Дело № 2 - 542/2019; УИД 42RS0010-01-2019-000378-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Киселевский городской суд Кемеровской области
в составе: председательствующего – судьи Курач Е.В.
при секретаре – Ломыгиной Л.С.,
с участием представителя истца Парамонова Н.А.,
представителей ответчика Бухариной Е.С., Зайцева С.А.,
представителя третьего лица Вачаева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске
02 апреля 2019 года
дело по иску Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Обогатительная фабрика «Черкасовская» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Новокузнецкая межрайонная природоохранная прокуратура, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Обогатительная фабрика «Черкасовская» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой на основании № плана работы на 1 полугодие 2019 года, а также информации территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Киселевске, г.Прокопьевске и Прокопьевском районе о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Обогатительная фабрика «Черкасовская» (далее - ООО «ОФ «Черкасовская») требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части вопросов охраны атмосферного воздуха, в связи с неоднократным установлением в течение 2017-2018 гг. в ходе социально-гигиенического мониторинга превышений предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ на территории санитарно-защитной зоны и ближайшей жилой застройки, проведена проверка исполнения ООО «ОФ «Черкасовская» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлено следующее.
ООО «ОФ «Черкасовская» располагается в жилой зоне города Киселевска, осуществляет производственную деятельность на объекте - погрузочно-разгрузочный комплекс угля в районе жилой застройки по ул.Большая Дачная и ул. Малая Дачная.
ООО «ОФ «Черкасовская» осуществляет деятельность по приему и отгрузке угля по адресу: <адрес> на земельных участках с кадастровым номером № и кадастровым номером №, используемыми ООО «ОФ «Черкасовская» <данные изъяты> от 29.12.2015. Доставка и отгрузка угля осуществляется как железнодорожным, так и грузовым автотранспортом.
В 2018 году ООО «ОФ «Черкасовская» систематически допускались нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности, в соответствии с экспертным заключением ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами измерений шума №№, № от ДД.ММ.ГГГГ) по результатам лабораторно-инструментальных исследований среднесуточного содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ с оценкой по среднесуточным предельно допустимым концентрациям (ПДК), а также шумового воздействия в дневное и ночное время, выявлялись превышения нормируемых показателей в точках сбора проб на территории жилой застройки.
Прокуратурой также было установлено несоответствие границы используемого ООО «ОФ «Черкасовская» земельного участка в сравнении с границами земельного участка по разработанному проекту расчетной санитарно-защитной зоны. При этом проект организации расчетной санитарно-защитной зоны разрабатывался не ООО «ОФ «Черкасовская», а иным хозяйствующим субъектом - ООО <данные изъяты> Хозяйственная деятельность ООО «ОФ «Черкасовская» осуществляется в отсутствие разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований ст. 11, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 16, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1.5, п. 2.1, п. 2.2, п. 2.6, п. 4.1, п. 4.2, п.43 СанПиН №
В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой 02.03.2018 генеральному директору ООО «ОФ «Черкасовская» было внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, в связи с выявленными ранее нарушениями закона мер, направленных на пресечение нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха и недопущение их в дальнейшем ООО «ОФ «Черкасовская» не приняло.
Так, ООО «ОФ «Черкасовская» осуществляя производственную и хозяйственную деятельность по приему и отгрузке угля допускает выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением установленных специальным разрешением на выброс вредных веществ атмосферу нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), что является нарушением требований ст. 14, ч. I ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ), ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
Проверкой установлено, что в 2018 году, а также за истекший период 2019 года выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу осуществлялись ООО «ОФ «Черкасовская» на основании Разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области, срок действия с 05.11.2014 по 04.09.2019 (далее - Разрешение).
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ОФ «Черкасовская» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основании свидетельства о постановке на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ, площадному объекту оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемому ООО «ОФ «Черкасовская» присвоена № категория негативного воздействия на окружающую среду.
По данным статистической отчетности - «Сведения об охране атмосферного воздуха за 2018 год» по форме № (воздух) предприятием выброшено в атмосферный воздух в 2018 году <данные изъяты> тонн загрязняющих веществ при разрешенной массе, установленной нормативами выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее - ПДВ) - 1,721 тонн, то есть сверхнормативные выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в 2018 году были превышены в 7 раз, что подтверждается расчетами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основными загрязняющими веществами являлись твердые вещества с массой выбросов <данные изъяты> тонн в виде угольной пыли.
Таким образом, в 2018 году ООО «ОФ «Черкасовская» осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением установленных нормативов ПДВ.
Анализ представленных документов об источниках негативного воздействия на атмосферный воздух ООО «ОФ «Черкасовская» показал, что основным неорганизованным источником, по которому системно устанавливается превышение нормативов ПДВ, является склад угля <данные изъяты> При этом, - пункт приемки-отправки угля <данные изъяты> ленточные конвейера <данные изъяты> также являются источниками негативного воздействия на атмосферный воздух.
В ходе проверки установлено, что осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от сдувания угольной пыли со склада угля влечет системное сверхнормативное негативное воздействие на атмосферный воздух, при этом склад угля системой пылеулавливания, установками пылеочистки не оснащен.
Кроме того, согласно проекту ПДВ в результате производственной деятельности ООО «ОФ «Черкасовская» происходит выделение загрязняющих веществ при транспортировке угля по системе закрытых ленточных конвейеров и от узлов пересыпки. Узлы пересыпки оборудованы пылеочистными установками - циклон, эффективность очистки - 60 %, однако, как установлено Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, пылеочистные установки - циклон выведены из эксплуатации и демонтированы, к дальнейшей эксплуатации не пригодны и подлежат списанию.
Следует отметить, что в 2017-2018гг. в целях устранения нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области ООО «ОФ «Черкасовская» выдавались следующие предписания:
- от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в соответствии с которым ООО «ОФ «Черкасовская» было обязано обеспечить выброс вредных (загрязняющих веществ) от источников №№, № № № в соответствии с Разрешением в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в соответствии с которым ООО «ОФ «Черкасовская» было обязано обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства, ограничив выбросы неорганической пыли в атмосферный воздух от стационарных источников угольного склада до уровней, установленных Разрешением в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в соответствии с которым ООО «ОФ «Черкасовская» обязано обеспечить наличие пылегазоочистных установок в соответствии с проектом нормативов ПДВ в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в соответствии с которым ООО «ОФ «Черкасовская» обязано привести в соответствие и обеспечить разработку и выполнение мероприятий по снижению выбросов вредных веществ от угольного склада до установленных нормативов ПДВ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, несмотря на принятые меры контроля, ООО «ОФ «Черкасовская» продолжает нарушать требования закона, не реализовывая мероприятия по пылеочистке до обеспечения установленных нормативов ПДВ, утвержденных еще в 2014 году.
Нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха носят длящийся, системный характер, нормативы ПДВ предприятием с 2014 года не соблюдаются, в 2018 году сверхнормативные выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ превышены в 7 раз, а принятыми ранее мерами реагирования и контроля пресечь нарушения законодательства в указанной сфере, допускаемые ООО «ОФ «Черкасовская» до настоящего времени, не удалось.
Вместе с тем, у ООО «ОФ «Черкасовская» отсутствует проект комплексного обеспыливания, при этом, на предприятии отсутствуют системы аспирации, вентиляции, эффективные средства пылеподавления, угольная пыль перед удалением очисткой не обеспечена, что является недопустимым, и состоит в прямой причинно-следственной связи в негативным влиянием на атмосферный воздух и здоровье граждан.
Следует отметить, что угольная пыль оказывает вредоносное влияние на здоровье человека, в результате вдыхания угольной пыли развиваются легочные заболевания в том числе, опасные для жизни человека.
Для населения, проживающего вблизи производственных объектов, связанных с добычей и переработкой каменного угля наиболее характерными будут пылевые бронхиты, заболевания верхних дыхательных путей. На фоне пылевых бронхитов имеется высокая вероятность развития бронхиальной астмы.
В течение 2018 года Территориальным отделом Управления Роспотребназора по Кемеровской области в г. Киселевске, г. Прокопьевске и Прокопьевском районе на границе расчётной санитарно-защитной зоны ООО ОФ «Черкасовская» и в зоне негативного влияния (на территории жилой застройки) неоднократно устанавливались превышения среднесуточной предельно-допустимой концентрации по взвешенным веществам.
Продолжение негативного воздействия со стороны источников негативного воздействия, эксплуатируемых ООО «ОФ «Черкасовская» на окружающую среду и здоровье граждан недопустимо, в связи с чем, <данные изъяты> - угольного склад, <данные изъяты> - пункты приемки-отправки угля, <данные изъяты> - ленточные конвейера должны быть приостановлены до обеспечения наличия на данных источниках системы пылеулавливания, пылеочистного оборудования.
При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, конституционные права граждан неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), т.к. существует потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ООО «ОФ «Черкасовская» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, остановленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия при осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Просит обязать ООО «ОФ «Черкасовская» приостановить эксплуатацию источников негативного воздействия на атмосферный воздух:
- источника <данные изъяты> - угольного склада,
- источника <данные изъяты> - пункта приемки-отправки угля,
- источника <данные изъяты> - ленточных конвейеров
до обеспечения наличия на данных источниках системы аспирации,
пылеулавливания, пылеочистного оборудования.
Обязать ООО «ОФ «Черкасовская» достичь выбросов вредныхзагрязняющих) веществ в атмосферный воздух от:
- источника <данные изъяты> - угольного склада,
-источника <данные изъяты> - пункта приемки-отправки угля,
- источника <данные изъяты> - ленточных конвейеров до установленных нормативов ПДВ в срок до 01.06.2019.
В судебном заседании и.о. Новокузнецкого межрайонного природоохранного прокурора Парамонов Н.А. на удовлетворении требований настаивал.
Генеральный директор ответчика ООО «ОФ «Черкасовская» Зайцев С.А., представитель ответчика ООО «ОФ «Черкасовская» Бухарина Е.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения требований возражали, представили письменные возражения.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Вачаев В.В., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ требований истца поддержал.
Третье лицо Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, извещенные о слушании дела, своего представителя в судебное заседание не направили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, к числу которых относятся нормативы допустимых выбросов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 7- ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 96-ФЗ).
Согласно пункта 8 «Положения о нормативах выбросов вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № (далее - Положение), разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).
В соответствии с пунктом 9 Положения нормативы предельно допустимых выбросов и временно согласованные выбросы (за исключением радиоактивных веществ) устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии п. 1 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;
- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- запрещения хозяйственной и иной деятельности последствия воздействия которой не предсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным воздействиям, изменениям окружающей среды.
- приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
- недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды;
- обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
На основании ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
На основании п. 14 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о пылегазовом режиме на углеобогатительных фабриках установках)» работа технологического оборудования, машин и механизмов УОФ при отсутствии или неисправности пылевзрывозащитных укрытий, систем аспирации, вентиляции и других средств пылеподавления (пылеочистное оборудование - циклоны и мокрые пылеуловители), предусмотренных проектом комплексного обеспыливания, не допускается. Отсасываемый запыленный воздух перед удалением в атмосферу подлежит обязательной очистке до ПДК угольной пыли.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В п. п. 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» судам разъяснено, что нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.
Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
Из материалов дела усматривается, что Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой на основании пункта 4 плана работы на 1 полугодие 2019 года, а также информации территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г.Киселевске, г.Прокопьевске и Прокопьевском районе о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Обогатительная фабрика «Черкасовская» (далее - ООО «ОФ «Черкасовская») требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части вопросов охраны атмосферного воздуха, в связи с неоднократным установлением в течение 2017-2018 гг. в ходе социально-гигиенического мониторинга превышений предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ на территории санитарно-защитной зоны и ближайшей жилой застройки, проведена проверка исполнения ООО «ОФ «Черкасовская» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, по результатам которой установлено, что ООО «ОФ «Черкасовская» располагается в жилой зоне города Киселевска, осуществляет производственную деятельность на объекте - погрузочно-разгрузочный комплекс угля в районе жилой застройки по ул.Большая Дачная и ул. Малая Дачная.
ООО «ОФ «Черкасовская» осуществляет деятельность по приему и отгрузке угля по адресу: <адрес> на земельных участках с кадастровым номером № и кадастровым номером №, используемыми ООО «ОФ «Черкасовская» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Доставка и отгрузка угля осуществляется как железнодорожным, так и грузовым автотранспортом.
В 2018 году ООО «ОФ «Черкасовская» систематически допускались нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в соответствии с экспертным заключением ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами измерений шума №№, № от ДД.ММ.ГГГГ) по результатам лабораторно-инструментальных исследований среднесуточного содержания в атмосферном воздухе загрязняющих веществ с оценкой по среднесуточным предельно допустимым концентрациям (ПДК), а также шумового воздействия в дневное и ночное время, выявлялись превышения нормируемых показателей в точках сбора проб на территории жилой застройки.
Прокуратурой при проведении проверки было установлено несоответствие границы используемого ООО «ОФ «Черкасовская» земельного участка в сравнении с границами земельного участка по разработанному проекту расчетной санитарно-защитной зоны. При этом проект организации расчетной санитарно-защитной зоны разрабатывался не ООО «ОФ «Черкасовская», а иным хозяйствующим субъектом - <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ). Хозяйственная деятельность ООО «ОФ» «Черкасовская» осуществляется в отсутствие разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований ст. 11, п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3 ст. 16, ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1.5, п. 2.1, п. 2.2, п. 2.6, п. 4.1, п. 4.2, п.43 СанПиН №
В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой 02.03.2018 генеральному директору ООО «ОФ «Черкасовская» было внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, в связи с выявленными ранее нарушениями закона мер, направленных на пресечение нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха и недопущение их в дальнейшем ООО «ОФ «Черкасовская» не приняло.
Как следует из представленных в материалы дела документов ООО «ОФ «Черкасовская» осуществляя производственную и хозяйственную деятельность по приему и отгрузке угля допускает выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением установленных специальным разрешением на выброс вредных веществ атмосферу нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), что является нарушением требований ст. 14, ч. 1 ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ), ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
В 2018 году, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу осуществлялись ООО «ОФ «Черкасовская» на основании Разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданного департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - Разрешение).
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфереприродопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ОФ «Черкасовская» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основании свидетельства о постановке на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ, площадному объекту оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемому ООО «ОФ «Черкасовская» присвоена № категория негативного воздействия на окружающую среду.
По данным статистической отчетности - «Сведения об охране атмосферного воздуха за 2018 год» по форме № (воздух) предприятием выброшено в атмосферный воздух в 2018 году <данные изъяты> тонн загрязняющих веществ при разрешенной массе, установленной нормативами выбросов вредных (загрязняющих) веществ (далее - ПДВ) - 1,721 тонн (л.д.35-42 т.1), то есть сверхнормативные выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в 2018 году были превышены в 7 раз, что подтверждается расчетами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Основными загрязняющими веществами являлись твердые вещества с массой выбросов <данные изъяты> тонн в виде угольной пыли.
Таким образом, в 2018 году ООО «ОФ «Черкасовская» осуществляло выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с превышением установленных нормативов ПДВ.
Согласно приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (росприроднадзора) по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы предельно допустимых выбросов для ООО «ОФ «Черкасовская» согласно данным нормативов предельно допустимым выбросом загрязняющих веществ указано 11, 251599, такая же норма установлена и в 2019 году.
Указание ответчика на тот факт, что в соответствии с положительным экспертным заключением по проекту предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ составляет 11,251599 тн/г. и в соответствии с приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении нормативов предельно допустимых выбросов, у ОФ «Черкасовская» отсутствуют вредные вещества 1 класса опасности не свидетельствует об отсутствии превышения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Из представленных документов усматривается, что основным источником негативного воздействия на атмосферный воздух ООО «ОФ «Черкасовская» по которому системно устанавливается превышение нормативов ПДВ, является склад угля <данные изъяты> При этом, - пункт приемки-отправки угля (<данные изъяты>), ленточные конвейера <данные изъяты> также являются источниками негативного воздействия на атмосферный воздух.
В ходе проверки, проведенной Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от сдувания угольной пыли со склада угля влечет системное сверхнормативное негативное воздействие на атмосферный воздух, при этом склад угля системой пылеулавливания, установками пылеочистки не оснащен. Кроме того, согласно проекту ПДВ в результате производственной деятельности ООО «ОФ «Черкасовская» происходит выделение загрязняющих веществ при транспортировке угля по системе закрытых ленточных конвейеров и от узлов пересыпки. Узлы пересыпки оборудованы пылеочистными установками - циклон, эффективность очистки - 60 %, однако, как установлено Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области, пылеочистные установки - циклон выведены из эксплуатации и демонтированы, к дальнейшей эксплуатации не пригодны и подлежат списанию (л.д.73-77). Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются и доказательств, свидетельствующих об обратном стороной ответчика представлено не было.
В 2017-2018гг. в целях устранения нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Кемеровской области ООО «ОФ «Черкасовская» выдавались следующие предписания: от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в соответствии с которым ООО «ОФ «Черкасовская» было обязано обеспечить выброс вредных (загрязняющих веществ) от источников № №, № № в соответствии с Разрешением в срок до 02.07.2018; от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в соответствии с которым ООО «ОФ «Черкасовская» было обязано обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства, ограничив выбросы неорганической пыли в атмосферный воздух от стационарных источников угольного склада до уровней, установленных Разрешением в срок до 01.11.2018; от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в соответствии с которым ООО «ОФ «Черкасовская» обязано обеспечить наличие пылегазоочистных установок в соответствии с проектом нормативов ПДВ в срок до 01.04.2019; от ДД.ММ.ГГГГ № № об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в соответствии с которым ООО «ОФ «Черкасовская» обязано привести в соответствие и обеспечить разработку и выполнение мероприятий по снижению выбросов вредных веществ от угольного склада до установленных нормативов ПДВ в срок до 01.06.2019.
В ходе рассмотрения дела стороной ответчика представлен план мероприятий по выполнению работ, направленных на снижение негативного воздействия деятельности ООО «ОФ «Черкасовская» на окружающую среду и здоровье населения, в котором в том числе указано об установке пылеулавливающего, пылеочистного оборудования, системы операции (л.д.75-76 т.2), однако как следует из материалов дела, а также пояснений самого ответчика, план мероприятий в указанной части выполнен не в полном объеме, само наличие данного плана не свидетельствует о незаконности требований истца об обеспечении наличия на объектах предприятия ответчика системы аспирации, пылеулавливания, пылеочистного оборудования.
Указание ответчика на несогласие ответчика с результатами экспертным заключением ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами измерений шума №№, № от ДД.ММ.ГГГГ) в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушение было выявлено в результате проведенной Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой по результатом которой было вынесено представление ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49-52 т.1) в отношении ООО «ОФ «Черкасовска», с данным предписанием сторона ответчика согласилась, что следует из информации об устранении выявленных нарушений представленной ООО «ОФ «Черкасовская» в адрес истца (л.д.53 т.1).
Кроме того, факт выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением нормируемых показателей подтверждается в том числе экспертными заключениями ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе № от ДД.ММ.ГГГГ, №, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48-69 т.2).
Кроме того, в ходе рассмотрения дела ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе также были проведены лабораторные исследования по среднесуточному содержанию взвешенных веществ в атмосферном воздухе в факельной точке на границе расчетной санитарно-защитной зоны от промышленной площадки ООО «ОФ «Черкасовская», расположенной по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г. в результате данных исследований выявлены нарушения СанПиН № «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» и ГН № «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», о чем составлено заключение № от 14.03.2019 года.
Ссылка ответчика на несогласие с указанным заключением в связи с проведением исследований и измерений атмосферного воздуха в связи с проведением ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года, по результатам исследования которого не выявлено превышения ПДК в атмосферном воздухе несостоятельна и не свидетельствует об отсутствии оснований для обязания ответчика достичь выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до установления нормативов ПДВ и обеспечении наличия источников системы аспирации, пылеулавливания, пылеочистного оборудования.
Представленными по делу доказательствами, материалами проведенной в отношении ответчика прокурорской проверки достоверно установлен факт нарушения ответчиком требований законодательства об охране атмосферного воздуха в части эксплуатации угольного склада, пункта приеми-отправки угля, ленточных конвейеров, исходя из утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов. Вынесенное по данному факту представление об устранении нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха, ответчиком не исполнено.
Действия ответчика по несоблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды, нарушают интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду.
Законом установлена презумпция опасности хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду. Следовательно, обязанность доказать соответствие такой деятельности требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды и воздействия на атмосферный воздух, возложена на ответчика. Между тем, доказательств, опровергающих доводы прокурора о том, что эксплуатация предприятия производится с грубыми нарушениями действующего законодательства, поскольку ответчиком осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух, не представлены.
Таким образом, судом установлено, что нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха носят длящийся, системный характер, нормативы ПДВ предприятием с не соблюдаются, и, как следствие, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ООО «ОФ «Черкасовская» приостановить эксплуатацию источников негативного воздействия на атмосферный воздух: источника <данные изъяты> - угольного склада, источника <данные изъяты> - пункта приемки-отправки угля, источника <данные изъяты> - ленточных конвейеров до обеспечения наличия на данных источниках системы аспирации, пылеулавливания, пылеочистного оборудования; обязании ООО «ОФ «Черкасовская» достичь выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от: источника <данные изъяты> - угольного склада, источника <данные изъяты> - пункта приемки-отправки угля, источника <данные изъяты> - ленточных конвейеров до установленных нормативов ПДВ.
С учетом изложенного, учитывая высокий уровень социальной значимости по достижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до установленных нормативов ПДВ, суд полагает необходимым в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для выполнения вышеуказанных нарушений в соответствии с действующим законодательством до 01 июня 2019 года. По мнению суда, данный срок является разумным, соответствует характеру нарушений и реальной возможности их устранения. Кроме того, доказательств невозможности выполнения указанных мероприятий до указанного срока суду не представлено.
Доказательств того, что приостановление деятельности указанных выше объектов приведет к нарушению общественных интересов, судом не установлено, кроме того, как указано выше, ответчику предоставлен разумный срок для устранения нарушений законодательства для не наступления в последующем негативных последствий.
Согласно частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобожден от уплаты судебных расходов при подаче искового заявления, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 6 000 рублей подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░░░░ ░░░░░░,
- ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░,
- ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░:
- ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░░░░ ░░░░░░,
-░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░,
- ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.06.2019.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.04.2019 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.