Дело № 2а-3195/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
02 июля 2018 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Гулевского Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Полигас Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Первомайского районного суда города Мурманска (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2) административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску к Селяковой О.В. о взыскании задолженности за *** год по транспортному налогу в размере 3360 рублей, по налогу на имущество в размере 3814 рублей 00 копеек, а всего 7174 рублей 00 копеек,
У С Т А Н О В И Л:
*** Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску обратилась в суд с административным исковым заявлением к Селяковой О.В. о взыскании задолженности за *** год по транспортному налогу в размере 3360 рублей, по налогу на имущество в размере 3814 рублей 00 копеек.
В обоснование иска указано, что Селякова О.В. в соответствии со ст. 357 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) от 05.08.2000 № 117-ФЗ и ст. 1 Закона МО «О транспортном налоге» от 18.11.2002 № 368-01-ЗМО является плательщиком транспортного налога. На основании сведений о наличии транспортных средств, Инспекцией в соответствии со статьями 356, 358-362 НК РФ и статьями 5, 8 Закона МО «О транспортном налоге» административному ответчику за *** год исчислен транспортный налог в размере 3360 рублей 00 копеек.
Кроме того, Селякова О.В. в соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового Кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ является плательщиком налога на имущество. Согласно информации, предоставленной УФРС по Мурманской области и ГУПТИ по Мурманской области, в *** году в собственности Селяковой О.В. находились квартиры, расположенные по адресу: ***, инвентаризационная стоимость 700222,89 рублей, *** инвентаризационная стоимость 389466 рублей 74 копейки, ***
В порядке ст. 52 НК РФ Селяковой О.В. было направлено соответствующее налоговое уведомление №*** от *** о подлежащей уплате сумме транспортного налога и налога на имущество физических лиц за *** год, однако, в установленные законом сроки добровольно обязанность административным ответчиком не исполнена, в этой связи согласно ст. 70 НК РФ Селяковой О.В. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №*** от *** со сроком уплаты до ***, которое до настоящего времени полностью исполнено не было.
На основании изложенного Инспекция просит суд взыскать в доход бюджета с административного ответчика задолженность за *** года по транспортному налогу в размере 3360 рублей 00 копеек, по налогу на имущество в размере 3814 рублей 00 копеек, а всего 7174 рублей 00 копеек.
Дело рассматривается по общим правилам административного судопроизводства.
Представитель административного истца о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил.
Административный ответчик Селякова О.В. о месте, дате и времени рассмотрения дела извещалась судом по адресу, указанному в материалах дела, возражения по иску не представила.
Извещение административного ответчика произведено судом по правилам Главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Однако неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть дело в отсутствие как административного истца в лице представителя, так и административного ответчика по имеющимся в деле материалам по правила ч. 1 ст. 289 КАС РФ, поскольку судом явка сторон по делу обязательной не признавалась.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Часть 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность каждого гражданина Российской Федерации и налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее по тексту транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии с главой 28 части второй НК РФ, Законом Мурманской области «О транспортном налоге» (в ред. от 17.05.2010 «1233-01-ЗМО), на территории Мурманской области введен транспортный налог.
В силу части 3 статьи 362 НК РФ (в ред. Федерального закона от 20.10.2005 № 131-ФЗ), в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статья 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 ч. 1 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доля в праве общей собственности указанного имущества.
На основании п. 1 ст. 3 Закона ставки по налогам на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 08.11.2007 №42-501 (утратившего силу с 01.01.2015 года) установлены ставки налога на имущество физических лиц за период с 2011-2014г. в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения: стоимость имущества до 300 тыс. руб. - налоговая ставка 0,1 %, стоимость имущества от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - налоговая ставка 0,15%, стоимость имущества от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб. - налоговая ставка 0,35%, стоимость имущества свыше 700 тыс. руб. - налоговая ставка 0,35%.
Постановлением Правительства Мурманской области от 19.01.2007 года за № 15-ПП «О коэффициенте пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности» (в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 28.08.2007 года № 398-ПП; от 12.02.2008 года № 47-ПП; от 07.12.2009 года № 560-ПП), установлен коэффициент перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определенной по состоянию на 01.01.1995 года, в размере: с 2010 года – 40,54.
Согласно сведениям ГИБДД УМВД России по Мурманской области, представленным Инспекции, Селяковой О.В. на праве собственности принадлежало в *** году следующее транспортное средство: с *** автомобиль «***», государственный регистрационный знак №*** Из материалов дела следует, что административному ответчику за *** год начислен транспортный налог в размере 3360 рублей 00 копеек.
В соответствии с информацией, предоставленной УФРС по Мурманской области и ГУПТИ по Мурманской области, в *** году в собственности Селяковой О.В. находились квартиры, расположенные по адресу: *** инвентаризационная стоимость 700222,89 рублей, ***, инвентаризационная стоимость 389466 рублей 74 копейки, ***. Из материалов дела следует, что административному ответчику за *** годы исчислен налог на имущество в размере 3814 рублей 00 копеек.
В порядке ст. 52 НК РФ Селяковой О.В. было направлено налоговое уведомление №*** о подлежащей уплате сумме транспортного налога и налога на имущество физических лиц за *** год, однако, в установленные законом сроки добровольно обязанность ответчиком не была исполнена, в этой связи согласно ст. 70 НК РФ ответчику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов №*** от *** со сроком уплаты до ***, которое до настоящего времени полностью исполнено не было.
Таким образом, до настоящего времени сумма задолженности по транспортному налогу в размере 3360 рублей и по налогу на имущество в размере 3814 рублей 00 копеек за 2014 год налогоплательщиком Селяковой О.В. не погашена, доказательств обратного суду не представлено.
Факт направления требования об уплате транспортного налога в размере 3360 рублей и налога на имущество в размере 3814 рублей 00 копеек за 2014 год административным ответчиком не оспорен, доказательств, свидетельствующих о невозможности их получения, суду не представлено.
Согласно статье 48 НК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, с учётом установленного срока исполнения требования №*** от *** об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов до ***, иск должен быть предъявлен в суд не позднее ***.
Административное исковое заявление к Селяковой О.В. поступило в Первомайский районный суд города Мурманска ***, то есть с пропуском установленного законом срока.
ИФНС России по городу Мурманску ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на обращение с иском в суд и признании причин пропуска срока уважительными, в связи с большим количеством направленных в суды исковых заявлений о взыскании налогов, в установленный п. 2 ст. 48 НК РФ срок, увеличением количества неплательщиков налога на имущество и увеличением объема работы Инспекции, направленной на погашение образовавшейся перед бюджетом недоимки по местным налогам.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Кроме этого, высокая нагрузка и увеличение количества неплательщиков не являются основанием неисполнения налогового законодательства в части процессуальных сроков предъявления административных исковых заявлений к неплательщикам налогов. Какие-либо иные причины пропуска срока Инспекцией не приведены, доказательства, подтверждающие доводы об уважительности причин пропуска срока, не представлены.
Таким образом, каких-либо доказательств уважительности причин, объективно препятствовавших и не позволивших в течение 6-ти месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате пени подготовить и подать исковое заявление в суд, истцом не представлено.
Принимая во внимание, что срок обращения в суд с административным иском пропущен, исковые требования ИФНС России по городу Мурманску к Селяковой О.В. о взыскании задолженности за *** год по транспортному налогу в размере 3360 рублей, по налогу на имущество в размере 3814 рублей 00 копеек, а всего 7174 рублей 00 копеек, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3360 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3814 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 7174 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░