Решение по делу № 33-5554/2024 от 18.04.2024

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(УИД 34RS0008-01-2023-007663-04)

от 15 мая 2024 года по делу № 33-5554/2024

судья Новикова О.Б. г.Волгоград

15 мая 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Станковой Е.А.,

судей Колгановой В.М. и Кудрявцевой А.Г.

при секретаре Антюфеевой Т.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-5913/2023 по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах Кузьмина Вячеслава Владимировича к Администрации Волгограда о понуждении к проведению мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для нужд инвалида

по апелляционным жалобам ответчика администрации г. Волгограда и третьего лица администрации Центрального района г. Волгограда на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 декабря 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя третьего лица администрации Центрального района г. Волгограда Баглай О. А., возражавшего по доводам апелляционных жалоб прокурора Мамину Н.Л., поддержавшую доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с исковым заявлением в интересах Кузьмина В.В. к Администрации Волгограда о понуждении к проведению мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для нужд инвалида.

Иск мотивирован тем, что проверкой прокуратуры установлено, что требования об обеспечении доступности помещений многоквартирного дома <адрес> не выполнены. Прокуратурой города вынесено представление от 26 июля 2023 года №7-41-2022 в адрес главы города Волгограда, в котором указано на непринятие мер по обустройству объекта жилой инфраструктуры для потребности маломобильных групп населения. Из ответа на представление от 7 сентября 2023 года № 05-11/3688 следует, что в связи с недостатком бюджетных средств, в муниципальной программе «Волгоград – город равных возможностей», мероприятия по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме № 48 по ул. Рокоссовского с учетом потребностей инвалида не предусмотрены. На дату подачи иска выявленные прокуратурой нарушения законодательства не устранены.

На основании изложенного с учетом уточнений, прокурор просил суд обязать администрацию Волгограда в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома по адресу г. <адрес> для нужд инвалида в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, путем занижения порогов входной группы, установки мобильного подъемника (ступенькоход) в тамбуре подъезда многоквартирного дома в целях обеспечения условий доступности для инвалида согласно комиссионному акту обследования жилого помещения и общего имущества от 9 апреля 2021 года № 84.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционных жалобах ответчик администрации г. Волгограда и третье лицо администрации Центрального района г. Волгограда оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Таких нарушений судом первой инстанции по делу допущено не было.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда проведена проверка по обращению инвалида 2 группы Кузьмина В.В. по вопросу нарушения его прав на беспрепятственный доступ в жилое помещение в доме, расположенном по адресу<адрес> Проверкой установлено, что Кузьмин В.В. проживает по адресу г. <адрес> в котором не созданы условия, обеспечивающие доступность для инвалидов.

Кузьмин В.В. является инвалидом 2 группы, передвигается с помощью кресла-коляски и лишен возможности передвижения, социальной адаптации, посещения врача, получения равных возможностей с иными гражданами по ведению полноценной и достойной жизни.

9 апреля 2021 года комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей произведено обследование квартиры и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Рокоссовского, д. 48, в котором проживает инвалид 2 группы Кузьмин В.В. на соответствие требованиям, предусмотренных разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 (далее – Правил).

В ходе произведенного обследования была установлена экономическая целесообразность реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечений условий их доступности для инвалида.

9 апреля 2021 года муниципальной комиссией проведено обследование общего имущества многоквартирного дома по <адрес> что подтверждается актом №84, по результатам которого установлена техническая возможность приспособления общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает Кузьмин В.В. для нужд инвалида путем проведения мероприятий по занижению порогов входной группы в подъезде № 1, установке мобильного подъемника (ступенькоход) в тамбуре подъезда многоквартирного дома, пандуса с поручнями при входе в подъезд № 1.

По результатам проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) Комиссией в соответствии с пунктом 19 Правил № 649 11.08.2021 подготовлено заключение №5 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по <адрес>

Во исполнение п. 22 Правил № 649, п. 5.5 Положения № 459-ОД названное заключение направлено администрацией района (письмо от 12 августа 2021 года № К- 573/1528) главе Волгограда для принятия решения о включении соответствующих мероприятий в план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Согласно имеющейся в деле фототаблтцы, ООО «УК Центрального района» установлен пандус с поручнями на входе в подъезд № <адрес>

Согласно постановления администрации Волгограда от 8 февраля 2017 года № 176 полномочия по созданию и работе комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории города-героя Волгограда делегированы администрациям районов Волгограда, в том числе администрации Центрального района Волгограда.

В настоящее время инвалид Кузьмин В.В. не обеспечен возможностью беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможностью пользования общим имуществом жилого дома, и котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями пунктов 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и исходил из того, что на ответчика администрацию Волгограда, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к жилому помещению в жилом доме, в котором проживает Кузьмин В.В. и возможность беспрепятственного пользования общим имуществом жилого дома, которая в отношении него не выполнена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ), в соответствии с частью 1 статьи 9 которой, для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений сторон) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.

Для инвалидов – колясочников беспрепятственный доступ предполагает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных группа населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 года № 798/пр) или иного подъемного устройства.

В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 названного Федерального закона).

Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт «в» пункта 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (пункт 23 Правил).

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12 - 22 Правил).

Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 определен перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).

В то же время, частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации введенной Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 462-ФЗ предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, на управляющую организацию обязанность по установке пандуса возложена быть не может в силу пункта 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам доступ к общему имуществу многоквартирного дома. Кроме того, данные работы не предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, и порядка их оказания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 3 апреля 2013 г.

Соответственно, такая обязанность обоснованно возложена на администрацию Волгограда (статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 689-О-О).

При том, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся составление и рассмотрение проекта муниципального бюджета (пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Бездействие администрации города Волгограда, не осуществившей мероприятий, направленных на приспособление общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Кузьмин В.В. с учетом потребностей инвалида и обеспечение условий их доступности для инвалида по основаниям отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о даче согласия на установку пандуса, нельзя признать соответствующим закону.

Не влекут отмену решения суда доводы жалобы о сроке исполнения решения суда, который определен судом с учетом обстоятельств конкретного дела, поскольку, в силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае затруднительности исполнения судебного акта, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств он может быть продлен.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Волгограда и администрации Центрального района Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(УИД 34RS0008-01-2023-007663-04)

от 15 мая 2024 года по делу № 33-5554/2024

судья Новикова О.Б. г.Волгоград

15 мая 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Станковой Е.А.,

судей Колгановой В.М. и Кудрявцевой А.Г.

при секретаре Антюфеевой Т.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-5913/2023 по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах Кузьмина Вячеслава Владимировича к Администрации Волгограда о понуждении к проведению мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для нужд инвалида

по апелляционным жалобам ответчика администрации г. Волгограда и третьего лица администрации Центрального района г. Волгограда на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 19 декабря 2023 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя третьего лица администрации Центрального района г. Волгограда Баглай О. А., возражавшего по доводам апелляционных жалоб прокурора Мамину Н.Л., поддержавшую доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с исковым заявлением в интересах Кузьмина В.В. к Администрации Волгограда о понуждении к проведению мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома для нужд инвалида.

Иск мотивирован тем, что проверкой прокуратуры установлено, что требования об обеспечении доступности помещений многоквартирного дома <адрес> не выполнены. Прокуратурой города вынесено представление от 26 июля 2023 года №7-41-2022 в адрес главы города Волгограда, в котором указано на непринятие мер по обустройству объекта жилой инфраструктуры для потребности маломобильных групп населения. Из ответа на представление от 7 сентября 2023 года № 05-11/3688 следует, что в связи с недостатком бюджетных средств, в муниципальной программе «Волгоград – город равных возможностей», мероприятия по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме № 48 по ул. Рокоссовского с учетом потребностей инвалида не предусмотрены. На дату подачи иска выявленные прокуратурой нарушения законодательства не устранены.

На основании изложенного с учетом уточнений, прокурор просил суд обязать администрацию Волгограда в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по приспособлению общего имущества многоквартирного дома по адресу г. <адрес> для нужд инвалида в соответствии с требованиями Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, путем занижения порогов входной группы, установки мобильного подъемника (ступенькоход) в тамбуре подъезда многоквартирного дома в целях обеспечения условий доступности для инвалида согласно комиссионному акту обследования жилого помещения и общего имущества от 9 апреля 2021 года № 84.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционных жалобах ответчик администрации г. Волгограда и третье лицо администрации Центрального района г. Волгограда оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Таких нарушений судом первой инстанции по делу допущено не было.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда проведена проверка по обращению инвалида 2 группы Кузьмина В.В. по вопросу нарушения его прав на беспрепятственный доступ в жилое помещение в доме, расположенном по адресу<адрес> Проверкой установлено, что Кузьмин В.В. проживает по адресу г. <адрес> в котором не созданы условия, обеспечивающие доступность для инвалидов.

Кузьмин В.В. является инвалидом 2 группы, передвигается с помощью кресла-коляски и лишен возможности передвижения, социальной адаптации, посещения врача, получения равных возможностей с иными гражданами по ведению полноценной и достойной жизни.

9 апреля 2021 года комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей произведено обследование квартиры и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Рокоссовского, д. 48, в котором проживает инвалид 2 группы Кузьмин В.В. на соответствие требованиям, предусмотренных разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 (далее – Правил).

В ходе произведенного обследования была установлена экономическая целесообразность реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечений условий их доступности для инвалида.

9 апреля 2021 года муниципальной комиссией проведено обследование общего имущества многоквартирного дома по <адрес> что подтверждается актом №84, по результатам которого установлена техническая возможность приспособления общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает Кузьмин В.В. для нужд инвалида путем проведения мероприятий по занижению порогов входной группы в подъезде № 1, установке мобильного подъемника (ступенькоход) в тамбуре подъезда многоквартирного дома, пандуса с поручнями при входе в подъезд № 1.

По результатам проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) Комиссией в соответствии с пунктом 19 Правил № 649 11.08.2021 подготовлено заключение №5 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме по <адрес>

Во исполнение п. 22 Правил № 649, п. 5.5 Положения № 459-ОД названное заключение направлено администрацией района (письмо от 12 августа 2021 года № К- 573/1528) главе Волгограда для принятия решения о включении соответствующих мероприятий в план мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Согласно имеющейся в деле фототаблтцы, ООО «УК Центрального района» установлен пандус с поручнями на входе в подъезд № <адрес>

Согласно постановления администрации Волгограда от 8 февраля 2017 года № 176 полномочия по созданию и работе комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда на территории города-героя Волгограда делегированы администрациям районов Волгограда, в том числе администрации Центрального района Волгограда.

В настоящее время инвалид Кузьмин В.В. не обеспечен возможностью беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможностью пользования общим имуществом жилого дома, и котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции руководствовался положениями пунктов 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и исходил из того, что на ответчика администрацию Волгограда, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность обеспечить беспрепятственный доступ к жилому помещению в жилом доме, в котором проживает Кузьмин В.В. и возможность беспрепятственного пользования общим имуществом жилого дома, которая в отношении него не выполнена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ), в соответствии с частью 1 статьи 9 которой, для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений сторон) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.

Для инвалидов – колясочников беспрепятственный доступ предполагает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных группа населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 года № 798/пр) или иного подъемного устройства.

В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 названного Федерального закона).

Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт «в» пункта 10).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (пункт 23 Правил).

Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12 - 22 Правил).

Статьей 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 определен перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).

В то же время, частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации введенной Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 462-ФЗ предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, на управляющую организацию обязанность по установке пандуса возложена быть не может в силу пункта 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам доступ к общему имуществу многоквартирного дома. Кроме того, данные работы не предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, и порядка их оказания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 290 от 3 апреля 2013 г.

Соответственно, такая обязанность обоснованно возложена на администрацию Волгограда (статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 689-О-О).

При том, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся составление и рассмотрение проекта муниципального бюджета (пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Бездействие администрации города Волгограда, не осуществившей мероприятий, направленных на приспособление общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Кузьмин В.В. с учетом потребностей инвалида и обеспечение условий их доступности для инвалида по основаниям отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о даче согласия на установку пандуса, нельзя признать соответствующим закону.

Не влекут отмену решения суда доводы жалобы о сроке исполнения решения суда, который определен судом с учетом обстоятельств конкретного дела, поскольку, в силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае затруднительности исполнения судебного акта, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств он может быть продлен.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г.Волгограда от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Волгограда и администрации Центрального района Волгограда - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -

33-5554/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Центрального района г. Волгограда
Кузьмин Вячеслав Владимирович
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда
Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области
Департамент финансов администрации Волгограда
Администрация Центрального района г. Волгограда
ООО УК Центрального района
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Колганова Вера Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
19.04.2024Передача дела судье
15.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024Передано в экспедицию
15.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее