Решение по делу № 33-15075/2024 от 10.10.2024

Судья Зорин А.П.                                                                Дело № 33-15075/2024

Дело №2-384/2024

УИД 52RS0053-01-2024-000541-24

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород                                  12 ноября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи                                    Кутыревой Е.Б.

судей                                              Корниловой О.В., Маркиной О.Е.

при секретаре                                                              Тарариной К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области

на решение Уренского районного суда Нижегородской области от 29 июля 2024 года

по гражданскому делу по иску прокурора Уренского района Нижегородской области к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области о поставке на государственный кадастровый учет, регистрации права муниципальной собственности,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда     Корниловой О.В.,    судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Уренского района Нижегородской области обратился в суд с иском к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области, указав, что прокуратурой Уренского района проведена проверка исполнения земельного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения на территории Уренского муниципального округа.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории Уренского муниципального округа имеется автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: ФИО1 [адрес], Уренский муниципальный округ, [адрес] (автомобильная дорога [номер] ОП МП 026, протяженность 0,522 км.).

Вместе с тем, земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данного земельного участка и не определены его границы, право собственности на земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Дорожная деятельность в отношении указанных автомобильных дорог должна осуществляться администрацией Уренского муниципального округа. При этом право собственности на земельные участки, занимаемые автомобильными дорогами, не оформлено, что не позволяет собственнику земельных участков выполнять, возложенные на него статьи 15 Земельного кодекса РФ, обязанности, а землепользователю использовать земельный участок на законных основаниях, в том числе использовать бюджетные средства округа на содержание автомобильных дорог.

[дата] прокуратурой района в администрацию Уренского муниципального округа внесено представление с требованием о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования, и регистрации право муниципальной собственности. Однако мер, направленных на проведение указанных мероприятий, до настоящего времени не принято.

На основании изложенного, прокурор просил суд обязать администрацию Уренского муниципального округа поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, занятый автомобильной дорогой общего пользования, расположенный по адресу: Нижегородская область, Уренский муниципальный округ, [адрес] (автомобильная дорога [номер] ОП МП 026, протяженность 0,522 км.), а также зарегистрировать на него право муниципальной собственности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца – помощник прокурора Уренского района Нижегородской области Футько И.И. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области, представители третьих лиц - КУМИ Администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Решением Уренского районного суда Нижегородской области от 29 июля 2024 года постановлено: «Исковые требования прокурора Уренского района Нижегородской области к администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области о поставке на государственный кадастровый учет, регистрации права муниципальной собственности, удовлетворить.

Обязать администрацию Уренского муниципального округа Нижегородской области, поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, занятый автомобильной дорогой общего пользования, расположенный по адресу: Нижегородская [адрес], Уренский муниципальный округ, [адрес] (автомобильная дорога [номер] ОП МП 026, протяженность 0,522 км.), а также зарегистрировать на него право муниципальной собственности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».

В апелляционной жалобе администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда. Считает, что установленный судом срок является недостаточным для исполнения решения суда.

Прокурором представлено возражение на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на реальность исполнения решения суда в установленный судом срок.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции участники процесса не явились, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от [дата] № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа (п.3), дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5), создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округа.

Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 10 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.

Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от [дата] № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

При этом, согласно статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьями 39.9, 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются органам местного самоуправления исключительно в постоянное (бессрочное) пользование. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статье 5 Федерального закона от [дата] № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый [номер] - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от [дата] № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее- Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Частью 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Таким образом, постановка на кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами, и оформление права собственности являются обязательными.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной прокуратурой [адрес] проверки установлено, что на территории Уренского муниципального округа имеется автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: Нижегородская [адрес], Уренский муниципальный округ, [адрес] (автомобильная дорога [номер] ОП МП 026, протяженность 0,522 км.).

Вместе с тем, земельный участок, на котором расположена автомобильная дорога, не поставлен на кадастровый учет, не проведено межевание данного земельного участка и не определены его границы, право собственности на земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Дорожная деятельность в отношении указанной автомобильной дороги должна осуществляться администрацией Уренского муниципального округа Нижегородской области. При этом право собственности на земельный участок, занимаемый автомобильной дорогой, не оформлено, что не позволяет собственнику земельного участка выполнять, возложенные на него статьей 15 Земельного кодекса РФ, обязанности, а землепользователю использовать земельный участок на законных основаниях, в том числе использовать бюджетные средства округа на содержание автомобильной дороги.

31.05.2024 г. прокуратурой Уренского района Нижегородской области в администрацию Уренского муниципального округа Нижегородской области внесено представление с требованием о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами общего пользования, и регистрации право муниципальной собственности.

Однако до настоящего времени нарушения, выявленные прокуратурой Уренского района Нижегородской области, не устранены.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что выявленные нарушения могут повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку вышеуказанные бездействия ответчика свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям. Неисполнение ответчиком возложенной на него законодательством обязанности нарушает права граждан на безопасное дорожное движение.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к установленному судом сроку для устранения допущенного нарушения.

Тот факт, что администрация Уренского муниципального округа Нижегородской области является бюджетной организацией и многие действия занимают значительно долгое время, не освобождает ответчика от исполнения обязанностей, возложенных на него законом.

Довод апелляционной жалобы о необходимости увеличения установленного судом первой инстанции 6-месячного срока для исполнения решения суда является необоснованным, поскольку при вынесении решения, суд в соответствии со статей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учел, что исполнение решения может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом работы.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласна, поскольку установленный судом срок является разумным, в связи с чем, оснований для изменения решения суда не имеется.

Увеличение срока исполнения решения суда приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, использующих названную автомобильную дорогу.

Решение суда в остальной части сторонами по делу не обжалуется, поэтому его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами апелляционной жалобы и иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства.

При таких данных, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Уренского районного суда Нижегородской области от 29 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения.

         Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 ноября 2024 года.

33-15075/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Уренского района Нижегородской области
Ответчики
Администрация Уренского муниципального округа
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
КУМИ Администрации Уренского муниципального округа Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Корнилова Оксана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
15.10.2024Передача дела судье
12.11.2024Судебное заседание
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее