Решение принято в окончательной форме 25 мая 2020 г.
Дело № 2-1638/2020
УИД: 76RS0016-01-2020-001055-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2020 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при секретаре Коноваловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никонова Максима Владимировича к Никоновой Алине Максимовне о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Никонов М.В., собственник квартиры по адресу: <адрес>, обратился в суд с иском к дочери, Никоновой А.М., о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, мотивируя тем, что с 2006 г. ответчик в квартире не проживала, на проживание не претендовала, не участвовала в расходах по содержанию жилья, оплате коммунальных услуг.
В судебном заседании представитель истца Никонова М.В. по доверенности Мардашов В.М., привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Павлова В.Н. исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям.
Ответчик Никонова А.М., представитель третьего лица, Отдела по вопросам миграции (по обслуживанию Дзержинского района г. Ярославля) УМВД России по Ярославской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Ответчик представила письменный отзыв по существу исковых требований, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя истца по доверенности Мардашова В.М., третьего лица Павловой В.Н., свидетелей ФИО5, ФИО4, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что двухкомнатная общей площадью 46,5 кв.м по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Никонову М.В. Право собственности приобретено истцом на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и его отцом, ФИО4, зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, в свою очередь, приобрел право собственности на квартиру в порядке приватизации на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передачи жилой площади в личную собственность (реестровый №). Изложенные обстоятельства подтверждены выпиской из ЕГРН, выпиской из домовой книги, делом правоустанавливающих документов на квартиру, представленным Управлением Росреестра по Ярославской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, ст. 288 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
В силу ст.ст. 209, 302, 304 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он вправе требовать устранения всяких нарушений его прав.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Частью 4 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Согласно разъяснениям п.п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 ГПК РФ).
На основании ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Как следует из содержания искового заявления, письменных объяснений ответчика по существу исковых требований, показаний свидетелей ФИО5, ФИО4 в судебном заседании, выписки из домовой книги, ответчик Никонова А.М. была вселена в квартиру с момента рождения в качестве члена семьи собственника квартиры, своего дедушки, ФИО4 После заключения между ФИО4 и Никоновым М.В. договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и приобретения истцом права собственности на квартиру ответчик продолжала проживать в квартире в качестве члена семьи своего отца. По смыслу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», ответчик являлась членом семьи истца в силу близкого кровного родства. Как следствие, в соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, Никонова А.М. приобрела равное с собственником право пользования данным жилым помещением.
Из дела видно, что ответчик не проживала в квартире на момент ее приватизации, не имела регистрации по месту жительства, поэтому не вправе была претендовать на участие в приватизации жилого помещения. В связи с этим положения ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не распространяются на правоотношения сторон.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что в 2006 г. после расторжения брака между ее родителями она была вынуждена покинуть жилое помещение, в силу несовершеннолетнего возраста самостоятельно не могла реализовать право на жилое помещение.
Вместе с тем, Никонова А.М. достигла возраста совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ Как следует из объяснений представителя истца по доверенности Мардашова В.М., третьего лица Павловой В.Н., свидетелей ФИО5, ФИО4 в судебном заседании, с момента достижения совершеннолетия, то есть на протяжении более трех лет, ответчик не предпринимала попыток реализовать право на жилое помещение, жилым помещением не пользовалась и не претендовала на вселение и проживание в нем, не участвовала в расходах по содержанию жилья.
Эти обстоятельства ответчиком не опровергнуты. Доводы Никоновой А.М. о том, что она не имела возможности пользоваться квартирой вследствие отсутствия свободного доступа, стесненных жилищных условий на спорной жилой площади, представляются несостоятельными. При этом, суд учитывает, что после достижения совершеннолетия ответчик к спорной квартире не проявляла никакого интереса, не предпринимала каких-либо мер к вселению в квартиру, не требовала у истца обеспечить ей доступ в квартиру, передать ключи от входных дверей жилое помещение. Доказательств, свидетельствующих об обратном, со стороны ответчика не представлено. С заявлениями в правоохранительные органы об устранении препятствий в пользовании жилым помещением Никонова А.М. не обращалась. Не предъявлено таких требований ответчиком в рамках настоящего дела. Из содержания письменного отзыва Никоновой А.М. на иск не следует, что она намерена вселиться в квартиру и проживать в ней. В отзыве на иск указано, что ответчик постоянно проживает по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей на праве собственности ее матери.
Представитель истца по доверенности Мардашов В.М., третье лицо Павлова В.Н., а также свидетели ФИО5, ФИО4 ссылались на то, что после достижения Никоновой А.М. совершеннолетия родственные отношения с ответчиком были утрачены, алиментные обязательства Никонова М.В. по отношению к Никоновой А.М. прекращены, какое-либо общение между сторонами отсутствует.
Изложенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что ответчик перестала быть членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем ее право пользования жилым помещением – квартирой по адресу: <адрес>, а также регистрация по месту жительства на данной жилой площади подлежат прекращению.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, длительный период (с момента достижения совершеннолетия – более трех лет), в течение которого ответчик не реализовала право на жилое помещение, не пользовалась квартирой, не несла расходов по содержанию жилья, суд полагает, что предусмотренных ч. 4 ст. 31 ЖК РФ оснований для сохранения за Никоновой А.М. права пользования жилым помещением, а также для возложения на истца обязанности по обеспечению ответчика другим жилым помещением не имеется. При этом, суд учитывает, что с момента достижения ответчиком совершеннолетия алиментные обязательства истца прекращены.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Никонова Максима Владимировича к Никоновой Алине Максимовне о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Прекратить право пользования Никоновой Алины Максимовны жилым помещением – квартирой по адресу: <адрес>.
Прекратить регистрацию Никоновой Алины Максимовны по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Фомина