10RS0011-01-2023-009095-29 2-6281/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Давиденковой Л.А., при секретаре Быковой М.Н., с участием представителя истца Чертенковой Н.П., представителей ответчиков Демяшкиной М.А., Воронина Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева К. С. к АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Сергеев К.С. обратился в суд с иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен договор № № о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства – нежилого помещения № № дома № № по <адрес> к сети газораспределения. До настоящего времени объект капитального строительства, принадлежащий истцу, к сети газораспределения не подключен, пуск газа не осуществлен. Полагая действия ответчика необоснованными, ссылаясь на положения заключенного договора и Правила технологического присоединения объектов капитального строительства, истец, с учетом уточнения, просит обязать ответчика исполнить договор № № от ДД.ММ.ГГГГ и осуществить проверку выполнения заявителем технических условий при условии обеспечения заявителем доступа исполнителя к объекту капитального строительства в срок не позднее чем 14 дней до дня подключения к сети газораспределения, составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по форме согласно приложению № №, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора; действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного настоящим договором дня подключения (технологического присоединения), но не ранее подписания акта о готовности сетей; направить в адрес заявителя в течение 3 рабочих дней со дня осуществления действий по подключению (технологическому присоединению) подписанный со своей стороны акт о подключении (технологическом присоединении) по форме согласно приложению № №; взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия.
Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца Чертенкова Н.П., действующая на основании доверенности, уточненные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении указав, что ответчик, отказывая истцу в согласовании проекта, превышает свои полномочия и злоупотребляет правом.
Представители ответчика - Демяшкина М.А. и Воронин Е.О. с иском не согласились, указали, что отказ в согласовании проектов обоснован с позиции действующих нормативов и правил.
Третье лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Из выписки из ЕГРН следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №.
Согласно материалам гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен договор № № (далее также Договор) о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства – нежилого помещения № № дома № № по <адрес> к сети газораспределения.
Согласно разд. № данного договора заявитель – Сергеев К.С. принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта «Нежилое помещение № № дома № по <адрес> в пределах границ принадлежащего земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с условиями настоящего договора, а также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения согласно Приложению № №, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора (п.№ разд.№ Договора).
В разделе № Договора предусмотрены права и обязанности сторон, в частности заявитель – истец обязан осуществить мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка, разработать на основании технических условий проектную документацию (в случае, предусмотренном законодательством РФ) о создании сети газопотребления от точки подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования (информацию о точках подключения направляет исполнитель).
В рамках мероприятий по обеспечению готовности объекта капитального строительства истцом подготовлена проектная документация ООО «ТГВ-проект» (внутреннее газоснабжение, наружное газоснабжение).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истца направлено уведомление о завершении мероприятий по строительству объекта «Газопровод среднего давления до границы земельного участка с кадастровым номером № для газоснабжения нежилого помещения № № дома №№ по <адрес>». Ответчик уведомил истца об окончании срока действия договора № № ДД.ММ.ГГГГ и о необходимости в рамках технического надзора представить исполнительно- техническую документацию на законченную строительством систему газопотребления.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес ответчика о согласовании проекта по газификации помещения № № по <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ответчик, рассмотрев рабочие проекты газоснабжения объекта истца, разработанные ООО «ТГВ-проект», отказал в их согласовании ввиду несоблюдения требований ФЗ от 30.12.2009 и ГОСТ Р 21.101-2020.
Истец ДД.ММ.ГГГГ повторно обратился в адрес ответчика о согласовании проекта.
ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в согласовании проекта газоснабжения, поскольку отсутствовал протокол аттестации (проверки знаний) Ростехнадзора на лиц, разработавших рабочую документацию, не выполнены требования постановления Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, СП 62.13330.2011, СП 42-101-2003, не приложены расчеты системы газоснабжения, не представлен расчет на разность плотностей наружного воздуха естественной вентиляции согласно СП 60.13330.2016 и др.
ДД.ММ.ГГГГ Сергеев К.С. повторно направил проект № ответчику для согласования.
ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в согласовании проекта с разъяснением причин отказа.
Согласно приложению № 2 классификации опасных производственных объектов ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» проектируемый газопровод давлением свыше 0,005 до 0,3 Мпа подпадает под III категорию опасности. Учитывая данное обстоятельство истцу повторно письмом от 09.09.2021 также предложено устранить недостатки, представленные в рабочем проекте газоснабжения объекта, а также представить технический план здания для понимания допустимости проектирования прокладки внутренних газопроводов согласно п. 46 постановления Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (ГСН и ГСВ).
Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом (абзац третий статьи 2).
Указанный Федеральный закон в части 2 статьи 7, раскрывая содержание понятия "газораспределительная система", устанавливает, что организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
В силу части 1 статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи, определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, о связи с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Закон о газоснабжении, регулирующий правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, утверждение правил технологического присоединения газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям относит к полномочиям Правительства Российской Федерации (часть вторая статьи 8).
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 13.09.2021 № 1547 утвердило Правила, которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (пункт 1).
Подключение (технологическое присоединение) представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности (пункт 2 Правил).
Под "основным абонентом" Правила в названном пункте понимают юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления, а под "исполнителем" - газораспределительную организацию, владеющую на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительную организацию, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.
В силу пункта 3 Правил № 1547 подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление заявителем на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению № 1; б) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме согласно приложению N 2 с приложением технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора о подключении; в) выполнение заявителем и исполнителем условий договора о подключении; г) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме согласно приложению № 3; д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по типовой форме согласно приложению № 4.
Подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 5 Правил № 1547).
Договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации (пункт 6 Правил № 1547).
Пунктом 59 Правил № 1547 определено, что в течение пяти рабочих дней после окончания разработки проектной документации, но не позднее дня окончания срока, равного двум третьим срока осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению), установленных в договоре о подключении, исполнитель направляет информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения) заявителю, за исключением случаев, указанных в подпункте "д" пункта 42 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 71 Правил № 1547 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя в том числе: мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий (за исключением случая, если заявка о подключении содержит просьбу заявителя к исполнителю осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ его земельного участка);подписание исполнителем и заявителем акта о готовности; осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пункту 74 Правил № 1547 заявитель обязан выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (подпункт "а"); обеспечить исполнителю доступ к объектам капитального строительства заявителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий (подпункт "г").
Согласно пункту 12 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, к материалам идентификации объектов технического регулирования относятся проектная и исполнительная документация (п.п. «а» и «е» п. 12).
В соответствии со статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации ведение исполнительной документации осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее - ОКС) в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией и выполненными на основании проектной документации, рабочей документации работами. Исполнительная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и отображающую фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации. Состав и порядок ведения исполнительной документации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.
Из системного толкования ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
По общему правилу части 1 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Из пояснений представителя истца Чертенковой Н.П. следует, что истец испрашиваемую ответчиком документацию не предоставлял, недостатки, указанные в ответах на обращение не устранял, в адрес уполномоченного органа с жалобой на действия ответчика, выразившиеся в отказе в согласовании проекта документации, не обращался.
Таким образом, поскольку Сергеевым К.С. полный пакет документации не предоставлен, соответствующие технические условия им не выполнены, что свидетельствует о несоблюдении заявителем обязанности, предусмотренной п. № разд. № договора от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, довод представителя истца о том, что со стороны ответчика имеет место превышение полномочий и злоупотребление правом, состоятельным не является.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, ответчик от исполнения обязательств по договору не отказывается, принятые обязательства исполняются, о чем свидетельствует акт приемки законченного строительства объекта сети газораспределения от ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание обоснованность требований ответчика о предоставлении соответствующей документации с точки зрения безопасности эксплуатации газового оборудования, суд приход к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.А. Давиденкова
Мотивированное решение составлено 12.12.2023