Решение по делу № 12-260/2018 от 18.09.2018

в„–

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Сургут ХМАО – Югры 01 ноября 2018 года

Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.А. Гуцало, при участии защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении О.Н. Дрягиной, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 (далее ООО «РН-Юганскнефтегаз») на постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Д.В. Кузнецова (далее Сургутское управление Природнадзора Югры) № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «РН-Юганскнефтегаз», ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538, юридический и почтовый адрес: 628309, РФ, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г. Нефтеюганск, ул. Ленина, дом 26,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Сургутского управления Природнадзора Югры Д.В. Кузнецова № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившихся в загрязнении горючими веществами (нефтепродуктами) участка лесного фонда в квартале 403 выделе 8, квартале 404 выделах 36, 38 Угутского участкового лесничества Юганского территориального отдела – лесничества, чем ООО «РН-Юганскнефтегаз» нарушило требования подпункта «в» пункта 33 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

Считая вынесенное постановление незаконным и подлежащим отмене, защитник привлечённого юридического лица ФИО1, обратилась в суд с жалобой, доводы жалобы мотивируя тем, что госорганом в качестве доказательства совершения вменённого правонарушения использованы результаты проведённой с нарушением закона проверки, поскольку внеплановая проверка проведена в отсутствие оснований её проведения и с привлечением организации, состоящей в гражданско-правовых отношениях с ООО «РН-Юганскнефтегаз», в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» отсутствует состав правонарушения, поскольку документы, подтверждающие горючесть вещества в материалах дела отсутствуют, объективная сторона состава административного правонарушения не доказана, в связи с чем просит признать обжалуемое постановление незаконным и отменить его в полном объёме.

В судебном заседании по рассмотрению жалобы защитник ООО «РН-Юганскнефтегаз» О.Н. Дрягина, на доводах жалобы настояла.

Изучив приведённые в жалобе доводы, заслушав защитника привлечённого юридического лица, и исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, санкция которой влечёт наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Исходя из подпункта «в» пункта 33 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется: не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.)

В силу положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, помимо прочего, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения руководителя Природнадзора Югры ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ Сургутским управлением Природнадзора Югры с целью полного и всестороннего рассмотрения факта нарушения требований лесного законодательства, выявленного в рамках проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах и подтверждения факта наличия горючих, загрязняющих веществ, определения площади нефтезагрязнённого участка лесного фонда проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз», с привлечением к проведению проверки в качестве экспертов ЗАО «Научно-исследовательских центр «Югранефтегаз».

По результатам проведённой проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки №, согласно которому установлено наличие загрязняющих веществ (нефтепродуктов) в открытом виде на участке лесного фонда в квартале № выделе №, квартале № выделах № Угутского участкового лесничества Юганского территориального отдела – лесничества, загрязнённый участок частично обвалован и обводнён, на водной поверхности видна радужная плёнка, древесная и травянистая растительность загрязнены нефтепродуктами, площадь загрязнённого участка составила 0,0723 га, измерение произведено путём фиксации координат GPSmap Garmin 62 stc, с загрязённого участка произведён отбор пробы почвы.

Приказом № 17-нп от 22 марта 2018 года Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 23 апреля 2018 года на территории округа устанавливается пожароопасный сезон.

Выявленные при проведении проверки нарушения послужили основанием для выдачи ДД.ММ.ГГГГ предписания № об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Согласно заключению Закрытого акционерного общества «Научно-исследовательский центр «Югранефтегаз» (далее ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз») от ДД.ММ.ГГГГ концентрация нефтепродуктов в пробах почвы загрязнённого участка превышает фоновые значения в 527 раз.

Государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды ФИО2 в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением начальника Сургутского управления Природнадзора Югры Д.В. Кузнецова № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При этом частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В пунктах 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены следующие понятия: проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами; экспертные организации - юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. В целях настоящего Федерального закона к экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

Исходя из части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пункт 8 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" относит к грубым нарушениям нарушение требований, предусмотренных частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).

Исходя из копии договора №Д от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз», пунктом 1.1. которого последнее приняло на себя обязательства оказать услуги по контролю за заводнением нефтяных месторождений индикаторными методами, пунктом 2.1 определена стоимость услуг, пунктом 13.1 срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ООО «РН-Юганскнефтегаз», в отношении которого проводилась проверка, и ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз», являющееся экспертной организацией, на момент проведения проверки состояли в гражданско-правовых отношениях.

Таким образом, Сургутское управление Природнадзора Югры допустило грубое нарушение требований части 6 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приняв решение о привлечении к участию в проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» в качестве экспертной организации ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз», в связи с чем, результаты данной проверки - акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и заключение ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» от ДД.ММ.ГГГГ являются недопустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие основания осуществления деятельности ООО «РН-Юганскнефтегаз» на лесном участке квартала 403 выделе 8, квартале 404 выделах 36, 38 Угутского участкового лесничества Юганского территориального отдела – лесничества, находящемся в государственной собственности.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, учитывая, что должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования заключения ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» от ДД.ММ.ГГГГ и акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве надлежащих доказательств по делу, которые не могут быть восполнены, и поскольку вина ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении административного правонарушения установлена на недопустимых доказательствах, постановление начальника Сургутского управления Природнадзора Югры Д.В. Кузнецова № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, а вину ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении вменённого административного правонарушения доказанной.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление начальника Сургутского управления Природнадзора Югры Д.В. Кузнецова № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 удовлетворить.

Постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Д.В. Кузнецова № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» - отменить и прекратить производство по делу об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры лицами, указанными в части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесшим постановление должностным лицом путём подачи жалобы через Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

РЎСѓРґСЊСЏ

Сургутского районного суда подпись А.А. Гуцало

Копия верна:

Судья Сургутского районного суда А.А. Гуцало

12-260/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
ООО РН Юганскнефтегаз
Суд
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Гуцало А.А.
Статьи

8.32

Дело на странице суда
surgray.hmao.sudrf.ru
18.09.2018Материалы переданы в производство судье
20.09.2018Истребованы материалы
28.09.2018Поступили истребованные материалы
01.11.2018Судебное заседание
01.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2018Дело оформлено
19.12.2018Вступило в законную силу
01.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее