сомнений у суда не вызывают, заключение последовательно в своих выводах.

Таким образом, суд считает установленным, что жилой дом по <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Ш.Анжерская» и в результате ведения горных работ пришел в непригодное для проживания состояние и подлежит сносу.

Юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются наличие у истца права собственности либо пользования жилым помещением и фактическое проживание в нем на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истец Таймурзин А.Д. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по закону, зарегистрирован и фактически проживает в указанном доме с момента рождения, который заключением    СФ ОАО ВНИМИ от <дата>, признан ветхим в результате ведения горных работ на ОАО «Ш.Анжерская», непригодным для проживания.

На момент признания ОАО «Ш.Анжерская» несостоятельным (банкротом), то есть на <дата>, собственником дома являлся отец истца, который также фактически проживал в спорном жилом помещении.

Истец родился лишь <дата>. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов. На основании пункта 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. Следовательно, место жительства несовершеннолетних определено самим законом, так как несовершеннолетний постоянно (преимущественно) проживает вместе со своими родителями (законными представителями). Следовательно, в данном случае право на социальную выплату несовершеннолетнего производно в том числе и от прав его отца.

Поскольку, формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истца к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ подлежат удовлетворению.

Согласно п.10 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)

33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек;

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

        Поскольку Правила Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, не содержат условий по очередности предоставления социальной выплаты гражданам, иными законодательными актами данный порядок также не установлен, суд считает, что предоставление социальной выплаты истцу не может быть поставлено в зависимость от наличия иных граждан в списках и иных условий, в том числе от объема финансирования.

Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить истца, проживающего по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной ОАО «Ш.Анжерская», и предоставить ему социальную выплату из расчета 33 кв. метра - для одиноких граждан, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░.░░░░░░░░░».

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░.░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 33 ░░. ░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░: 29.08.2023.

2-624/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Таймурзин Амир Дамирович
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
ФГБУ ГУРШ
Министерство энергетики
Гречухин Максим Григорьевич
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Гурьянова В.И.
Дело на сайте суда
anzhero-sudzhensky.kmr.sudrf.ru
06.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2023Подготовка дела (собеседование)
25.04.2023Подготовка дела (собеседование)
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2023Судебное заседание
14.08.2023Производство по делу возобновлено
25.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2023Дело оформлено
25.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее