Решение по делу № 2а-1223/2021 от 19.07.2021

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Тулун                                                                                                        23 ноября 2021 г

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Спешилова В.В.,

при секретаре судебного заседания Федоровой А.А.

с участием: административного истца Романенко Ю.В., принимающего участие в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи на базе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю;

представителя административного истца- адвоката Романенко Л.В. (ордер *** от ......), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело у № 2а-1223/2021 по административному исковому заявлению Романенко Ю.В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю о признании водворения в ШИЗО незаконными, и взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Административный истец- Романенко Ю.В. обратился с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее по тексту ИК-6) с вышеуказанным иском.

В обосновании искового требования указав, что с ...... по прибытию в ИК-6 помещен в одиночную камеру ШИЗО (штрафной изолятор) ***, **** этаж, которая была оборудована только раковиной, унитазом, пристёгивающейся к стене кроватью. В камере отсутствовала розетка, чтобы кипятить воду, подключить электробритву, стол (написать письмо, сообщение, обращение), тумбочка для документов, шкаф для продуктов питания, вешалка для одежды, ведро для мусора, таз для стирки и иной инвентарь, что нарушает действующее законодательство и международные договоры РФ при содержании в ИК-6, в частности ст. 3 и 12 УИК РФ, ст. 21 Конституции РФ, ст. 3 Конвенции, ст. 7 международного пакта ООН, что свидетельствует о превышении неизбежного уровня страдания, из-за чего причинены психические и физические страдания (переживания, головная боль, тошнота, оскорбление, унижение), т.к. незаконно содержания в одиночной камере ШИЗО. В камерах ШИЗО административный истец содержался по ......, в связи с чем просит суд: признать, что водворение в одиночную камеру ШИЗО с ...... без какой-либо причины, нарушает действующее законодательство РФ и международные договоры РФ условий содержания в ИК-6 и присудить справедливую компенсацию морального вреда за причинение психических и физических страданий в размере 1 320 000 рублей, как за аналогичное приведенное в ЕСПЧ решение.

Воспользовавшись своим правом истец уточнил исковые требования и окончательно просил суд: признать незаконным содержание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в одиночной камере (ШИЗО) с ...... по ...... поскольку были нарушены требования по ограждению туалета, отсутствовало дневное освещение, отсутствовала возможность проветрить камеру, в камере производилось круглосуточное видеонаблюдение, отсутствовал 8 часовой сон, произведено водворение в одиночную камеру, содержался в ШИЗО и присудить справедливую компенсацию в размере 1 320 000 рублей.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 221 КАС РФ определением от ...... в качестве соответчика привлечено УФСИН России по Хабаровскому краю.

Определением от ...... к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена - Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН России), учитывая требования ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», с изменениями внесенными в него ФЗ № 494-ФЗ от ......, УИК РФ, БК РФ, п. 4 ст. 227.1 КАС РФ, поскольку по требованиям о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Кроме того, суд, руководствуясь ст. 11 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», п. 2.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ...... *** (ред. от ......) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», определил, рассмотреть настоящее административное дело с участием прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в связи с чем, определением от ...... к участию в деле привлечен прокурор по надзору за исполнением наказаний в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме суду пояснил, что каких-либо дисциплинарных проступков не совершал, однако был помещен в одиночную камеру ШИЗО ...... в последующем переведен в другую камеру, также ШИЗО, где находился по ...... под предлогом того, что должен был находиться на самоизоляции в карантинном блоке в связи с новой короновирусной инфекцией и изданных приказов по её предупреждению, однако карантинный блок в ИК-6 отсутствовал, а иные камеры были заняты. В камерах ШИЗО, где он содержался в вышеуказанный период туалет не соответствовал требования, как не имел вентиляции и не был полностью огорожен, окно в камере располагалось таким образом, что дневной свет поступал крайне мало и освещение камеры не соответствовало требованиям действующего законодательства, проветрить камеру было невозможно в силу специфики окон, ввиду того, что блок, в котором расположены камеры отведен для камер ШИЗО, лиц, которые помещались в ШИЗО за совершенные дисциплинарные проступки содержали по режиму ШИЗО, и из-за этого у него отсутствовал 8 часовой сон, поскольку шум и запирание дверей ШИЗО соседних камер мешал ему спать, однако в части режима сна при нахождении в ШИЗО сотрудники его не ограничивали, в камере производилось круглосуточное видеонаблюдение, что также в учетом позиции, изложенных в нормах международного права и национального законодательства ущемляло его права. Оборудование камер ШИЗО отличалось от камер содержания, кроме того, он находился в одиночной камере с ...... до .......

Представитель истца просил суд удовлетворить исковые требования, поскольку помещение в ШИЗО являлось незаконным и безосновательным одиночным заключением, противоречащим нормам международного права.

Представитель ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России представил письменные возражения, просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Прокурор по надзору за исполнением наказаний в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю извещен надлежащим образом, заявлений ходатайств суду не представил.

Согласно статье 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ...... никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, одновременно устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, ч. 3, в частности, достоинство личности, охраняемое государством, ч. 1 ст. 21.

В силу ст. 46 ч. 1 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, часть 2.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, часть 3.

В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, часть 2.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, часть 3.

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от ...... № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) лицо может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, если оно полагает, что нарушены его права и свободы. Жалоба может затрагивать любые решения, действия или бездействие, которые нарушают права и свободы соответствующего лица, создают препятствия к осуществлению его прав и свобод или возлагают на него какие-либо обязанности или ответственность. Административный истец должен указать сведения об оспариваемом решении, действии (бездействии), административный орган, ответственный за принятие оспариваемого решения или за совершение оспариваемого действия (бездействия), соответствующие права, нормативные правовые акты, которым противоречат оспариваемые решение, действие (бездействие), а также иную значимую информацию, в том числе сведения о ранее предпринятых попытках оспорить соответствующие решение, действие (бездействие) и об ответах компетентных органов, ч. 2 ст. 220 КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение, ч. 1 ст. 12.1 УИК РФ.

Пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ...... *** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Пунктом 14 вышеуказанного постановления Пленума разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Из решения Европейского Суда по правам человека от ...... по делу «Е.М. Шмелев и другие против Российской Федерации», пункт 42, следует, что любые меры, ограничивающие свободу лиц, охватываются понятием «содержание под стражей», включая административное задержание, доставление в отдел органа внутренних, содержание в помещении суда до проведения слушания, перевод между исправительными учреждениями и так далее. Помещение в места принудительного содержания и перемещение физических лиц в транспортных средствах должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также международным обязательствам Российской Федерации. При рассмотрении соответствующих жалоб суды должны принимать во внимание документы, подготовленные компетентными международными организациями, в том числе Организацией Объединенных Наций и Советом Европы (пункт 1 Постановления ***).

Статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ...... и требованиями, содержащимися в постановлениях (решения) Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), предусмотрено, что условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, ч. 2 ст. 12.1 УИК РФ.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве ...... предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию:

«...10. Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем надлежащее внимание следует обращать на климатические условия, особенно на объем воздуха в этих помещениях, на минимальную площадь, на освещение, отопление и вентиляцию...

11. В помещениях, где живут и работают заключенные:

(а) окна должны быть достаточно велики для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и сконструированы так, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции;

(d) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения;

12. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

Согласно правовой позиции. Конституционного Суда Российской Федерации, действия (или бездействие) органов государственной власти, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда (Определение от ...... N 1005-0-0).

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ...... *** «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству (абзац 4). Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности (абзац 5). При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания (абзац 6). Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (абзац 7).

В силу ст. 13 Закона Российской Федерации от ...... *** «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с п.п. 3 и 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ...... ***, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В Обзоре практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека *** (2020), утвержденному Верховным Судом Российской Федерации, разъяснено, что в силу п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ...... *** «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от ...... (раздел 3; статьи 3-33)… В целях эффективной защиты прав и свобод человека судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека. В рамках настоящего обзора понятие «межгосударственные органы по защите прав и основных свобод человека» охватывает международные договорные органы ООН, действующие в сфере защиты прав и свобод человека, а также Европейский Суд по правам человека (далее по тексту решения - Обзор).

ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Сокращенное наименование Учреждения: ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

Учреждение по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения, является юридическим лицом.

Предметом и целями деятельности Учреждения являются: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде лишения свободы; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности содеращихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностеных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения; охрана и конвоирование осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; организация оказания медицинской помощи осужденным, содержащимся в Учреждении; иные цели, возложенные на Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что Романенко Ю.В., ...... г.р., уроженец ****, проживавший до ареста по адресу: **** осужден ...... Иркутским областным судом по ч.......... УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации из обвинения исключена ч. 1 ст. 222 УК РФ. Приговор вступил в законную силу ....... Начало срока наказания .......

В исправительное учреждение ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ...... из ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.

...... Романенко Ю.В. убыл из учреждения в расположение ФКУ МИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю. Обратно прибыл в учреждение для дальнейшего отбывания наказания .......

В соответствии с п. 8 и 9 главы Правил внутреннего распорядка, утвержденных Приказом Минюста России от ...... *** «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте России ...... N 44930)

После личного обыска осужденные проходят комплексную санитарную обработку в соответствии с требованиями Правил и размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проходят медицинское освидетельствование, и за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. При выявлении в карантинном отделении инфекционных больных они немедленно изолируются в медицинскую часть, в ИУ проводится комплекс противоэпидемических мероприятий.

В карантинном отделении осужденные под роспись знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, со своими правами и обязанностями, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами, распорядком дня ИУ, проходят инструктаж о мерах пожарной безопасности, предупреждаются об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания в ИУ.

Кроме того, осужденные информируются под роспись о применении в ИУ аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, о предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях применения физической силы, специальных средств и оружия. Указанные расписки приобщаются к личным делам осужденных.

Согласно ч. 2 ст. 79 УИК РФ предусмотрено, что осужденные, прибывшие в исправительные учреждения, помещаются в карантинное отделение на срок до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделение осужденные находятся в обычных условиях отбывания наказания.

Из положений пункта 14.1.2 «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ...... ***/пр) следует, что в карантине ИК особого режима для осужденных ПЛС следует применять только камерную систему размещения осужденных с размещением их в 1-местных камерах.

В составе помещений карантина ИК особого режима для осужденных ПЛС предусматриваются две одноместных камеры для прибывающих осужденных. Оборудуется одним унитазом, располагаемым в изолированной кабине, и одним умывальником, располагаемым вне кабины.

Как установлено материалами дела в ИК-6 отсутствует штатное карантинное отделение, в связи с чем под карантинные камеры для размещения поступающих осужденных определены камерные помещения, расположенные в 3 режимном блоке на 2 и 3 этажах режимного корпуса.

...... камерные помещения для размещения прибывших осужденных были заняты иными осужденными, поэтому исполнения п. 8 и 9 Правил внутреннего распорядка, утвержденных Приказом Минюста России от ...... *** «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», а также с целью профилактике распространения новой короновирусной инфекции в учреждении, осужденный Романенко Ю.В. на общих основаниях был помещен в камеру *** штрафного изолятора ШИЗО, после чего с ...... по ...... камеру *** ШИЗО.

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 115 УИК РФ водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток применяется в качестве меры взыскания к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

     Из материалов дела не усматривается, что Романенко Ю.В. совершил нарушение установленного порядка отбывания наказания в связи с чем оснований для применения мер взыскания в ИК-6 в период с ...... по ...... не имелось, обратно в нарушении ст. 62 КАС РФ, суду не представлено.

    Как указано в возражениях административного истца в камерах карантинов для осужденных ПЛС предусматривается то же оборудование, что и в камерах ПКТ, при этом взамен откидной койки следует предусматривать кровать одноярусную или двухъярусную.

В камерах ПКТ, ЕПКТ следует предусматривать:

- откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора;

- столы и скамейки с числом посадочных мест по числу мест в камере из расчета периметра стола и длины скамеек 0,4 пог. м на одного осужденного;

- прикроватную тумбочку на двух осужденных;

- настенный шкаф или закрытую полку для хранения продуктов (одна ячейка на осужденного);

- подставка под бак с питьевой водой;

- настенную вешалку для верхней одежды (один крючок на осужденного);

- настенную полку для туалетных принадлежностей;

- громкоговоритель;

- раковину (умывальник);

- изолированную кабину с унитазом.

В камерах ШИЗО, одиночных камерах, камерах ДИЗО следует предусматривать:

- откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора;

- столы с числом посадочных мест по числу мест в камере из расчета периметра стола 0,4 пог. м на одного осужденного;

- тумбы для сидения по числу мест в камере;

- настенную полку для туалетных принадлежностей;

- раковину (умывальник);

- изолированную кабину с унитазом.

Указанные требовании предписаны «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях»".

Указанное также исходит из положений п. 14.2.6 вышеуказанного СП .......... а именно оборудование, оснащение мебелью и инвентарем помещений карантинного отделения ИУ следует предусматривать согласно приложению А и требованиям ведомственных нормативных актов, регламентирующих оснащение соответствующих объектов ФСИН

В камерах карантинов для осужденных ПЛС предусматривается то же оборудование, что и в камерах ПКТ, при этом взамен откидной койки следует предусматривать кровать одноярусную или двухъярусную.

В ходе обозрения фотографий, приложенных к возражению от ...... ***, а также с учетом *** судом установлено камеры *** и *** не были оборудованы в соответствии с требования, для камер ПКТ, в частности, в указанных камерах отсутствовали прикроватные тумбочки, настенный шкаф или закрытая полка для хранения продуктов (одна ячейка на осужденного), подставка под бак с питьевой водой, настенная вешалка для верхней одежды (один крючок на осужденного).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности водворения Романенко Ю.В. в период с ...... по ...... в камеры ШИЗО *** и ***.

    В части периода содержания Романенко Ю.В. в камерах ШИЗО *** и *** суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии с постановлением от ...... *** «О введении дополнительных санитарно-эпидемиологических мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) главного государственного санитарного врача-начальника .......... начальникам учреждений УФСИН России по Хабаровскому краю, следственных изоляторов постановлено продлить содержание в карантинных отделениях, поступающих в учреждение и следственные изоляторы УИС **** до 20 дней на основании постановления главного государственного санитарного врача ФСИН России от ...... ***.

    Таким образом, срок содержания Романенко Ю.В. в изоляции с учетом дополнительных санитарно-эпидемиологических мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) с ...... по ...... не нарушен.

    Суд не принимает доводы Романенко Ю.В. в части несоответствия ограждения туалета, отсутствия дневного света, невозможности проветривания камеры, отсутствия 8 часового режима сна, круглосуточного видеонаблюдения по следующим основаниям.

     Согласно акта проверки камер *** и 200 средний показатель освещенности камер соответствует санитарным нормам для жилых помещений. Замеры в указанных камерах были проведены люменометром SUNCHE HS 1010 в пяти точках камерного помещения, указанные факты подтверждаются актами проверки уровня освещения камер *** и *** от .......

    Согласно Приказа Минюста России от ...... N 279 (ред. от ......) «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» п. 8 ст. 32 гл. IV следует, что окна в камерах ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, ПФРСИ, ТПП, одиночных камерах в ИК особого режима с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.

На всех оконных проемах режимных зданий (см. 4.8), переходных галерей, общежитий со строгими условиями отбывания наказания, здания для проведения длительных и краткосрочных свиданий, первого этажа административного здания, а также помещений, коридоров, переходов, через которые осуществляется конвоирование осужденных ПЛС, осужденных, отбывающих наказание в ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, ДИЗО, с наружной стороны следует устанавливать металлические оконные решетки, отвечающие требованиям (16.2.1 "СП 308.1325800.2017)

    Для заполнения оконных проемов зданий и сооружений ИУ допускается использовать деревянные, ПВХ и металлические оконные блоки (..........).

    Окна в камерах *** и ***, несмотря на наличие отсекающих решеток, оборудованы механизмом для открытия окон, что не препятствовало проветриванию камер, в связи с чем, доводы в данной части голословны и необоснованны.

    В части отсутствия 8 часового сна суд также не принимает доводы истца о том, что ввиду различия режима с камерами ШИЗО, находившимися по соседству с камерами *** и *** истец не мог спать полноценно установленное правилами внутреннего распорядка время, не связано с нарушением режима. Как пояснил сам истец, режим дня, в том числе и сна, установлен для него на общих основаниях.

    В части требований к оборудованию туалета суд приходит к выводу о том, что приватность кабин туалетов, расположенных в камерах *** и *** полностью соответствует требованием действующего законодательства, поскольку туалетные кабины, в зависимости от камеры располагались в левом и правом углу от входа в камеру с достаточной степенью изолированности, огорожены от основного помещения перегородкой 2 метра из ДСП. Выше до потолка перегородки выполнены из флюкарбона, кабины туалетов оборудованы дверью. Столы в камерах для приема пищи находились в достаточной удаленности от туалетной кабины. Доводы истца о том, что стены кабины в нижней части имелись зазоры, судом отклоняются, поскольку приватность это не нарушало. В части доводов о наличии постоянного видеонаблюдения суд приходит к следующим выводам.

Приказом от ...... ***, с поправками от ......, Министерство юстиции РФ утвердило наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы.

Приказами №*** и 533 Федеральной службы исполнения наказаний от ...... года и ...... соответственно были утверждены технические спецификации технических средств контроля и надзора в исправительных учреждениях, включая количество камер в каждом учреждении, срок их службы и т.д. В частности, приказы предусматривают установку одной камеры видеонаблюдения в одну камеру.

В контексте права лица, содержащегося под стражей, на уважение его частной жизни, Европейский Суд по правам человека считает, что помещение лица под постоянное видеонаблюдение во время содержания под стражей, что уже влечет за собой значительное ограничение неприкосновенности частной жизни, должно рассматриваться как серьезное вмешательство в осуществление права лица на уважение его частной жизни как элемента понятия «частная жизнь», и соответственно, приводит в действие статью 8 Конвенции.

В своих решениях Европейский Суд отмечает, что статья 83 УИК РФ наделяет администрацию пенитенциарных учреждений правом использовать аудиовизуальные, электронные и другие технические средства наблюдения и контроля за содержащимися под стражей лицами. Аналогичным образом статья 34 Закона о содержании под стражей устанавливает, что «аудио- и видеотехника может использоваться для целей наблюдения» за лицами, находящимися в предварительном заключении. Хотя эти правовые положения устанавливают общее правило, позволяющее администрациям пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов прибегать к видеонаблюдению, они не содержат каких-либо дополнительных подробностей в этой связи. В них не указывается, например, должны ли места общего доступа, а также жилые сектора подлежать надзору, в какое время суток он должен осуществляться, его условия и продолжительность, применимые процедуры и тому подобное. Единственная обязанность, возложенная на администрацию пенитенциарных учреждений частью второй статьи 83 УИК РФ, заключается в информировании осужденных и получении их подписи в качестве подтверждения об использовании вышеупомянутых средств контроля и надзора.

    Согласно материалам личного дела Романенко Ю.В. при поступлении в учреждение уведомлен о применении в исправительном учреждении аудио-визиуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных, о чем свидетельствует расписка, заполненная Романенко Ю.В. собственноручно от .......

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (определения от ...... N 63-О, от ...... N 162-О-О и от ...... N 369-О-О).

Согласно части первой статьи 83 УИК Российской Федерации администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Статья 34 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в части первой также предусматривает, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника.

Право администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей (часть первая статьи 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и часть первая статьи 82 УИК Российской Федерации). Указанная позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от ...... N 1393-О-О.

Как следует из позиции, изложенной в постановлении ЕСПЧ от ...... «Дело "Горлов и другие (Gorlov and Others) против Российской Федерации» Европейский Суд отмечает, что статья 83 УИК РФ наделяет администрацию пенитенциарных учреждений правом использовать аудиовизуальные, электронные и другие технические средства наблюдения и контроля за содержащимися под стражей лицами. Аналогичным образом статья 34 Закона о содержании под стражей устанавливает, что "аудио- и видеотехника может использоваться для целей наблюдения" за лицами, находящимися в предварительном заключении. Хотя эти правовые положения устанавливают общее правило, позволяющее администрациям пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов прибегать к видеонаблюдению, они не содержат каких-либо дополнительных подробностей в этой связи. В них не указывается, например, должны ли места общего доступа, а также жилые сектора подлежать надзору, в какое время суток он должен осуществляться, его условия и продолжительность, применимые процедуры и тому подобное. Единственная обязанность, возложенная на администрацию пенитенциарных учреждений частью второй статьи 83 УИК РФ, заключается в информировании осужденных и получении их подписи в качестве подтверждения об использовании вышеупомянутых средств контроля и надзора.

Таким образом, применение видеонаблюдения в учреждении не противоречило обязательствам, вытекающим из статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п.п. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).

Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).

Статья 227.1. Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении

1. Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно ст. 12.1 УИК РФ предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (ч.3).

В решении ЕСПЧ от ...... «Дело «Е.М. Шмелев и другие (Yevgeniy Mikhaylovich Shmelev and Others) против Российской Федерации» Европейский Суд отметил, что с учетом изложенного для создания в Российской Федерации эффективных (с учетом рекомендаций Европейского Суда) средств правовой защиты представляется оправданным использование суммы 3 тыс. евро на одного заявителя при расчете компенсаций, необходимых для выплаты по решениям национальных судов.

В зависимости от характера и продолжительности нарушения, обстоятельств, при которых нарушение допущено, последствий нарушения, где: 3 000 евро (по курсу 77 рублей за 1 евро) - средний размер компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительных учреждениях, предложенный российскими властями и согласованный с Европейским Судом;

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Романенко Ю.В. незаконно водворен и содержался в период с ...... по ...... в камерах ШИЗО *** и *** ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, вместе с тем, суд не может не принять во внимание, обстоятельства, послужившие основанием для указанного решения и негативную эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации и в целом в мире, связанную с распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19). Отсутствие технической оснащенности в пенитенциарном учреждении карантинного блока, само по себе не давало законных оснований для помещения Романенко Ю.В. в камеры ШИЗО, однако указанное решение было обусловлено вынужденными мерами, в том числе и обеспечением сохранности жизни самого административного истца. Несмотря на то, то Романенко Ю.В. был водворен в камеру ШИЗО без законных на то оснований, предусмотренных УИК, для него не применялись ограничения как для лиц, в отношении которых водворение в камеру ШИЗО являлось мерой дисциплинарного воздействия, режим дня применялся для него на общих основаниях, камеры соответствовали требованиям «СП 308.1325800.2017» за исключением требований к оснащенности и оборудованию, предусмотренных для ПКТ,

Из анализа действующего законодательства следует, что размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении, и индивидуальных особенностей каждой отдельной ситуации. Оценка разумности и справедливости, а также размера компенсации, относится к прерогативе суда.

Таким образом, присужденный размер следует считать справедливой и адекватной суммой компенсации, подлежащей возмещению, взаимосвязанной с нашедшими свое подтверждение нарушениями условий содержания, которые несовместимы с уважением человеческого достоинства осужденного, подвергли административного истца страданиям и трудностям при исполнении уголовного наказания в период прохождения лечения, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию в изоляции от общества.

При определении размера компенсации суд, учитывая требования ст. ст. 62, 84 КАС РФ, принимая во внимание характер и продолжительность нарушений не соответствующим требованиям действующего законодательства, исходя из закрепленных в ст. ст. 3 и 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 21 Конституции РФ принципа недопустимости обращения и наказания, унижающего достоинство, полагает необходимым определить административному истцу Романенко Ю.В. единую компенсацию за все установленные нарушения условий содержания в размере 77 000 рублей.

Компенсацию за нарушение условий содержания административного истца Романенко Ю.В. в ИК-6, необходимо взыскать с главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа, обеспечивающего условия содержания в ИУ, п. 4 ст. 227.1 КАС РФ, с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Романенко Ю.В. в размере 77 000 рублей, а также взыскать с ФСИН России судебные расходы в размере 300 рублей.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ИУ подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении требований административного иска к УФСИН по Хабаровскому краю, административному истцу Романенко Ю.В. следует отказать, поскольку в случае удовлетворения требований административного иска о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в ИУ такая обязанность возлагается в силу требований закона на главного распорядителя средств федерального бюджета, в данном случае, на ФСИН России за счет казны РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3, 8 Конвенции, решения (постановления) ЕСПЧ, ст. ст. 2, 15, 17, 21, 46, 53, 55 Конституции РФ, ст. ст. 10, 12.1, 99, 101 УИК РФ, ст. ст. 61, 62, 84, 227.1, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

    исковые требования Романенко Ю.В., ...... г.р., рожденного в **** удовлетворить частично.

       Признать нарушением установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации действие администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в незаконном содержании Романенко Ю.В. в период с ...... по ......, всего 20 дней в части:

-водворение в одиночную камеру ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю;

-содержание в ШИЗО ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю;

    Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Романенко Ю.В., .......р. компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в период с ...... по ...... в размере ..........) рублей и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

    В удовлетворении требований административного иска к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Романенко Ю.В., а также в части признания нарушением установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации действие администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в незаконном содержании Романенко Ю.В. в период с ...... по ...... в части: туалет огорожен с нарушением; отсутствие дневного света; невозможности проветривание камеры; отсутствие 8 часового сна, использование круглосуточного видеонаблюдения в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. отказать.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутской областной суд с подачей жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

..........

Судья                                                                                                                      В.В. Спешилов

2а-1223/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Романенко Юрий Викторович
Ответчики
ФКУ ИК-6 п. Эльбан
Другие
Романенко Людмила Викторовна
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Спешилов Вениамин Валерьевич
Дело на странице суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
19.07.2021Регистрация административного искового заявления
19.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.09.2021Судебное заседание
01.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Судебное заседание
02.11.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.11.2021Судебное заседание
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее