Решение по делу № 2-620/2022 от 20.06.2022

УИД 10RS0017-01-2022-000847-92

Дело №2-620/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2022 г.                                                                                                             г.Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                                             Марковой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                             Журавлевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хорзовой О.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия о взыскании сумм денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных выплат, компенсации за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда,

установил:

Хорзова О.А. обратилась в суд с настоящим иском по тем основаниям, что с <Дата обезличена> замещала должности государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Карелия. С <Дата обезличена> замещала должность начальника правового отдела инспекции на основании заключенного служебного контракта <Номер обезличен> и, исходя из условий дополнительного соглашения к нему от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, денежное содержание состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с классным чином, ежемесячных надбавок к должностному окладу: за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Межрайонная ИФНС России №5 по Республике Карелия была реорганизована путем присоединения к Управлению ФНС России по Республике Карелия <Дата обезличена> и на основании приказа Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Карелия от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истец была уволена с государственной гражданской службы по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от <Дата обезличена> №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы с <Дата обезличена>. Истец указывает, что <Дата обезличена> на ее счет были перечислены денежные средства в размере <Номер обезличен> коп. и <Номер обезличен> коп. На направленные в адрес ответчика обращения от <Дата обезличена> и <Дата обезличена> о предоставлении расчетов по выплаченным суммам, а также расчета отпускных выплат за <Номер обезличен> гг. <Дата обезличена> был получен ответ об отказе в предоставлении сведений посредством личного кабинета налогоплательщика. Ссылаясь на те обстоятельства, что истцу систематически выплачивались средства материального стимулирования в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных для материального стимулирования федеральных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, а также премии, которые по сути являются такими же средствами материального стимулирования, не учтенные работодателем при исчислении денежного содержания при оплате отпускных выплат, компенсации за неиспользованных отпуск и выплате четырехмесячного денежного содержания при увольнении, по изложенным в иске мотивам истец просит взыскать с ответчика недоплату сумм денежного содержания при сокращении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание) в сумме <Номер обезличен> коп., недоплату по компенсации за неиспользованный отпуск в размере <Номер обезличен> коп., недоплату отпускных выплат в <Дата обезличена> гг. (обязать ответчика самостоятельно рассчитать, удержать НДФЛ и выплатить данные суммы), денежную компенсацию (проценты) за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по день подачи искового заявления в размере <Номер обезличен> коп., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с <Дата обезличена> по день фактического расчета, компенсацию в счет возмещения морального вреда в сумме <Номер обезличен> руб.

В рамках судебного разбирательства истцом также заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд в части требований о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат за <Дата обезличена> гг., мотивированное тем, что о нарушении своих трудовых прав истец узнала только в ходе подготовки с настоящему спору, при этом в период <Дата обезличена> гг. она не обращала внимание на недостаточность выплачиваемых сумм по причине того, что при предоставлении ежегодного отпуска ей начислялись и иные выплаты, материальная помощь, в связи с чем о том, что средства материального стимулирования не были учтены при расчете отпускных выплат ей не было известно.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральная налоговая служба, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Карелия.

Для дачи заключения привлечена Государственная инспекция труда в Республике Карелия. Согласно отзыва Государственной инспекции труда в Республике Карелия инспекция не наделена полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых служебных споров между представителем нанимателя и гражданским служащим, в связи с чем правовые основания для дачи инспекцией соответствующего заключения в рамках рассматриваемых судом спорных правоотношений отсутствуют.

Истец в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, ранее в судебном заседании дала пояснения о том, что, поскольку средства материального стимулирования выплачивались регулярно, размер выплат зависел от результата труда, данные выплаты по своей правовой природе такие же, как и иные премии, являются доходами истца от осуществления трудовой деятельности, в связи с чем, по её мнению, они должны быть включены в фонд оплаты труда и учтены при осуществлении расчетов денежного содержания при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей (четырехмесячное денежное содержание), компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных выплат за <Дата обезличена> гг.

Ответчик, извещенный о рассмотрении дела в установленном законом порядке, своего представителя в суд не направил, ранее в судебных заседаниях представители ответчика Вышемирская О.А. и Николаев А.В., действующие на основании доверенностей, с доводами истца не согласились, полагая их основанными на ошибочном толковании подлежащих применению правовых норм. В письменных возражениях и дополнительных пояснениях на исковое заявление ответчик указывает на то, что расчет с истцом произведен в полном объеме, средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не входят в состав денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых Федеральной налоговой службой на основании постановлений Правительства РФ, в связи с чем эти денежные средства не подлежат учету при расчете денежного содержания истца для начисления компенсаций при увольнении и отпускных выплат. В части требований о взыскании с ответчика денежной компенсации (процентов) за задержку выплат по ст.236 Трудового кодекса РФ ответчик полагает, что данная правовая норма не применима к спорным правоотношениям, поскольку такая материальная ответственность работодателя наступает только при нарушении срока выплаты начисленной заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, в данном случае выплаты в спорном размере сотруднику не начислялись, в связи с чем взысканию с ответчика не подлежат. По вопросу несвоевременной выплаты денежных средств при увольнении истца ответчик ссылается на отсутствие своей вины в связи с реорганизацией налоговых органов Республики Карелия в спорный период времени, которая была завершена <Дата обезличена>, при этом <Дата обезличена> Межрайонной ИФНС №5 по Республике Карелия на основании акта приема-передачи кассовых выплат, поступлений и обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса все показатели лицевого счета были переданы Управлению ФНС по Республике Карелия и на основании расходного расписания от <Дата обезличена> на распорядительный счет Управления ФНС по Республике Карелия были отозваны лимиты бюджетных обязательств, также предельные объемы финансирования в измененном виде были доведены до Управления ФНС по Республике Карелия расходным расписанием от <Дата обезличена> с датой действия – с <Дата обезличена> и после получения финансирования в полном объеме <Дата обезличена> была сформирована заявка на выплату <Номер обезличен>, которая была исполнена Казначейством только <Дата обезличена> и в указанную дату поступили выплаты работнику, с которым <Дата обезличена> был расторгнут служебный контракт, и до <Дата обезличена> ни Межрайонная ИФНС №5 по Республике Карелия, ни Управление ФНС по Республике Карелия не имели объективной возможности произвести полный расчет с истцом. С требованиями истца о выплате недоплаченных денежных средств в виде отпускных выплат за <Дата обезличена> гг. ответчик также выразил несогласие, полагая отсутствие уважительных причин пропуска истцом процессуального срока для обращения с соответствующими требованиями в суд. Требования о компенсации морального вреда полагал не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица, извещенные в установленном законом порядке о дате, времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.

Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Установлено, что Хорзова О.А. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Карелия с <Дата обезличена>, последняя замещаемая должность - заместитель начальника правового отдела Межрайонной ИФНС №5 по Республике Карелия в соответствии с заключенным между представителем нанимателя и государственным служащим служебным контрактом от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, а также дополнительными соглашениями к нему (от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>).

Служебный контракт с истцом был расторгнут <Дата обезличена> на основании п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).

В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 15.12.2021 №ЕД-7-4/1080 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия» начата процедура реорганизации Инспекции ФНС России по г.Петрозаводску, Межрайонных инспекций ФНС России №1, №2, №5, №9, №10 путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия. Приказ вступил в силу <Дата обезличена>

<Дата обезличена> завершена реорганизация территориальных инспекций, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента Управление ФНС России по Республике Карелия является правопреемником в отношении задач, функций, прав и обязанностей по вопросам деятельности инспекций, в том числе Межрайонной ИФНС №5 по Республике Карелия.

Также судом установлено и не оспаривается сторонами по делу, что Хорзовой О.Н. в связи с увольнением (расторжением служебного контракта) была выплачена компенсация за <Номер обезличен> дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, предусмотренная ч.3.1 ст.37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кроме того, из материалов дела следует, что в период прохождения государственной гражданской службы истцу выплачивались денежные средства (выплаты материального стимулирования), которые не были учтены при расчете ее денежного содержания в целях определения вышеназванных компенсаций: <Данные изъяты>., которые были произведены сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.

Данные выплаты осуществлялись на основании приказов и писем Управления ФНС по <Адрес обезличен> <Данные изъяты>

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.10).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562 (далее – Правила).

В п.2 Правил предусмотрено, что согласно чч.2, 5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства РФ предусмотрено выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.

Поскольку в силу взаимосвязанных положений вышеуказанных правовых норм применительно к положениям п.2 Правил, которые не исключают возможность учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, что следует из ч.10 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, для разрешения поставленного вопроса юридически значимым обстоятельством является определение правовой природы произведенных истцу перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено, что приказом Федеральной налоговой службы от <Дата обезличена> создана Комиссия по оценке эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, при этом аналогичные комиссии созданы во всех территориальных органах Федеральной налоговой службы, включая Управление ФНС России по Республике Карелия, которое ежеквартально определяет механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование гражданских служащих с учетом эффективности исполнения каждым служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Данная позиция также подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.2021 №14-03-03/32289 о применении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2021 №14-0/10/В-5300 по вопросу, связанному с учетом выплат, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих, из содержания которых следует, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных служащих положения.

Анализ норм приведенного правового регулирования в затронутой сфере применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела позволяет сделать вывод о том, что выплата гражданским служащим указанного материального стимулирования связана с исполнением государственным служащим своих должностных обязанностей и имеет правовую природу, схожую с премированием за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленным в федеральном государственном органе показателям эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Также судом учитываются разъяснения, содержащиеся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 и от 27.04.2021 №14-03-03/32289, согласно которым для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п.6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 №238-7.

В связи с изложенным доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего не могут быть признаны обоснованными.

Таким образом, в соответствии с указанной правовой позицией применительно к характеру осуществляемых выплат в виде материального стимулирования труда государственных гражданских служащих суд приходит к выводу о том, что суммы материального стимулирования должны входить в расчет компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания на период оплачиваемого отпуска за спорный период, в связи с чем требования истца в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Сопоставив расчеты компенсационных выплат, представленных сторонами, суд соглашается с расчетом стороны ответчика, полагая его арифметически верным, учитывая при этом, что истцом данный расчет не оспорен, доказательств наличия в нем ошибок или неточностей, а также избрания ответчиком неверного способа осуществления данного расчета, истцом не представлено.

Согласно указанному расчету с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежные суммы: компенсация при увольнении в размере <Номер обезличен> коп., компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме <Номер обезличен> коп.

По требованиям истца о взыскании с ответчика отпускных выплат за период с <Дата обезличена> г., изучив доводы ходатайства истца о восстановлении процессуального срока для обращения за судебной защитой и возражений ответчика по указанному вопросу, суд полагает необходимым отметить следующее.

В ч.1 ст.392 Трудового кодекса РФ установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (ст.66.1) у работодателя по последнему месту работы.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч.2 ст.392 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с ч.4 данной статьи при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных чч.1, 2, 3 и 4 настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

По смыслу ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении.

В п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2014 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. При этом перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлении Пленума Верховного Суда РФ перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

В ходатайстве о восстановлении процессуального срока для обращения за судебной защитой трудовых прав истец указывает на то, что не обладая специальными познаниями в затронутой сфере, с учетом того обстоятельства, что при расчете отпускных выплат работодателем (представителем нанимателя) учитывались различные поощрительные выплаты, включая премии и материальную помощь, истец не имел информации до обращения в суд с настоящим иском, о том, что выплаты материального стимулирования не были включены в соответствующие расчеты.

С учетом изложенного применительно к положениям ч.4 ст.392 Трудового кодекса РФ и конкретным обстоятельствам настоящего гражданского дела суд полагает уважительной причину пропуска истцом процессуального срока для обращения в суд за защитой трудовых прав по требованию о взыскании с ответчика отпускных выплат за период с 2019 г. по 2021 г., и восстанавливает данный процессуальный срок.

Исходя из установленных судом выше обстоятельств, суд полагает заявленные требования истца в указанной части подлежащими удовлетворению, в связи с чем в соответствии с расчетом ответчика, не опровергнутого истцом, в пользу истца подлежат взысканию отпускные выплаты за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен>; отпускные выплаты за <Дата обезличена> в сумме <Номер обезличен> отпускные выплаты за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен>).

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации (процентов) за задержку выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по день подачи искового заявления в размере <Номер обезличен> коп. (<Данные изъяты>.), а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с <Дата обезличена> по день фактического расчета, суд находит их подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.

Трудовым кодексом РФ установлены сроки выплаты заработной платы работнику (ст.136) и сроки расчета при увольнении (ст.140).

В соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

При прекращении трудового договора с работником, выплата заработной платы и иных сумм которому в соответствии с положениями трудового или коллективного договора производилась в безналичной денежной форме путем перечисления денежных средств на его текущий счет в кредитной организации, окончательный расчет и перечисление всех сумм, причитающихся работнику, должны быть произведены работодателем в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ч.3 ст.136, ст.140 Трудового кодекса РФ).

Установлено, что служебный контракт был расторгнут с истцом <Дата обезличена>, следовательно в силу требований ст.140 Трудового кодекса РФ окончательный расчет должен был быть произведен с работником (государственным служащим) не позднее <Дата обезличена>. Между тем фактически выплаты денежных сумм, начисленных при увольнении (расторжении служебного контракта) в размере <Номер обезличен> коп. и <Номер обезличен> коп. перечислены на счет Хорзовой О.Н. только <Дата обезличена>, что не оспаривается сторонами по делу.

Вопреки позиции ответчика суд полагает обоснованным и подлежащими удовлетворению требования истца в данной части о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплаты заработной платы (иных выплат) за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере <Номер обезличен> коп., поскольку данные выплаты были начислены работодателем, и причины несвоевременного направления (перечисления) работнику (государственному служащему при увольнении) заработной платы и иных выплат, на которые ссылается ответчик в свих возражениях, с учетом соблюдения гарантированного Конституцией РФ и трудовым законодательством права работника на своевременную оплату труда, не могут быть признаны уважительными.

При разрешении требований истца о взыскании денежной компенсации за задержку недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск (в <Данные изъяты>.) в сумме <Номер обезличен> коп., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с <Дата обезличена> по день фактического расчета необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Статьей 210 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с абз.1 ч.1 ст.428 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Согласно п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (далее –Положение), Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Исходя из п.4 Положения Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

В силу п.п.5.14, 9.7 Положения Федеральная налоговая служба осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций; утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (п.10).

Таким образом, Межрайонная ИФНС России №5 по Республике Карелия и Управление ФНС по Республике Карелия являются учреждениями, финансируемыми из федерального бюджета, и имеют право выполнять возложенные на них обязанности в порядке, установленном законом и в пределах лимитов бюджетного финансирования, установленных для них Федеральной налоговой службой, как главным распорядителем бюджетных средств.

В п.1 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст.242.2 данного Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя (п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с п.1 ст.242.1 и п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ.

Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 11.05.2012 №804-О и от 13.02.2018 №249-О, в абз.1 п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов в три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств. не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.

В силу подлежащих применению правовых норм в затронутой сфере и позиции Конституционного суда РФ исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, а положения Бюджетного кодекса РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой.

В п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что согласно п.1 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, финансовые органы (Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования) и органы Федерального казначейств.

Учитывая, что процедура исполнения судебного акта об обращении взыскания на средства бюджетов не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взысканы денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, то за период до поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также в течение предусмотренного бюджетным законодательством Российской Федерации трехмесячного срока на должника не может быть возложена ответственность за неисполнение решения суда.

По смыслу положений ч.1 ст.236 Трудового кодекса РФ материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена, тогда как спорные правоотношения имеют место в связи со взысканием на основании судебного постановления за счет средств бюджета с Управления ФНС по Республике Карелия в пользу истца не начисленных сумм заработной платы (иных выплат).

    При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за задержку недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск (в размере <Номер обезличен> коп.) в сумме <Номер обезличен> коп., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму указанных процентов с <Дата обезличена> по день фактического расчета удовлетворению не подлежат, что не препятствует истцу в случае неисполнения ответчиком обязательств по исполнению судебного акта обратиться с таким требованием в рамках иного искового производства.

Требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ. Поскольку установлено, что действия ответчика носили неправомерный, нарушающий требования трудового законодательства, характер, учитывая характер причиненных истцам нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в пользу истца в размере <Номер обезличен> руб.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Хорзовой О.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в пользу Хорзовой О.А., <Дата обезличена> года рождения, задолженность по заработной плате в общем размере <Номер обезличен>., в том числе: компенсация при увольнении в размере <Номер обезличен> коп., компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме <Номер обезличен> коп., отпускные выплаты за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен> руб. <Номер обезличен> коп., отпускные выплаты за <Дата обезличена> г. в сумме <Номер обезличен> коп., отпускные выплаты за <Дата обезличена> г. в размере <Номер обезличен>.; компенсацию за задержку заработной платы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере <Номер обезличен> коп.; компенсацию морального вреда в размере <Номер обезличен> рублей.

В остальной части заявленных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                              (подпись)                                         А.В.Маркова

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2022 г.

2-620/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Хорзова Ольга Александровна
Ответчики
Управление ФНС России по Республике Карелия
Другие
Министерство финансов Республики Карелия
Федеральная налоговая служба России
Министерство Финансов России
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Маркова Алена Викторовна
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
20.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2022Передача материалов судье
22.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
16.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
11.10.2022Судебное заседание
18.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2022Дело оформлено
11.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее