Решение по делу № 2а-7509/2019 от 26.07.2019

УИД 11RS0001-01-2019-010329-66 Дело № 2а-7509/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2019 года город Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Краснова В.Б.,

при секретаре Колосковой О.А.,

с участием прокуроров Чередниченко И.А., Липиной С.М., представителей ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми и УФССП России по Республике Коми Дьеври А.В., Пудовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Сыктывкару № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Штейнле А.И., отделу судебных приставов по г. Сыктывкару № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконными действий, отмене постановления,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Штейнле А.И., УФССП России по Республике Коми о признании незаконными действий по вынесению 17.06.2019 постановления об окончании исполнительного производства № 71448/18/11001-ИП и возвращению исполнительного документа взыскателю; отмене постановления от 17.06.2019 об окончании исполнительного производства № 71448/18/11001-ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю.

В обоснование административного иска указано, что 29.08.2018 на основании исполнительного документа, предъявленного прокурором к исполнению, в ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство № 71448/18/11001-ИП предметом исполнения которого является обязанность МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» оформить право пользования недрами в виде получения разрешения (лицензии) на право пользования недрами из водных объектов «...» (... и водных объектов «...» (...э). 17.06.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 71448/18/11001-ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю в связи с предоставлением должнику отсрочки исполнения решения суда. Административный истец полагает, что предоставление отсрочки исполнения решения суда не может являться основанием окончания исполнительного производства, влечет переложение обязанностей судебного пристава-исполнителя по контролю за исполнением решения суда на взыскателя, чем нарушаются его права и законные интересы.

Определением суда к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечен ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми.

Прокуроры в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивали.

Представители ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми и УФССП России по Республике Коми Дьеври А.В., Пудова Е.В. возражали против удовлетворения административного иска, заявив о необоснованности требований.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Штейнле А.И., заинтересованное лицо МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» извещены о времени и месте рассмотрения административного дела в порядке, предусмотренным ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП России по Республике Коми Штейнле А.И. в суд не явилась, МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» - представителя не направило.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административного дело рассмотрено в отсутствие соответчика, представителя заинтересованного лица.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Судом установлено, что решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22.06.2015 исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворены: признаны незаконными действия МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» в части осуществления водозабора из водных объектов «...» (...) и водных объектов «...» (...) без разрешения (лицензии); МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» обязано оформить право пользования недрами в виде получения разрешения (лицензии) на право пользования недрами из водных объектов «...» (...) и водных объектов «...» (...) в срок до 01.05.2016.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13.05.2016 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.01.2017; определением суда от 20.12.2016 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.06.2017; определением суда от 22.06.2017 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.01.2018; определением суда от 26.12.2017 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.08.2018.

29.08.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми на основании исполнительного листа ФС № 004032322, выданного Сыктывкарским городским судом Республики Коми 27.07.2015, предъявленного к исполнению прокурором возбуждено исполнительное производство № 71448/18/11001-ИП, предметом исполнения которого являлась обязанность МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» оформить право пользования недрами в виде получения разрешения (лицензии) на право пользования недрами из водных объектов «...» (...) и водных объектов «...» (...) в срок до 01.05.2016.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06.09.2018 МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 22.06.2015 сроком до 01.02.2019.

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18.02.2019 МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 22.06.2015 сроком до 01.05.2019.

26.03.2019 департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» выдана лицензия на пользование недрами серии СЫК № 02637 вид лицензии ВЭ со сроком действия до 23.12.2027, которой МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» в пользование предоставлен участок ... месторождения питьевых подземных вод в ... с указанием в приложении № 3 к лицензии номеров скважин (....

Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.05.2019 МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда в части оформления права пользования недрами в виде получения разрешения (лицензии) на право пользования недрами из водных объектов «...» (...) на срок до 01.05.2021.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми от 17.06.2019 исполнительное производство № 71448/18/11001-ИП окончено, исполнительный лист ФС № 004032322, выданный Сыктывкарским городским судом Республики Коми 27.07.2015, возвращен взыскателю в связи с невозможностью исполнения обязывающего должника совершить определенные действия исполнительного документа, возможность исполнения которого не утрачена, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» предусмотрено в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных ч. 2 – 6.1 настоящей статьи.

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

В соответствии с ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случае, если федеральным законом или судебным актом должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, течение срока предъявления такого исполнительного документа начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе.

Предъявление исполнительного документа к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства (пп. 1 ч. 1 ст. 31 указанного Закона).

В ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что если исполнение судебного акта было отсрочено или приостановлено, то течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется со дня возобновления исполнения судебного акта.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена. В силу п. 3 ч. 1 ст. 47 указанного Федерального закона исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 этого же Федерального закона.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2016 № 7-П, законодательство об исполнительном производстве не раскрывает, что подразумевается под невозможностью исполнения исполнительного документа, однако поскольку ни одно из перечисленных в ч. 1 ст. 46 названного Федерального закона оснований возвращения исполнительного документа, включая заявление взыскателя, не дает судебному приставу-исполнителю права далее продолжать исполнительное производство, то в этом смысле все они делают такое исполнение невозможным.

Поскольку судом установлено, что определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24.05.2019 МУП МО ГО «Сыктывкар» «Жилкомуслуги» предоставлена отсрочка исполнения частично исполненного должником решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22.06.2015 в части оформления права пользования недрами в виде получения разрешения (лицензии) на право пользования недрами из водных объектов «...» (...) на срок до 01.05.2021, что прерывает течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению, и как следствие возможность принудительного исполнения судебного постановления, вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление об окончании исполнительного производства № 71448/18/11001-ИП, возврате исполнительного листа взыскателю соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ.

Кроме того, отсутствуют основания признания оспариваемых действий, решения нарушающими права и законных интересов взыскателя, так как возвращение взыскателю исполнительного документа в данном случае не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению, в случае неисполнения должником в период отсрочки исполнения решение суда в добровольном порядке.

При указанных обстоятельствах административный иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

Административный иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Сыктывкару № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Штейнле А.И., отделу судебных приставов по г. Сыктывкару № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконными действий по вынесению 17.06.2019 постановления об окончании исполнительного производства № 71448/18/11001-ИП и возвращению исполнительного документа взыскателю; отмене постановления от 17.06.2019 об окончании исполнительного производства № 71448/18/11001-ИП и возвращению исполнительного документа взыскателю оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

...

Судья В.Б. Краснов

...

2а-7509/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
УФССП по РК
ОСП по г.Сыктывкару № 2 УФССП по РК
СПИ ОСП по г. Сыктывкар №2 УФССП по РК Штейнле А.И.
Другие
МУП МО ГО "Сыктывкар" "Жилкомуслуги"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее