Дело № 88а-827/2019
Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР” ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
город Москва 11 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П.,
судей Анатийчук О.М., Смирновой Е.Д.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании кассационную жалобу Михеевой Ксении Александровны действующей РІ интересах несовершеннолетнего Р¤РРћ12 РЅР° апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 24 июля 2019 РіРѕРґР°, кассационную жалобу Департамента образования Рё науки РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹ РЅР° решение Никулинского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 10 апреля 2019 РіРѕРґР°, апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 24 июля 2019 РіРѕРґР°,
РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Михеевой Ксении Александровны, действующей РІ интересах несовершеннолетнего Р¤РРћ13 Рє Департаменту образования РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹ Рѕ признании бездействия незаконным,
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё судебной коллегии РїРѕ административным делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Рахманкиной Р•.Рџ., объяснения Михеевой Рљ.РЎ., представителя Михеевой Рљ.РЎ.- Красовой Рњ.РЎ., поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, представителя Департамента образования РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹ Рванова Рђ.Р’., Коновалова Рђ.Рњ.- поддержавших РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы,
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Административный истец обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ указанным выше административным исковым заявлением Рє Департаменту образования Рі. РњРѕСЃРєРІС‹, ссылаясь РЅР° то, что РІ результате бездействия должностных лиц указанного Департамента ее сын - Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, утратил возможность получения дошкольного образования.
Решением Никулинского районного СЃСѓРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 10 апреля 2019 РіРѕРґР° постановлено: признать незаконным бездействие Департамента образования Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РІ РЅРµ решении РІРѕРїСЂРѕСЃР° устройства Р¤РРћ1 РІ дошкольное общеобразовательное учреждение Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РЅР° 2018/2019 учебный РіРѕРґ.
Обязать Департамент образования Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ решить РІРѕРїСЂРѕСЃ устройства Р¤РРћ1 РЅР° полный день РІ дошкольное образовательное учреждение Рі. РњРѕСЃРєРІС‹.
Апелляционным определением судебной коллегии РїРѕ административным делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 24 сентября 2019 РіРѕРґР°, решение Никулинского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 10 апреля 2019 изменено. Второй абзац резолютивной части решения СЃСѓРґР° изложен РІ следующей редакции: «Признать незаконным бездействие Департамента образования Рі. РњРѕСЃРєРІС‹, выразившееся РІ РЅРµ предоставлении места РІ дошкольном образовательном учреждении Р¤РРћ1, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения.
Возложить обязанность РЅР° Департамент образования РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹ рассмотреть РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ предоставлении места РІ дошкольном образовательном учреждении РІ доступной близости РѕС‚ места проживания сына Рљ.Рђ. Михеевой - Р¤РРћ1В».
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В кассационной жалобе, административный истец просит об отмене апелляционного определения, по мотиву неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушении норм процессуального права.
В кассационной жалобе Департамент образования и науки города Москвы просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, по мотиву неправильного применения судами норм материального права, несоответствия выводов судов материалам дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует РёР· судебных актов Рё установлено судами, Михеева Рљ.Рђ. является матерью Р¤РРћ1 ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, зарегистрированного РїРѕ месту пребывания РїРѕ адресу: <адрес>.
30.03.2017 Р¤РРћ1 зарегистрирован РІ электронной очереди комплексной информационной системы «государственные услуги РІ сфере образования РІ электронном виде» Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ для направления для зачисления РІ РѕРґРЅРѕ РёР· дошкольных отделений ГБОУ школа в„– (141 РІ очереди), ГБОУ школа в„– (222 РІ очереди) или ГБОУ школа в„– (125 РІ очереди).
21.02.2019 административным истцом в адрес Департамента образования г. Москвы направлено обращение по вопросу устройства ребенка в дошкольную группу образовательной организации, расположенной на территории г. Москвы.
22.02.2019 ГБОУ г. Москвы «Городской психолого - педагогический центр» Департамента образования г. Москвы в ответе на обращение К.А. Михеевой, сообщено о механизме, обеспечивающем направление детей дошкольного возраста в общеобразовательные организации, которым является комплексная система оказания государственных услуг в сфере образования в электронном виде. В информационной системе зарегистрировано электронное заявление административного истца на поступление ребенка в дошкольную группу ГБОУ школа №, ГБОУ школа № или ГБОУ школа №. Комплексная информационная система автоматически выстраивает очередность электронных заявлений с учетом возраста детей, даты постановки на очередь и имеющихся льгот.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих принятие Департаментом образования г. Москвы надлежащих мер для решения вопроса об устройстве ребенка Михеевой К.А. в общеобразовательную организацию.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений, предусмотренных статьей 67 (С‡.С‡. 1-4) Федерального закона РѕС‚ 29 декабря 2012 Рі. N 273-ФЗ "РћР± образовании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" получение дошкольного образования РІ образовательных организациях может начинаться РїРѕ достижении детьми возраста РґРІСѓС… месяцев. Правила приема РЅР° обучение РїРѕ основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право РЅР° получение общего образования соответствующего СѓСЂРѕРІРЅСЏ. Правила приема РІ государственные Рё муниципальные образовательные учреждения РЅР° обучение РїРѕ основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием РІ образовательную организацию граждан, имеющих право РЅР° получение общего образования соответствующего СѓСЂРѕРІРЅСЏ Рё проживающих РЅР° территории, Р·Р° которой закреплена указанная образовательная организация. Р’ приеме РІ государственную или муниципальную организацию может быть отказано только РїРѕ причине отсутствия РІ ней свободных мест. Р’ случае отсутствия мест РІ государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ его устройстве РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ общеобразовательную организацию обращаются непосредственно РІ орган исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, осуществляющий государственное управление РІ сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление РІ сфере образования.
Правила приема граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования определены Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 293 (далее - Порядок).
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в образовательных организациях г. Москвы согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" относится к полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования.
В силу подпунктов 2, 3 статьи 14, пункта 3 статьи 9 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет развитие сети организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры; обеспечивает развитие дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования в городе Москве, принимает меры по совершенствованию городской государственной системы бесплатного образования, сохранению гарантированного уровня доступности образовательных услуг; Правительство Москвы осуществляет свои полномочия в том числе, через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы.
Департамент образования города Москвы (далее - Департамент образования) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей города Москвы, обеспечивающим функционирование в интересах жителей города Москвы системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования (пункт 1 Положения о Департаменте образования, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 447-ПП).
В соответствии с пунктами 4.2.16, 9.5 Положения о Департаменте образования именно к ведению последнего относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях в г. Москве.
Согласно Рекомендациям РїРѕ РїРѕСЂСЏРґРєСѓ комплектования образовательных учреждений, реализующих РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным РІ РїРёСЃСЊРјРµ Министерства образования Рё науки Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 8 августа 2013 Рі. N 08-1063, РїСЂРё отсутствии свободных мест РІ выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) РјРѕРіСѓС‚ быть предложены свободные места РІ РґСЂСѓРіРёС… учреждениях РІ доступной близости РѕС‚ места проживания ребенка. Рнформация направляется родителям (законным представителям) РІ личный кабинет РЅР° Портале. Родителям (законным представителям) предлагается РІ течение 14 календарных дней выбрать ДОУ РёР· предложенных (РїСѓРЅРєС‚ 19). РџСЂРё отказе родителей (законных представителей) или РїСЂРё отсутствии РёС… согласия/отказа РѕС‚ предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления РЅР° следующий учебный РіРѕРґ СЃ сохранением даты постановки РЅР° учет. Рнформация РѕР± изменении желаемой даты поступления ребенка размещается РІ личном кабинете РЅР° Портале (РїСѓРЅРєС‚ 20). Р’ случае если органы местного самоуправления РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ обеспечить местом РІ ДОУ ребенка РёР· СЃРїРёСЃРєР° поставленных РЅР° учет СЃ 1 сентября текущего РіРѕРґР°, РѕРЅРё РґРѕ предоставления такому ребенку места РІ дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· вариативных форм, РІ том числе: РІ дошкольных группах, созданных РІ образовательных учреждениях РґСЂСѓРіРёС… типов Рё РІРёРґРѕРІ; РІ семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания Рё образования; РІ негосударственном образовательном учреждении; РІ семейных дошкольных группах; РІ группах кратковременного пребывания; РІ иных формах Рё учреждениях (РїСѓРЅРєС‚ 21). РџСЂРё этом ребенок числится РІ СЃРїРёСЃРєРµ очередников Рё РЅРµ снимается СЃ учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ (освободившееся или РІРЅРѕРІСЊ созданное место) РІ текущем учебном РіРѕРґСѓ либо место РІ ДОУ СЃ 1 сентября следующего РіРѕРґР° (РїСѓРЅРєС‚ 22).
Аналогичные положения содержатся во Временных правилах регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (в редакции от 13 декабря 2013 г. и 13 февраля 2014 г.).
Материалами дела подтверждено, что Сѓ Р¤РРћ1 имелись РІСЃРµ необходимые объективные предпосылки для получения места РІ детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка РІ очередь РЅР° предоставление места РІ дошкольном учреждении, соответствующее обращение РІ уполномоченный орган).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· анализа собранных РїРѕ делу доказательств, СЃСѓРґС‹ пришли Рє обоснованному выводу, что Сѓ Департамента Рѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░І░ѕ░·░Ѕ░░░є░»░° ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░‚░Њ ░Ђ░µ░±░µ░Ѕ░є░° ░ј░µ░Ѓ░‚░ѕ░ј ░І ░ґ░ѕ░€░є░ѕ░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░ґ░»░Џ ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░±░µ░Ѓ░ї░»░°░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ґ░ѕ░€░є░ѕ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ, ░І ░‚░ѕ░ј ░‡░░░Ѓ░»░µ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░Њ ░ј░µ░Ђ░‹ ░ґ░»░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░І░ѕ░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░° ░ѕ░± ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І░µ ░Ђ░µ░±░µ░Ѕ░є░° ░І ░ґ░Ђ░ѓ░і░ѕ░µ (░Ѕ░µ ░░░· ░‡░░░Ѓ░»░° ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѓ░‚░†░ѕ░ј ░ї░Ђ░░ ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░µ ░І ░ѕ░‡░µ░Ђ░µ░ґ░Њ) ░ґ░ѕ░€░є░ѕ░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░І ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░ѕ░ј 4 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 67 ░—░°░є░ѕ░Ѕ░° ░ѕ░± ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░░.
░ћ░ґ░Ѕ░°░є░ѕ ░ј░µ░Ђ ░є ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І░ѓ ░Ђ░µ░±░µ░Ѕ░є░° ░І ░ґ░Ђ░ѓ░і░ѕ░ј ░ґ░ѕ░€░є░ѕ░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░ѕ░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░µ░ґ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░ѕ ░Ѕ░µ ░±░‹░»░ѕ, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ░Ѕ░‹░µ ░ј░µ░Ѓ░‚░° ░І ░ґ░Ђ░ѓ░і░░░… ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░Џ░… ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░»░░ ░Ѓ░ј░µ░¶░Ѕ░‹░… ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░ѕ░І ░І ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░ѓ░ї░Ѕ░ѕ░№ ░±░»░░░·░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ѕ░‚ ░ј░µ░Ѓ░‚░° ░ї░Ђ░ѕ░¶░░░І░°░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░±░µ░Ѕ░є░°, ░І ░‚░ѕ░ј ░‡░░░Ѓ░»░µ ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░ґ░ѕ░€░є░ѕ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░І ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░№ ░░░· ░І░°░Ђ░░░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░„░ѕ░Ђ░ј ░¤░░ћ1, ░є░°░є ░‚░ѕ░і░ѕ ░‚░Ђ░µ░±░ѓ░µ░‚ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѕ ░ѕ░± ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░░, ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░»░°░і░°░»░░░Ѓ░Њ, ░‡░µ░ј ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ ░±░‹░»░░ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░‹ ░ї░Ђ░°░І░° ░Ђ░µ░±░µ░Ѕ░є░° ░Ѕ░° ░±░µ░Ѓ░ї░»░°░‚░Ѕ░ѕ░µ ░ґ░ѕ░€░є░ѕ░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ.
░Ў░ѓ░ґ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░░ ░ї░Ђ░░░€░µ░» ░є ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ ░ѕ░± ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░░ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░, ░ї░ѕ░Ѓ░є░ѕ░»░Њ░є░ѓ ░І ░Ѓ░░░»░ѓ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░Ѓ░ѓ░ґ░‹ ░Ѕ░µ ░І░ї░Ђ░°░І░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░Џ░‚░Њ ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░ѕ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░° ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░І░»░°░Ѓ░‚░░ ░░ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ђ░µ░€░°░‚░Њ ░µ░і░ѕ ░Ђ░µ░·░ѓ░»░Њ░‚░°░‚.
░ ░°░·░Ђ░µ░€░°░Џ ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ, ░Ѓ░ѓ░ґ░‹ ░Ѕ░░░¶░µ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░░░… ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░№ ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░░░»░░ ░…░°░Ђ░°░є░‚░µ░Ђ ░ї░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░№, ░»░░░†, ░ѓ░‡░°░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░… ░І ░ґ░µ░»░µ, ░░ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░‹ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░°, ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░µ ░░░… ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░Ћ░‚, ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░░░»░░ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░░░ј░µ░Ћ░‰░░░µ ░·░Ѕ░°░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ґ░»░Џ ░ґ░µ░»░°, ░░░Ѓ░Ѓ░»░µ░ґ░ѕ░І░°░І ░░ ░ѕ░†░µ░Ѕ░░░І ░░░ј░µ░Ћ░‰░░░µ░Ѓ░Џ ░І ░ґ░µ░»░µ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░»░░ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░ј░░ ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░°.
░”░ѕ░І░ѕ░ґ░‹ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░¶░°░»░ѕ░± ░ѕ ░Ѕ░µ░Ѓ░ѕ░і░»░°░Ѓ░░░░ ░Ѓ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░І░‹░І░ѕ░ґ░°░ј░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░І ░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░ѕ░№ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░ї░Ђ░░ ░І░‹░€░µ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░… ░Ѕ░µ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹, ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░‹ ░Ѕ░° ░Ѕ░µ░ї░Ђ░°░І░░░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░‚░ѕ░»░є░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░░ ░ї░µ░Ђ░µ░ѕ░†░µ░Ѕ░є░ѓ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░░░¶░µ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░░░ј░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░°░ј░░ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░ѓ, ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░‡░µ░ј ░Ѕ░µ ░ј░ѕ░і░ѓ░‚ ░Ѓ░»░ѓ░¶░░░‚░Њ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░є ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░№, ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░Ѓ░‚. 328 ░љ░ђ░Ў ░ ░¤.
░’░‹░І░ѕ░ґ░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░†░░░№ ░І ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░░ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░░ ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░░ ░Џ░І░»░Џ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░І░µ░Ђ░Ѕ░‹░ј░░ ░░ ░ј░ѕ░‚░░░І░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░, ░І ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░¶░°░»░ѕ░±░°░… ░ї░ѕ ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░ѓ ░Ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░і░Ѕ░ѓ░‚░‹░ј░░.
░Ў░Ѓ░‹░»░ѕ░є ░Ѕ░° ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░°, ░ї░ѕ░І░»░░░Џ░І░€░░░… ░Ѕ░° ░░░Ѓ░…░ѕ░ґ ░ґ░µ░»░°, ░±░µ░· ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░Ѕ░µ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░‹ ░І░ѕ░Ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░░ ░·░°░‰░░░‚░° ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░°░І, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░Ѕ░µ ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‚, ░Ѓ░»░µ░ґ░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ, ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ґ░»░Џ ░ѕ░‚░ј░µ░Ѕ░‹ ░ѕ░±░¶░°░»░ѓ░µ░ј░‹░… ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░°░є░‚░ѕ░І ░░ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░¶░°░»░ѕ░± ░ѓ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░░ ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░µ░‚░Ѓ░Џ.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚. ░Ѓ░‚. 329, 330 ░љ░ђ░Ў ░ ░¤ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░°░Џ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Џ ░ї░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░ґ░µ░»░°░ј
░ћ░џ░ ░•░”░•░›░░›░ђ:
░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ќ░░░є░ѓ░»░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░њ░ѕ░Ѓ░є░І░‹ ░ѕ░‚ 10 ░°░ї░Ђ░µ░»░Џ 2019 ░і░ѕ░ґ░°, ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѕ░№ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░░ ░ї░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░њ░ѕ░Ѓ░є░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ѕ░‚ 24 ░Ѓ░µ░Ѕ░‚░Џ░±░Ђ░Џ 2019 ░і░ѕ░ґ░°, ░ї░ѕ ░Ѕ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░µ░ј░ѓ ░ґ░µ░»░ѓ ░ѕ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░Њ ░±░µ░· ░░░·░ј░µ░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ, ░є░°░Ѓ░Ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░њ░░░…░µ░µ░І░ѕ░№ ░љ░Ѓ░µ░Ѕ░░░░ ░ђ░»░µ░є░Ѓ░°░Ѕ░ґ░Ђ░ѕ░І░Ѕ░‹, ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░° ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░░ ░Ѕ░°░ѓ░є░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░њ░ѕ░Ѓ░є░І░‹ - ░±░µ░· ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№
░Ў░ѓ░ґ░Њ░░: