Решение по делу № 11-32/2022 от 26.05.2022

УИД: 42MS0059-01-2022-000362-50

Дело № 11-32/2022

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новокузнецк                                 29 июня 2022 г.

Судья Кузнецкого районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Сальникова Е.Н., при секретаре Сусляковой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Центра занятости населения города Новокузнецка на решение мирового судьи судебного участка № 1 Кузнецкого судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 23.03.2022 по гражданскому делу по иску ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка к Сафонову Александру Вячеславовичу о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Новокузнецка (далее ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка) обратились в суд с иском к Сафонову А.В., в котором просят взыскать с ответчика незаконно полученные денежные средства в сумме 18122,44 руб.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Сафонов А.В. обратился в ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка с целью подбора подходящей работы через портал «Работа в России» (далее ИАС). Заявление было подано 30.05.2020. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», граждане в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции обращаются в учреждения службы занятости в дистанционной форме. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости на основании сведений, указанных гражданином в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме. На момент подачи заявления Сафонов А.В. не имел постоянной регистрации по указанному им в заявлении адресу. В инструкции по заполнению заявления было указано, что место жительства указывается, согласно отметке в паспорте. Паспорт Сафонов А.В. предоставил в центр занятости только 14.10.2020 посредством электронного предоставления документов. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата пособия по безработице производится только гражданину, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по его месту жительства. Таким образом, Сафонов А.В. указал недостоверную информацию о регистрации по месту жительства, и данный факт расценивается в рамках закона о занятости как незаконное получение пособия по безработице. Поскольку заявления принимаются в электронной форме, и перерегистрация ведется только дистанционно, вся ответственность за предоставленную в заявлении информацию лежит на гражданине. Адрес, указанный Сафоновым А.В., является местом его пребывания. При наличии у гражданина регистрации по месту пребывания (временной регистрации) ему будет оказано органами службы занятости только содействие в поиске подходящей работы без присвоения статуса безработного и без назначения пособия по безработице. 14.10.2020 был вынесен приказ об исключении из начислений пособия по безработице ответчика с 30.05.2020 по 01.09.2020. За указанный период ответчик незаконно получил пособие по безработице в сумме 18122,44 руб. Добровольно задолженность не погашена.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Кузнецкого судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 23.03.2022 отказано в удовлетворении требований ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка к Сафонову А.В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице (л.д. 58-63).

В апелляционной жалобе представитель ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка Клюева О.И. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение.

Ссылаясь на нормы права, указывает, что на момент подачи заявления 30.05.2020 Сафонов А.В. имел временную регистрацию по указанному им в заявлении адресу; судебного решения об установлении факта проживания по месту временной регистрации также не имел. Сафонов А.В. предоставил паспорт в Центр занятости только 14.10.2020 посредством электронного предоставления документов.

Ответчик заполнил заявление в личном кабинете на портале «Работа в России», подтвердил информацию о том, что заявление подает по месту жительства. В инструкции по заполнению заявления было указано, что место жительства указывается, согласно отметке в паспорте.

Поскольку заявления принимаются только в дистанционной форме, и перерегистрация ведется в дистанционной форме, вся ответственность за предоставленную в заявлении информацию лежит на гражданине. С временной регистрацией гражданин может обратиться в центр занятости только в качестве ищущего работу (без назначения пособия).

Воспользоваться правом получения пособия по безработице можно только тем гражданам, которые имеют в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации – отметка о регистрации по месту жительства в паспорте.

Для того, чтобы место пребывания сделать местом жительства, ответчику необходимо было (до постановки на учет в качестве безработной) установить конкретное место жительства в суде общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Относительно апелляционной жалобы Сафоновым А.В. возражения не принесены.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель истца и ответчик не явились, извещены надлежащим образом; представитель истца просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, ответчик не явился по неизвестным суду причинам.

Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу, письменные материалы дела, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

    Согласно ч. 1 т. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. В силу ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (здесь и далее в редакции от 24.04.2020, действующей на момент постановки ответчика на учет) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации», решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 31 Закона N 1032-1 от 19.04.1991 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Порядок регистрации безработных граждан на момент регистрации ответчика регламентировался постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», которым утверждены Правила регистрации безработных граждан.

Согласно п.3 Правил, регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства РФ № 460 от 08.04.2020 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, предусматривающие обращение граждан в целях поиска подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции..

В соответствии с п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, приказом ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка от 09.06.2020 № 161Д2229/2011 Сафонов А.В. признан безработным с назначением ему пособия по безработице за период с 30.05.2020 по 29.08.2020 с установлением размера пособия с указанный период в сумме 1950,00 рублей (л.д.18).

При подаче 30.05.2020 в дистанционной форме в ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным, Сафоновым А.В. представлены сведения о регистрации по месту пребывания: <****> что усматривается из карточки персонального учета (л.д.17).

Приказами от 30.07.2020, 09.09.2020 Сафонову А.В. увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 4 недели с 30.08.2020 по 30.09.2020, установлен размер пособия 5850 руб. (л.д. 19, 20).

Приказом от 14.10.2020 Сафонов А.В. исключен из начисления пособий по безработице на период 3 мес. 3 дня, с 30.05.2020 по 01.09.2020 (л.д. 23).

Приказами от 14.10.2020 выплата пособия по безработице Сафонову А.В. прекращена с 30.05.2020 в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем; с 30.05.2020 Сафонов А.В. снят с регистрационного учета (л.д. 21, 22).

Согласно справкам ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка, Сафонов А.В. состоял на учете в качестве безработного и получал пособие по безработице в период с 30.05.2020 по 01.09.2020. Сумма полученного ответчиком пособия составила 18122,44 рублей (л.д. 12,13).

Исчерпывающий перечень случаев, предоставляющих государственным учреждениям службы занятости населения право осуществить снятие с регистрационного учета безработных граждан, содержится в п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, к каковым относится попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем (пп. «д»).

Указанное основание приведено Центром занятости при издании приказов о прекращении выплаты пособия по безработице ответчику и снятии его с регистрационного учета.

Между тем, совершение ответчиком каких-либо обманных действий при получении статуса безработного и получения в связи с этим пособия по безработице судом не установлено.

Так, Сафонов А.В. при заполнении заявления в целях регистрации в качестве безработного в личном кабинете на портале «Работа в России», подтвердил, что подает заявление по месту своего жительства: <****>

При этом Сафонов А.В. по указанному адресу зарегистрирован по месту пребывания с 19.02.2020 по 28.02.2021 (л.д.16)

По общим правилам гражданского законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В Законе Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" содержится понятие места жительства, под которым понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (ст. 2).

При этом, положения ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации).

Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаца 2 пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от 21 декабря 1998 года N 189-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 февраля 2003 года N 105-О и др.).

Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1868-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24.11.1995 N 14-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.

Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных в материалы дела, которые подлежат оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право на труд и социальную защиту от безработицы.

Обращаясь в суд, истец факт проживания ответчика на день обращения в орган занятости по вопросу признания безработным по адресу: <****> не оспаривал, однако полагал, что при подаче заявления им должен был быть указан адрес регистрации по паспорту.

Само по себе указание Сафоновым А.В. сведений о месте своего пребывания по месту жительства, не исключающих фактического проживания по этому же адресу, в заявлении по утвержденной форме, которыми центр занятости располагал на момент принятия заявления 30.05.2020 не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытка получения пособия по безработице обманным путем, в силу достоверности таких сведений и отнесения ответчика к категории безработных граждан, имеющих право на получение пособия по безработице.

Сведения о месте фактического проживания ответчика, предоставленные им в центр занятости, к полномочиям которого отнесены признание гражданина безработным и постановка на регистрационный учет в качестве безработного, являются достоверными, отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Отсутствие установленного в судебном порядке факта проживания по адресу места жительства не может свидетельствовать о наличии в его действиях недобросовестности и о наличии умысла на получение пособия по безработице обманным путем, которое бы ему не причиталось.

В спорный период ответчик не работал и право на получение пособия имел.

В заявлении на имя истца ответчик указал в графе «место жительства (пребывания) – <****>

Истцом не опровергнуто, что на момент подачи заявления ответчик действительно проживал по указанному адресу. То есть, сведения ответчиком были представлены достоверные. Заявление в электронной форме заполняется гражданином по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ. В данной форме имеется графа: место жительства (место пребывания). Поскольку на момент подачи заявления истец проживала в <****>, он указал эти сведения. В типовой форме отсутствует графа «сведения о регистрации». Как указывает сам истец понятие место жительства непосредственно Законом о занятости не раскрывается.

Таким образом, на дату обращения в ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка ответчик имел право быть поставленным на регистрационный учет в качестве безработного на территории г. Новокузнецка и, соответственно, имел право на получение пособия по безработице.

Из чего следует, что мировым судьей правильно отказано в удовлетворении требований. Суд апелляционной инстанции полагает решение суда законным и обоснованным, выводы мирового судьи соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельством, верно применены нормы материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба по существу дублирует доводы, изложенные в исковом заявлении.

Апеллянт указывает на то, что место жительства и место пребывания, это разные понятия, тем не менее, в типовой форме для заполнения имеется графа: адрес места жительства (пребывания).

В соответствии с п.2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 (ред. от 18.12.2020) «О занятости населения» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Конституционный суд в определении от 21 ноября 2013 года № 1868-О указал, что определение места жительства лица закон «О занятости населения» не связывает исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Целью постановки на учет является поиск подходящей работы, которая должна быть предоставлена по месту жительства безработного. При предоставлении работы по месту регистрации в месте, в котором гражданин не проживает, теряется смысл поиска подходящей работы. Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции полагает, что со стороны ответчика отсутствуют обманные действия или злоупотребление правом. Вопреки доводам апеллянта, не требуется отдельного решения суда об установлении факта проживания по определенному адресу, данное обстоятельство может быть установлено в рамках настоящего спора.

Иных доводов, влекущих отмену решения в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Кузнецкого судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 23.03.2022 по гражданскому делу по иску ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка к Сафонову Александру Вячеславовичу о взыскании незаконно полученного пособия по безработице оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка- без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента вынесения.

Кассационная жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья                                         Е.Н. Сальникова

11-32/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка
Ответчики
Сафонов Александр Вячеславович
Суд
Кузнецкий районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области
Судья
Сальникова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
kuznecky.kmr.sudrf.ru
26.05.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
26.05.2022Передача материалов дела судье
01.06.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
29.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2022Дело оформлено
11.07.2022Дело отправлено мировому судье
29.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее