К делу № 2-478/2018 г.
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
ст. Новопокровская 10 мая 2018 г.
Краснодарского края
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Супрун В.К.,
при секретаре судебного заседания Майдибор Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стадника Анатолия Валерьевича, Стадник Евгении Валерьевны, Стадник Татьяны Владимировны к администрации Кубанского сельского поселения, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, кадастровый инженер Шатохин Б.Е. - об уточнении местоположения границ земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстцы Стадник Рђ.Р’., Стадник Р•.Р’., Стадник Рў.Р’. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим РёСЃРєРѕРј РїРѕ следующим основаниям:
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ г. № у Стадник Анатолия Валерьевича, Стадник Евгении Валерьевны и Стадник Татьяны Владимировны (далее истцы) в общей долевой собственности (по 1/3) находится земельный участок с кадастровым №, площадью 78000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
С целью определения координат границ земельного участка с кадастровым № и его фактической площади истцы обратились к кадастровому инженеру Шатохину Б.Е.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об уточненных границах и площади участков вносятся на основании подготовленного кадастровым инженером межевого плана. При этом форма и содержание межевого плана должна соответствовать требованиям, определенным в настоящее время приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».
Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пункт 70 приказа Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» конкретизирует требования п. 10 статьи 22 Закона о регистрации к документам и сведениям подтверждающим границы уточняемого земельного участка. В частности, в приказе указано, что «в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например: кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка)».
При проведении подготовительных работ было выявлено, что документы, по которым можно определить границы уточняемого участка отсутствуют.
Кадастровым инженером Шатохиным Б.Е. был проведён комплекс геодезических работ по определению фактических границ земельного участка с кадастровым №, посредством определения координат характерных точек границ методом спутниковых геодезических измерений.
При выполнении геодезических работ, в качестве документов, послуживших основанием для выполнения кадастровых работ, были использованы: кадастровый план территории № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости №, поконтурные ведомости земельных угодий совхоза «Кубанский» <адрес>, выданных ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано местоположение, вид сельскохозяйственных угодий, из которых состоит уточняемый земельный участок и контура смежных угодий.
На основании проделанной работы, кадастровый инженер Шатохин Б.Е. установил, что фактическая площадь земельного участка с кадастровым № составляет 77805 кв.м., расхождение уточняемой площади с площадью по сведениям из ЕГРН составляет 195 кв.м., что является допустимым, так как не превышает предельно допустимую погрешность определения площади земельного участка - 2444 кв.м. Границы земельного участка существующие на местности, позволяют определить местоположение этого участка и не подвергаются сомнению со стороны правообладателей смежных земельных участков, имеющих уточненные границы и площадь по сведениям ЕГРН.
С учетом сведений, содержащихся в графической части поконтурной ведомости земельных угодий совхоза «Кубанский» <адрес> 1989 г. кадастровым инженером Шатохиным Б.Е. для обращения в Новопокровский районный суд был подготовлен межевой план. Согласно поконтурной ведомости уточняемый земельный участок расположен в границах <адрес> вид угодий - пашня, на выкопировке из графической части к поконтурной ведомости наглядно видно, что граница с востока и запада проходит по естественной границе вдоль лесополосы, а с севера и юга уточняемый земельный участок имеет общую границу с земельными участками с кадастровыми № соответственно. В межевой план была включена поконтурная ведомость с целью подтверждения конфигурации границ по естественным границам, а также, что уточняемый земельный участок расположен на землях вид угодий которых - пашня, что соответствует правоустанавливающим документом. Кроме того, имеются схема размещения земельного участка в ПСК АФ «Кубанская» поле 11-2 - 141 га отд. 4 и схема размещения земельного участка с кадастровым № в границах <адрес> Данные схемы не содержат информацию о линейных размерах уточняемого участка, но указывают, на каком поле образовался.
Проанализировав ситуацию, кадастровый инженер Шатохин Б.Е. пришел к выводу о том, что в связи с отсутствием документального подтверждения представленных в межевом плане: местоположения, площади и конфигурации границ земельного участка, необходимо установить границы земельного участка в судебном порядке, поскольку ввиду отсутствия документов предусмотренных ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведения о местоположении границ земельного участка возможно внести в ЕГРН только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно п. 1. ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
В соответствии с п. 4 - п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу ст. 15 Земельного Кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу ч. 1 ст. 25 Земельного Кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 44 Земельного Кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Земельного Кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки.
Статьей 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 16 Земельного Кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 19 Земельного Кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
-которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно ст. 11 Земельного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.2 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из ч. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Р’ судебном заседании представитель истцов Стадника Рђ.Р’., Стадник Р•.Р’. - Агарков Р”.Р., действующий РЅР° основании доверенностей, поддержал заявленные исковые требования, РїСЂРѕСЃРёС‚ РёС… удовлетворить.
В судебном заседании истица Стадник Т.В. поддержала заявленные исковые требования, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Кубанского сельского поселения - в судебное заседание не явился, представив отзыв на исковое заявление, в котором ответчик исковые требования истцов Стадника А.В., Стадник Е.В., Стадник Т.В. признал в полном объёме, добровольно, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований, - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю Ковалева Р•.Р., действующая РїРѕ доверенности, РІ судебном заседании РЅРµ возражала против удовлетворения исковых требований истцов Стадника Рђ.Р’., Стадник Р•.Р’., Стадник Рў.Р’.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, - кадастровый инженер Шатохин Б.Е. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований истцов Стадника А.В., Стадник Е.В., Стадник Т.В.
Представитель истцов Агарков Р”.Р. РЅРµ возражал против принятия СЃСѓРґРѕРј признания РёСЃРєР° ответчиком.
Рстица Стадник Рў.Р’. РЅРµ возражала против принятия СЃСѓРґРѕРј признания РёСЃРєР° ответчиком.
В соответствии с ч. ч. 1,2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Стадника Анатолия Валерьевича, Стадник Евгении Валерьевны, Стадник Татьяны Владимировны - удовлетворить РІ полном объёме.
Определить местоположение границ земельного участка с кадастровым № с уточненным значением площади 77805 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Стаднику Анатолию Валерьевичу, Стадник Евгении Валерьевне и Стадник Татьяне Владимировне, в соответствии с координатами, указанными в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном кадастровым инженером Шатохиным Б.Е., в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым №.
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учёт изменений земельного участка с кадастровым № с уточненным значением площади 77805 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Стаднику Анатолию Валерьевичу, Стадник Евгении Валерьевне и Стадник Татьяне Владимировне, путем внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с координатами, указанными в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленном кадастровым инженером Шатохиным Б.Е., в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий В.К. Супрун