Решение по делу № 2-145/2024 от 22.01.2024

Дело № 2-145/2024

УИД 04RS0020-01-2024-000058-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2024 года                                                                                              г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Жалсановой А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Северо-Байкальский район» Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кичерская средняя общеобразовательная школа», о возложении обязательств

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный прокурор обратился с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая в обоснование заявленных требований, что согласно п. 1.10 Устава МБОУ «Кичерская СОШ» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Северо-Байкальский район». Приказом директора школы от ДД.ММ.ГГГГ утвержден маршрут по перевозке обучающихся, согласно которому перевозка осуществляется с <адрес> до здания школы, расположенного по адресу <адрес>.

Проведенной проверкой установлено, что перевозка обучающихся школы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не производилась, что повлекло за собой нарушение прав обучающихся на общедоступность основного общего и среднего общего образования. В целях устранения нарушения закона прокурором в адрес начальника МКУ Управление образования МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, перевозка учащихся возобновилась. Однако, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время перевозка учащихся не производится.

В соответствии с уточненными требованиями, на основании положений ст.ст. 28,40 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании» просил суд возложить на администрацию МО «Северо-Байкальский район» обязанность организовать бесплатную перевозку обучающихся МБОУ «Кичерская СОШ», также просил обязать МБОУ «Кичерская СОШ» обеспечить подвоз несовершеннолетних обучающихся до образовательной организации МБОУ «Кичерская СОШ».

В судебное заседание представитель ответчика - Администрации МО «Северо-Байкальский район» не явился, извещён надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании помощник Северобайкальского межрайонного прокурора Сотникова Е.С. исковые требования поддержала, просила учесть, что согласно п. 2.1.2 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N , расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км. Также при разрешении дела просила учесть пункты 3.1,3.2 Методических рекомендаций "Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций", направленных письмом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ N ,согласно которым перевозка обучающихся организовывается образовательной организацией и ее учредителем.

Представитель МБОУ «Кичерская СОШ» Коробенкова А.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила учесть, что в иске не указано какое право школой было нарушено, иск не содержит указаний на нормативно-правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. В штатном расписании школы имеется вакансия водителя, в бюджетной росписи предусмотрены финансовые средства на топливо, имеется приказ по школе, разработан маршрут. На настоящее время перевозка обучающихся не осуществляется, это связано с вакантной должностью водителя. Школой принимались надлежащие меры для поиска водителя, имелись обращения в адрес администрации, организации ПМС-303, в социальных сетях публиковались объявления, также размещено объявление на портале «Работа России». Также школой разрешен вопрос о направлении преподавателя школы на обучение водителя соответствующей категории, однако, на работу возможно принять водителя, имеющего необходимый стаж работы.

Представитель третьего лица МКУ «Управление образования МО «Северо-Байкальский район» Тюрикова Н.Г. в судебном заседании полагала заявленный иск не обоснованным, поскольку он не соответствует требованиям законодательства.

Ранее, принимавшая участие в судебном заседании представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» по доверенности Горбачева Ж.В. полагала не обоснованными заявленные в первоначально предъявленном в суд прокурором иске требования о возложении на администрацию обязанностей по принятию мер к обеспечению бесплатной перевозки обучающихся. Просила учесть, что за счет средств бюджета МО «Северо-Байкальский район» ДД.ММ.ГГГГ в собственность образовательной организации приобретен автобус для перевозки детей. Фактически, перевозка обучающихся приостанавливалась в связи с увольнением водителя автобуса. Прием на работу в школу и допуск к осуществлению перевозок осуществляется непосредственно руководителем образовательного учреждения, действующим законодательством не предусмотрено вмешательство учредителя образовательной организации во взаимоотношения сторон трудовых отношений, также не предусмотрена обязанность учредителя по подбору кадров образовательной организации

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляется, в числе прочего, мера социальной поддержки и стимулирования в виде транспортного обеспечения в соответствии со ст. 40 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" транспортное обеспечение безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций и сопровождающих лиц школьным автобусом, принадлежащим на законных основаниях образовательным организациям и использующимся исключительно в целях осуществления перевозок обучающихся (п. 1.1 Методических рекомендаций).

Согласно названным Методическим рекомендациям, перевозка обучающихся осуществляется школьным автобусом, соответствующим требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании образовательной организации (п. 1.4). В силу п. п. 3.1 и 3.2 Методических рекомендаций перевозка обучающихся организовывается образовательной организацией и ее учредителем.

В соответствии с п. 2.1.2 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.

Из материалов дела установлено, что Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кичерская СОШ» является образовательным учреждением, находится по адресу <адрес>.

Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Северо-Байкальский район» (пунккт 1.10 Устава).

С ДД.ММ.ГГГГ года в собственности МБОУ имеется автобус для перевозки детей, с использованием которого до ДД.ММ.ГГГГ г. осуществлялся подвоз учащихся школы, проживающих на <адрес> непосредственно до учебного заведения.

Как установлено судом следует из материалов дела расстояние от <адрес> до школы на <адрес> составляет 2,3 км., всего в районе <адрес> проживает 17 учащихся школы.

Директором школы был определен маршрут движения школьного автобуса от <адрес> до <адрес> составлен график (расписание) движения автобуса по данному маршруту.

В штатном расписании МБОУ «Кичерская СОШ» имеется ставка водителя, с ДД.ММ.ГГГГ данная ставка вакантна, школьный автобус с ДД.ММ.ГГГГ не используется, подвоз обучающихся до образовательного учреждения не осуществляется.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 05.07.2017 N 18-П, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации.

Гарантии доступности права каждого на образование, признаваемого международным сообществом в качестве одного из основных и неотъемлемых прав человека (статья 26 Всеобщей декларации прав человека, статья 2 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 28 Конвенции о правах ребенка), закреплены также в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, понимающих под доступностью образования равные для всех права и возможности его получения, что предполагает доступность не только экономическую (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Приведенные положения Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов развиваются в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", согласно статье 5 которого право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 2); общедоступность и бесплатность образования гарантируются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (часть 3); реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4).

Существенным элементом создания таких социально-экономических условий является обеспечение территориальной доступности образовательных организаций, предоставляющих общее (начальное, основное, среднее) образование, тем более что использование при его получении дистанционных образовательных технологий с применением информационно-телекоммуникационных сетей (статья 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") не носит массового характера и, по крайней мере в настоящее время, не может заменить обычный учебный процесс, предполагающий непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципального района или городского округа в рамках исполнения возложенных на них полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования.

Из приведенных нормативных положений в совокупности с правовой позицией Конституционного Суда РФ следует, что одним из условий реализации гарантированного Конституцией РФ права на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования является транспортная доступность образовательной организации.

Положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ определено, что обязанностью образовательной организации является соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, которыми, в частности, установлена обязанность по организации транспортного обслуживания в случае, если образовательная организация, расположенная в сельском поселении, находится на расстоянии более 1 км от жилых зданий. СП 2.4.3648-20 связывают наличие обязанности по организации транспортного обслуживания только с расстоянием, то есть независимо от расположения образовательной организации и места жительства обучающихся (в границах одного или разных муниципальных образований или сельских поселений).

Позиция представителя Администрации о том, что обязанность по организации перевозки до образовательного учреждения и обратно, выполнена в связи с передачей автобуса школе, и Администрация как учредитель не вправе вмешиваться в деятельность образовательного учреждения основана на неверном толковании норм права.

Как следует из Устава учреждения МБОУ «Кичерская СОШ» является некоммерческой организацией, созданной в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Действующие санитарные правила устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, согласно п. 1.2 СП 2.4.3648-20, применимы как к образовательной организации, так и к ее учредителю,

Таким образом, в случае невозможности соблюдения школой требований законодательства по обеспечению бесплатной перевозки учащихся    Администрация вправе разрешить вопрос о проведении необходимых организационных мероприятий, в том числе оказать содействие в подборе необходимой кандидатуры на должность водителя, в целях исполнения возложенных на неё ст. 40 Федерального закона N 273-ФЗ обязанностей.

Разрешая требования прокурора к МБОУ «Кичерская СОШ», суд учитывает, что основанием для обращения прокурора в суд являлся установленный в ходе проведения проверки факт неосуществления перевозки учащихся по причине отсутствия водителя и требования фактически направлены на возложение на образовательное учреждение обязанности обеспечить перевозку детей по ранее составленному маршруту.

Вместе с тем как следует из материалов дела, комиссионная оценка соответствия утверждённого директором школы маршрута в нарушение п.п. 2.1,2.2 Методических рекомендаций, утверждённых письмом Минпросвещения России от 1 сентября 2022 года N 03-1255 не проводилась. Кроме того данный маршрут предусматривает движение автобуса по нерегулируемому железнодорожному переезду, в связи с чем невозможно прийти к выводу о соблюдении МБОУ на настоящий момент условий, обеспечивающих безопасность учащихся.

С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что требования прокурора к образовательной организации не конкретизированы, суд не находит оснований для удовлетворения иска к МБОУ «Кичерская СОШ», в редакции изложенной в заявлении прокурора, поскольку возложение на школу обязанности обеспечить подвоз несовершеннолетних обучающихся до образовательной организации без разработки в соответствии с нормами закона безопасного маршрута может привести к нарушению прав учащихся.

В связи с изложенным, в целях реальной исполнимости судебного решения, суд также полагает необходимым указать в резолютивной части о возложении на Администрацию обязанности организовать бесплатную перевозку обучающихся    в соответствии с графиком и маршрутом следования, работа по разработке и утверждению которого должна быть проведена МБОУ «Кичерская СОШ» в соответствии с требованиями Методических рекомендаций.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО «Северо-Байкальский район» организовать бесплатную перевозку обучающихся МБОУ «Кичерская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с графиком и маршрутом следования утвержденным МБОУ «Кичерская СОШ».

В удовлетворении исковых требований к МБОУ «Кичерская средняя общеобразовательная школа» - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 27 февраля 2024 года

Судья:                              В.В. Атрашкевич

2-145/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор РБ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
администрация МО "Северо-Байкальский район"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кичерская средняя общеобразовательная школа"
Другие
МКУ Управление образования МО "Северо-Байкальский район"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Атрашкевич Владимир Валерьевич
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
22.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2024Передача материалов судье
25.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2024Подготовка дела (собеседование)
05.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее