дело № 2-152/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 13 января 2022 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Юдкиной Е.И.
при секретаре судебного заседания Козловой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брюниной Татьяны Васильевны к Орловой Светлане Васильевне и департаменты городского хозяйства администрации Волгограда о возложении обязанности эксгумации и перезахоронения умершего гражданина,
у с т а н о в и л:
ФИО6 обратилась в <данные изъяты> суд Волгограда с иском к ФИО2 и департаменту городского хозяйства администрации Волгограда, в котором просила возложить на ответчиков обязанность о эксгумации и перезахоронении ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ захороненной на кладбище по адресу: <адрес>, пос. ФИО3, 39г на участке захоронения № ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска истец указала, что ответчик без согласия истца произвела на кладбище <адрес> погребение своей свекрови ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ на участок захоронения (могилу) родителей истца ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умершего ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанное захоронение родителей находится на кладбище по адресу <адрес>, пос. ФИО3, ФИО3, 39г. О незаконном захоронении, истец узнала в мае 2019 года при посещении могилы родителей. Таким образом, ответчиком нарушены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и решение Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах организации похорон и содержания муниципальных кладбищ в Волгограде» с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ). Захороненная свекровь ответчика близким родственником усопших родителей истца не являлась а приходилась сватьей (матерью зятя усопших родителей). Ответчик произвел захоронение самовольно, не на отведенном земельном участке, без соответствующего разрешения специализированной похоронной службы ЗАО ритуальное предприятие «Память». Так как в могилу родителей захоронен посторонний усопший, могила осквернена это причиняет боль истцу, она сильно переживает и испытывает нравственные страдания. Добровольно произвести перезахоронение ФИО4 ответчики отказываются. При обращении к работнику специализированной похоронной службы ЗАО ритуальное предприятие «Память» истцу было разъяснено, что перезахоронение ФИО4 возможно только по решению суда и одного желания истца недостаточно. В связи с изложенным, истец обратилась с настоящим иском к ответчикам.
Определением Советского районного суда Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело передано на рассмотрение Ворошиловского районного суда Волгограда.
В судебном заседании истец Брюнина Т.В. исковые требования поддержала.
Ответчик Орлова С.В. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена своевременно и в установленном законом порядке по известному суду адресу, указанному истцом в исковом заявлении, причину неявки не сообщила, возражений по существу иска не представила.
Представитель ответчика департамента городского хозяйства администрации Волгограда в судебное заседание также не явился, причину неявки не сообщил, возражений по существу спора не представил.
Представитель третьего лица ЗАО «РП «Память», действующий на основании доверенности Резвяков А.В. в судебном заседании полагал, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Представитель третьего лица администрации Волгограда, действующая на основании доверенности Зецепина Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приход к выводу об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Исходя из содержания указанной нормы, судебной защите подлежат приобретенные в силу закона или по рождению имущественные и личные неимущественные гражданские права, свободы, законные интересы, с которыми непосредственно связано изменение, возникновение или прекращение определенных правоотношений. Условием же предоставления лицу судебной защиты, помимо наличия субъективного нарушенного права, является установление соответствующей взаимосвязи с виновными действиями (бездействием) ответчика, либо возникновение обязанности восстановить нарушенное право независимо от вины в случаях, установленных законом.
В силу пункта 4 статьи 18 пункта 4 статьи 18 Федерального закона № 8-ФЗ порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 23 части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» регулирует отношения, связанные с погребением умерших и устанавливает гарантии погребения умершего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 8-ФЗ исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Под семейными (родовыми) захоронениями понимаются участки земли на общественных кладбищах, предоставленные гражданам Российской Федерации для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 3 ст. 5 ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют супруг, близкие родственники (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО5, что подтверждается копий свидетельства о смерти (л.д.7). Истец ФИО6 и ответчик ФИО2 являются дочерями ФИО5
Истец ФИО6 объяснила, что обязанности по осуществлению погребения и похорон отца стороны выполняли совместно, но документы оформляла ответчик ФИО2
Согласно книге захоронений ФИО5 захоронен на кладбище по адресу: 400034 <адрес>, пос. ФИО3, 39г.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику ФИО2 выдано удостоверение № о регистрации захоронения на земельном участке размером 2 х 2,25 м., что следует из книги регистрации третьего лица ЗАО «РП «Память».
В марте 2016 года рядом с могилой отца истца и ответчика слева на отдаленном расстоянии, на основании вышеуказанного удостоверения была захоронена ФИО4.
Перезахоронение представляет собой проведение эксгумации (извлечение из мест захоронения) останков, перевозку извлеченных останков или праха и захоронение останков в ином месте захоронения.
Перезахоронение может быть произведено в необходимых случаях: при обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений (п. 3 ст. 22 Закона о погребении и похоронном деле); в необходимых случаях при обнаружении ранее неизвестных массовых захоронений (п. 4.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения»); при необходимости извлечения трупа из места захоронения на основании постановления следователя об эксгумации с обязательным уведомлением об этом близких родственников или родственников покойного; при наличии юридически оформленного волеизъявления умершего.
Перезахоронение без разрешения близких усопшего производится в случаях, строго регламентированных законом или при наличии установленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований и норм, при угрозе для окружающей среды и для жизни и здоровья граждан.
Таким образом, перезахоронение могилы ФИО4 (эксгумация для целей перезахоронения), которая не является родственником истца, возможно только при личном волеизъявлении родственников умершего.
Поскольку обязанность перезахоронения в силу одного лишь волеизъявления заинтересованных лиц законом не предусмотрена, основания для понуждения ответчиков к перезахоронению у суда отсутствует.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что истец Брюнина Т.В. не является собственником или иным законным владельцем земельного участка, на котором захоронены ФИО5, ФИО10 и ФИО4, она не вправе оспаривать законность захоронения последней или требовать перезахоронения.
Доводы о том, что при жизни, незадолго до своей смерти ФИО5 высказывал об отсутствии согласия захоронения рядом с ним кого-либо кроме супруги, в процессе рассмотрения своего подтверждения не нашли.
Доводы истца о том, что могила ФИО4 находится в запущенном и неухоженном состоянии, опровергаются фотографией, представленной третьим лицом ЗАО «РП «Память», на которой видно, что она находится в достойном и благоустроенном состоянии.
Ссылка истца Брюниной Т.В. о том, что ответчик Орлова С.В. не имела права на захоронение ФИО4 на земельной участке, где захоронены родители, без согласия близкого родственника, то есть истца, не могут служить основанием для удовлетворения иска, так как истец не является ответственным лицом за захоронения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для признания нарушенным прав истца захоронением ФИО4 не имеется, эксгумация и перезахоронение последней не соответствует нравственной обязанности каждого человека и гражданина на достойное отношение к умершим.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать Брюниной Татьяне Васильевне в удовлетворении иска к Орловой Светлане Васильевне и департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о возложении обязанности эксгумации и перезахоронения умершей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, захороненной на кладбище по адресу Волгоград, пос. ФИО3 ул. ФИО3, 39г на участке захоронения № ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Председательствующий Юдкина Е.И.
Мотивированное решение составлено 20 января 2022 года.
Судья Юдкина Е.И.