Решение по делу № 33а-562/2019 от 18.01.2019

Судья Гвоздева Н.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 06 марта 2019 года № 33а-562/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Молоковой Л.К., Коничевой А.А.,

при секретаре Трофимовой Н.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Боринцева В.А. на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 14 ноября 2018 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Боринцева В.А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным бездействия по рассмотрению поданного заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №... признании незаконным решения о направлении заявления в Территориальное управление Росимущества в Вологодской области, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №..., к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района, Администрации Вологодского муниципального района о возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения Боринцева В.А., судебная коллегия

установила:

01 июля 2018 года Боринцев В.А. как лицо, включенное в список граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории Вологодского муниципального района (имеющие трех и более детей), посредством электронной почты обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером №... расположенного по адресу: <адрес> в северной части кадастрового квартала №... (л.д. 10).

02 августа 2018 года и.о. председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района обращение Боринцева В.А. было направлено для рассмотрения и ответа в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее – ТУ Росимущества в Вологодской области) поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем испрашиваемого земельного участка является Российская Федерация (л.д. 12).

04 сентября 2018 года ТУ Росимущества в Вологодской области в адрес Боринцева В.А. направило отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №..., ссылаясь на то, что ТУ Росимущества в Вологодской области не является органом, уполномоченным на предоставление бесплатно земельных участков в собственность гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, данные полномочия осуществляет орган исполнительной власти области (л.д. 13).

Не согласившись с данным ответом, 21 сентября 2018 года Боринцев В.А. обратился в суд с иском к администрации Вологодского муниципального района, ТУ Росимущества в Вологодской области, в котором просил признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района по рассмотрению поданного им заявления; признать незаконным решение о направлении его заявления в ТУ Росимущества в Вологодской области; признать незаконным решение ТУ Росимущества в Вологодской области об отказе в предварительном согласовании предоставления ему земельного участка с кадастровым номером 35№...; обязать принять решение о предварительном согласовании предоставления ему указанного земельного участка (с учетом уточнения требований от 26 октября 2018 года).

Протокольным определением Вологодского районного суда от 12 октября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 26 октября 2018 года, изменено процессуальное положение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района с заинтересованного лица на соответчика.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Боринцев В.А., ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, просит об отмене вынесенного судебного постановления и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Боринцев В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебнаяколлегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, признаются незаконными при наличии двух условий: если они не соответствуют закону и, если они нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.

Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу подпункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области отдельным категориям граждан, в том числе имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно регулируются Законом Вологодской области от 8 апреля 2015 года № 3627-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области» (далее – Закон Вологодской области).

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Вологодской области прием от граждан заявлений о постановке на учет, ведение учета граждан, формирование земельных участков, утверждение перечней земельных участков и внесение изменений в такие перечни, прием от граждан заявлений о предоставлении земельного участка, а также принятие решений о предоставлении гражданам земельных участков в собственность бесплатно, предоставление сведений в общий реестр граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Вологодской области (далее - реестр), осуществляется уполномоченными органами.

Частью 10 статьи 8 Закона Вологодской области установлено, что гражданин, указанный в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего закона области, вправе обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган, принявший решение о постановке гражданина на учет. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, гражданин самостоятельно обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подлежит рассмотрению в соответствии с ЗК РФ.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции указал на то, что ни администрация Вологодского муниципального района, ни Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района не наделены полномочиями по предварительному согласованию спорного земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.

Как установлено материалами дела, 01 июля 2018 года Боринцев В.А. посредством электронной почты обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 35:25:0501037:224, расположенного по адресу: <адрес> в северной части кадастрового квартала №....

Испрашиваемый Боринцевым В.А. земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <адрес> в северной части кадастрового квартала №..., согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости находится в собственности Российской Федерации (л.д. 29).

В соответствии с частью 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно статье 9.1 ЗК РФ полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В силу статьи 4 Закона Вологодской области № 3627-ОЗ уполномоченными органами, предоставляющими земельные участки гражданам, имеющим трех и более детей, являются органы местного самоуправления и уполномоченный орган исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вологодской области.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года № 372 утверждены «Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Из пункта 19 указанных Методических рекомендаций следует, что гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании решения межведомственного коллегиального органа в порядке, установленном Федеральным законом № 161-ФЗ.

Порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности определен в статье 13 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Таким образом, изложенные положения законодательства свидетельствуют о том, что в собственность граждан по основанию, предусмотренному положениями подпункта 6 статьи 39.5 ЗК РФ, Законом Вологодской области от 08 апреля 2015 года № 3627-ОЗ, могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, но лишь те, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам исполнительной власти Вологодской области.

Согласно информации Департамента имущественных отношений Вологодской области от 01 февраля 2019 года, представленной по запросу Вологодского областного суда, Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (протокол от 29 октября 2018 года № 6) полномочия по управлению и распоряжению земельным участком с кадастровым номером №..., местоположение которого: <адрес>, переданы органам исполнительной государственной власти Вологодской области в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что полномочиями по предварительному согласованию спорного земельного участка ни администрация Вологодского муниципального района, ни Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района, не наделены.

Таким образом, отсутствуют основания для возложения на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района, Администрацию Вологодского муниципального района обязанности по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности.

Административный истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции не отрицал, что с соответствующим заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в Департамент имущественных отношений Вологодской области, он не обращался.

Кроме того, учитывая, что в ответе Территориального управления Росимущества в Вологодской области от 04 сентября 2018 года Боринцеву В.А. фактически предлагается обратиться в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления Вологодской области по вопросу предоставления земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что права административного истца решением Территориального управления также не нарушены.

Судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции о превышении площади испрашиваемого истцом земельного участка, поскольку согласно пункту а части 1 статьи 11 Закона Вологодской области от 8 апреля 2015 года № 3627-ОЗ, максимальные размеры предоставляемых гражданам земельных участков в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в границах населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, личного подсобного хозяйства составляют 0.15 га.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером №... с разрешенным использованием «индивидуальные жилые дома с участками; блокированные жилые дома» имеет площадь 4594 кв. м., что превышает 0.15 га, установленные Законом Вологодской области от 8 апреля 2015 года № 3627-ОЗ.

Вопреки доводам административного истца, изложенным в апелляционной жалобе, из схемы расположения земельного участка, приложенной к его заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не следует, что испрашиваемый участок равен одной трети от площади земельного участка с кадастровым номером №....

Оценка представленным доказательствам дана судом надлежащим образом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, результаты которой изложены в мотивировочной части решения в объеме, достаточном для разрешения спора. Оснований для иной оценки доказательств суд апелляционной инстанции не находит, несогласие в апелляционной жалобе с которой основано на субъективном мнении подателя жалобы и поводом для апелляционного вмешательства не является.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского районного суда Вологодской области от 14 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Боринцева В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий Г.А. Охапкина

Судьи Л.К. Молокова

А.А. Коничева

33а-562/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Боринцев Виктор Александрович
Боринцев В.А.
Ответчики
Администрация Вологодского муниципального района
Комитет по управлению имуществом Администрации Вологодского муниципального района
ТУ Росимущества в Вологодской области
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Вологодского муниципального района
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
01.02.2019[Адм.] Судебное заседание
06.03.2019[Адм.] Судебное заседание
14.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2019[Адм.] Передано в экспедицию
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
06.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее