Гр. дело ...а-380/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
... года
Луховицкий районный суд ... в составе:
Председательствующего судьи Ващенко Е.А.
При секретаре Носовой Т.И.
С участием истца Н.В., представителей ответчика О.О., С.Б.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Н.В. к администрации городского округа Луховицы о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство
У С Т А Н О В И Л:
Н.В. обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа Луховицы, в котором просит признать незаконным решение администрации городского округа Луховицы от ... Р001-4172308548 об отказе в выдаче разрешения на строительство; обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления номер Р..., мотивируя свои требования тем, что ... Н.В. с помощью интернет-портала государственных и муниципальных услуг подала заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства: индивидуальный жилой дом, на земельному участке площадью 15000 кв.м. с кадастровым номером 50:35:0040104:722 из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: ..., уч.84д. К заявлению приложены все необходимые документы. ... административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, а, именно, установлены ограничения по использованию земельного участка, который подлежит государственной историко-культурной экспертизе путем археологических натуральных исследований. Административным истцом был сделан запрос в Главное управление культурного наследия ... о необходимости проведения ИКЭ на земельном участке. В ответе на запрос было указано, что непосредственно на участке с кадастровым Номером 50:35:0040104:722 отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а так же выявленные объекты культурного наследия. Поскольку уполномоченный орган прямо указывает на отсутствие объектов культурного наследия, предоставление заключений не требуется. В частности, для земель населенных пунктов, если они не обременены наличием на них объектов культурного наследия, включенных в реестр нет оснований кого-либо обязывать проводить раскопки и делать экспертизу.
В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица суд проверяет законность решения в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этого решения суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст.226 КАС РФ, в полном объеме.
По смыслу ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу положений ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на административного истца. Следовательно, административный истец обязан доказать, что им соблюден срок обращения в суд и оспариваемое заключение нарушает его права, свободы и законные интересы.
Н.В. обратилась в суд с настоящим административным иском с соблюдением срока, установленного ч.1 ст. 219 КАС РФ.
В соответствии с положениями ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на орган, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются.
Как установлено в судебном заседании, ... между Н.В. и администрацией городского округа Луховицы заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:35:0040104:722, расположенного по адресу: ..., участок 84д. Категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
... с помощью интернет-портала государственных и муниципальных услуг Н.В. обратилась с заявлением о выдаче ей разрешения строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Решением заместителя Главы Администрации городского округа ... от ... № Р...12501061Н.В. отказано в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства по следующим основаниям:
- несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (п. 13.1.4 «Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче (продлению) разрешений на строительство (реконструкцию) объектов индивидуального жилищного строительства на территории ...»), утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса ... от ... ...), а именно, не проведена государственная историко-культурная экспертиза земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч.4).
Частью 9 ст.51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
правоустанавливающие документы на земельный участок;
градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи.
Обязательным приложением к разрешению на строительство объекта индивидуального жилищного строительства является представленное застройщиком описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи (ч.16.1).
Исходя из положения данного пункта, для получения разрешения на индивидуальное жилищное строительство не требуется заключения историко-культурной экспертизы.
Истребование иных документов для получения разрешения на строительство п.10 ст.51 ГрК РФ не допускается.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Распоряжением Министерства строительного комплекса ... от ... ... утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача (продление) разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства на территории ...» (далее документ именуется - «Административный регламент», а государственная услуга по выдаче поименованного выше разрешения - государственная услуга).
Указанный выше «Административный регламент» устанавливает стандарт предоставления, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению государственной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе в электронной форме посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг ... и на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг ... (далее - МФЦ), предоставления формы контроля за исполнением «Административного регламента», досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления муниципальных образований ... и должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований ..., предоставляющих государственную услугу (п.1.1).
Органом, предоставляющим государственную услугу и ответственным за ее предоставление, является Администрация городского округа ... (п.5.1 «Административного регламента»).
В силу положений п.2.1, 6.1 «Административного регламента» административный истец относится к лицам, имеющим право на обращение для получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, установлен в п.п.10.1.4 - 10.... «Административного регламента».
Представителями административного ответчика не оспаривается, что административный истец представила все документы, необходимые для рассмотрения ее обращения о получении разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства за исключением заключения историко - культурной экспертизы.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги установлены в п.п. 13.1 - 13.1.5 «Административного регламента».
Согласно п.13.1.4 основанием для отказа является несоответствие предоставленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, для отказа в выдаче разрешения на строительство необходимо установить, что представленные застройщиком документы не соответствуют ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Доказательств того, что представленные Н.В. документы для получения разрешения на строительство не соответствуют ограничениям, установленным законодательством, административный ответчик суду не представил.
Как установлено в судебном заседании, для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома предоставления ИКЭ Н.В. не требовалось.
В силу статьи 3 Федерального закона от ... №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - федеральный закон №73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях названного Закона отнесены объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со статьями 15, 16 федерального закона № 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия, который формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (статья 33 указанного закона).
Частью 1 статьи 16.1 поименованного выше федерального закона №73-ФЗ установлено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 названного закона. Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия
Частью 1 статьи 36 Закона № 73-ФЗ установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Нормами статьи 36 Закона № 73-ФЗ на лицо, осуществляющее строительные работы, возложена обязанность по принятию мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ.
Вместе с тем положения статьи 36 федерального закона № 73-ФЗ не предусматривают обязанность застройщика по установлению на предоставленном для строительства земельном участке фактов наличия объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
В силу статьи 28 Закона №73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится, в частности, в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 30 Закона № 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе (далее - Положение ...), которым установлены порядок и основания для проведения историко-культурной экспертизы, а также определен перечень требуемых документов.
В пункте 6 Положения ... определено, что экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Следовательно, приведенные выше нормы федерального закона № 73-ФЗ и Положения ... не содержат императивное требование о проведении застройщиком земельного участка историко-культурной экспертизы.
В данном случае утверждение административного истца о том, что на ее земельном участке отсутствуют объекты культурного наследия, включенные в реестр, подтверждается ответомГлавного управления культурного наследия ... от ... ...ТГ-1711. Суду не представлены доказательства, что на земельном участке административного истца имеются выявленные объекты культурного наследия либо объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия. Отсутствие сведений о таких объектах на земельном участке административного истца не оспаривается представителями административного ответчика.
С учетом изложенного суд считает, что решение Администрации городского округа ... от ... об отказе Н.В. в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном участке вынесено без законных оснований, так как возлагает на административного истца не предусмотренную законом обязанность по проведению и оплате государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований. По изложенным выше основаниям суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
При этом суд посчитал, что оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешения на строительство принято в установленном законом порядке, сроки и в рамках полномочий, предоставленных администрации городского округа ... Федеральным законом от ... ...- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ... от ... ... «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований ... и органами государственной власти ...», ст.... от ... ... «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ... отдельными государственными полномочиями ...».
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Н.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации городского округа Луховицы от ... Р001-4172308548 об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Обязать администрацию городского округа Луховицы выдать Н.В. разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 50:35:0040104:722, расположенном по адресу: ..., уч.84д.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Луховицкий районный суд ... в течение месяца.
Судья. Подпись.
Копия верна. Судья Ващенко Е. А.