Дело № 2-1434/2024
№ 33-900/2024
29 октября 2024 года город Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Филенко М.А.,
судей Кречетова А.А., Пудовой Е.В.,
при секретаре Мазыйкиной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова В.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области о признании недействительным и отмене протокола заседания центральной жилищно-бытовой комиссии
по апелляционной жалобе Тарасова В.В. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 апреля 2024 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Пудовой Е.В., пояснения представителя ответчика Чикина А.В., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
у с т а н о в и л а:
Тарасов В.В. обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с вышеназванным иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области (далее – УМВД России по Магаданской области).
В обоснование требований указал, что с 1 февраля 2022 года проходит службу в Отд МВД России по Северо-Эвенскому району в должности оперативного дежурного дежурной части, 13 ноября 2023 года подал в УМВД России по Магаданской области рапорт, в котором просил рассмотреть вопрос о предоставлении ему на период прохождения службы жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с отсутствием жилья в п. Эвенск.
7 февраля 2024 года ему выдана выписка из протокола заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области от 15 января 2024 года № 2, согласно которой ему предоставлено на состав семьи из 5 человек свободное жилое помещение специализированного жилого фонда УМВД России по Магаданской области – 3-комнатная квартира, по адресу: <адрес>, общей площадью 72,1 кв.м.
Полагал, что норма предоставления жилого помещения его семье не соответствует положениям статьи 7 Федерального закона от 19 июля
2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 247-ФЗ), согласно которой норма предоставления жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из трех и более человек.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд протокол № 2 заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области от 15 января 2024 года, утвержденный заместителем председателя центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области полковником внутренней службы К., отменить, считать недействительным.
Определением судьи от 20 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены Захаровская Е.Н., несовершеннолетние З., В., П. в лице их законного представителя Захаровской Е.Н.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области
от 16 апреля 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением Магаданского городского суда Магаданской области
от 26 июня 2024 года Тарасову В.В. восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы.
В апелляционной жалобе Тарасов В.В. выражает несогласие с решением суда и просит отменить его, настаивает на удовлетворении его исковых требований.
В обоснование ссылается на нормы Федерального закона № 247-ФЗ и считает, что суд необоснованно принял во внимание нормы представления, утвержденные решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 30 июня 2016 года № 115, поскольку на сотрудников органов внутренних дел данный документ не распространяется.
В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Магаданской области просит оставить решение суда без изменения.
Истец и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об отложении слушания дела не ходатайствовали. На основании частей 3, 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив эти доводы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 247-ФЗ сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России
от 28 апреля 2022 года № 301 (далее – Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка для приема необходимых документов и предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в центральном аппарате МВД России, в территориальных органах
МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, за которыми жилые помещения специализированного жилищного фонда закреплены на праве оперативного управления или безвозмездного пользования, приказом МВД России, органа, организации МВД России создается жилищная комиссия по вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.
По результатам рассмотрения документов в течение 60 календарных дней с даты их приема (поступления) Комиссия принимает решение, в том числе: о предоставлении сотруднику (гражданскому служащему, работнику) жилого помещения специализированного жилищного фонда; об отказе в предоставлении сотруднику (гражданскому служащему, работнику) жилого помещения специализированного жилищного фонда в случае отсутствия правовых оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда или предоставления неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка, либо выявления в предоставленных документах недостоверной информации; об отказе в предоставлении сотруднику (гражданскому служащему, работнику) жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с отсутствием свободного жилого помещения специализированного жилищного фонда в населенном пункте по месту службы (работы). Решение оформляется протоколом заседания Комиссии и не позднее 7 календарных дней со дня принятия утверждается в центральном аппарате МВД России Министром внутренних дел Российской Федерации, а в органе, организации МВД России – начальником (руководителем) (пункт 6 Порядка).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела,
с 1 февраля 2022 года Тарасов В.В. проходит службу в органах внутренних дел в должности оперативного дежурного ДЧ Отд МВД России по Северо-Эвенскому району.
13 ноября 2023 года Тарасов В.В. подал рапорт о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда на период прохождения службы в Отд МВД России по Северо-Эвенскому району на семью из 5 человек в связи с отсутствием жилого помещения в населенном пункте по месту службы.
Центральной жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Магаданской области принято решение о предоставлении Тарасову В.В. на семью из 5 человек служебного жилого помещения – 3-х комнатной квартиры, площадью 72,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Данное решение оформлено протоколом от 15 января 2024 года № 2 (пункт 1).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Тарасова В.В. о признании указанного протокола недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что принятое центральной жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Магаданской области решение о предоставлении Тарасову В.В. на семью из 5 человек служебного жилого помещения соответствует нормам закона, предоставленное жилое помещение отвечает потребности семьи истца и не нарушает его жилищных прав.
Доводы Тарасова В.В. о том, что норма предоставления площади жилого помещения не соответствует положениям статьи 7 Федерального закона №247-ФЗ, признаны судом основанными на неправильном толковании указанного Федерального закона, поскольку статьей 7 регулируются правоотношения по предоставлению сотрудниками жилых помещений в собственность или по договору социального найма.
Оснований для иной оценки доводов Тарасова В.В. в данной части судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что при предоставлении Тарасову В.В. жилого помещения центральной жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Магаданской области учтены требования, предъявляемые к норме предоставления площади жилого помещения, установленные в Северо-Эвенском районе Магаданской области.
Так, Положением о специализированном жилищном фонде
УМВД России по Магаданской области, порядке предоставления и пользования служебными жилыми помещениями, утвержденным приказом УМВД России по Магаданской области от 29 декабря 2023 года № 912, предусмотрено, что служебное жилье предоставляется сотруднику (служащему) и совместно проживающим с ним членам его семьи в пределах нормы предоставления площади жилого помещения, а также с учетом состава семьи (пункт 7).
Норма предоставления общей площади жилого помещения специализированного жилищного фонда устанавливается в пределах нормы предоставления площади, установленной органом местного самоуправления (пункт 8).
Решением Собрания представителей Северо-Эвенского городского округа от 30 июня 2016 года № 115 в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения в муниципальном образовании «Северо-Эвенский городской округ».
Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления установлена в размере 15 кв.м на одного члена семьи.
Под учетной нормой, в свою очередь, понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма установлена в размере 13 кв.м общей площади на одного человека.
Возможность предоставления служебного жилья сотруднику (служащему) и совместно проживающим с ним членам семьи в зависимости от учетной нормы, а не от нормы предоставления, действующим правовым регулированием не предусмотрена.
Учитывая, что Тарасову В.В. исходя из состава семьи 5 человек подлежало предоставлению служебное жилое помещение не менее 75 кв.м, однако предоставлена квартира площадью 72,1 кв.м, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования Тарасова В.В. о признании недействительным протокола № 2 заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области от 15 января 2024 года.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, с принятием нового решения об удовлетворении иска.
При этом, поскольку в компетенцию суда не входит принятие решения об отмене протокола заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Магаданской области, принимая во внимание то, что комиссия представляет собой коллегиальный совещательный орган, то есть не является самостоятельным лицом, на которое судом могут быть возложены какие-либо обязанности, с целью восстановления нарушенного права истца, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика – УМВД России по Магаданской области обязанность обеспечить реализацию права Тарасова В.В. на повторное рассмотрение рапорта о предоставлении служебного жилого помещения, находящегося в оперативном управлении УМВД России по Магаданской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 16 апреля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковое заявление Тарасова В.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области о признании недействительным и отмене протокола заседания центральной жилищно-бытовой комиссии – удовлетворить частично.
Признать недействительным решение центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Магаданской области, оформленное протоколом № 2 от 15 января 2024 года, о предоставлении Тарасову В.В. с семьей в составе пяти человек служебного жилого помещения общей площадью 72,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Управление Министерства внутренних дел России по Магаданской области обязанность повторно рассмотреть рапорт Тарасова В.В. о предоставлении служебного жилого помещения, находящегося в оперативном управлении УМВД России по Магаданской области.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 ноября 2024 года.