УИД 16RS0020-01-2023-000797-27
дело №5-62/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 ноября 2023 года г. Менделеевск
Судья Менделеевского районного суда Республики Татарстан Коровина Л.И., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Государственного автономного учреждения здравоохранения «Менделеевская центральная районная больница» (далее, ГАУЗ «МЦРБ») при осуществлении медицинской деятельности в фельдшерско - акушерском пункте (далее, ФАП) по адресу: РТ, <адрес> по ст. 6.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
в отношении ГАУЗ «МЦРБ» возбуждено дело, в последующем составлен протокол об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в совершении правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
В протоколе указано, что 13.11.23г., в Икско-Устьинском фельдшерском пункте ГАУЗ «Менделеевская центральная районная больница», расположенном по адресу: <адрес>, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) Авдониной Л.Г. № от 01.11.2023г., в ходе проведения проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Дверь в фельдшерско-акушерский пункт опечатана, войти в помещения возможность отсутствует; фельдшерско-акушерский пункт не функционирует, что подтверждается приказом ГАУЗ «Менделеевская ЦРБ» № от 06.10.2023г.; отсутствуют (не представлены) документы подтверждающие организацию мероприятий по проведению косметического ремонта, по подключению здания ФАПа к централизованному водоснабжению и обеспечению горячим водоснабжением, по оборудованию системы канализации в здание ФАПа со спуском сточных вод в локальное сооружение, по оборудованию условий для обработки уборочного инвентаря по окончании уборки и для обработки рук и обработки инструментов, по соблюдению требований к освещению в помещениях, с целью устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений приведших к приостановлению функционирования фельдшерского пункта.
В судебном заседании представитель ГАУЗ «МЦРБ» Кашапова Д.Х. вину признала, пояснив, что для устранения выявленных нарушений запланировано проведение капитального ремонта здания ФАП, в связи с чем запрошены у Министерства финансовые средства, доложено главе района.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Елабужском, Агрызском, Менделевском районах Вахонина И.А. в судебном заседании пояснила, что в ходе проведения обследования в отношении ГАУЗ «МЦРБ», при осуществлении медицинской деятельности в ФАПе по адресу: РТ, <адрес> выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, применен временный запрет деятельности, просит приостановить деятельность данного объекта с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, поскольку выявленные нарушения непосредственно угрожают здоровью людей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Диспозиция ст.6.4 КоАП РФ носит формальный характер, не предполагает возникновения или наличия какого-либо ущерба, причиненного совершенным правонарушением, его размера. Сам факт нарушения юридическим лицом санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений образует состав данного правонарушения.
Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. предусматривает следующее.
Статья 24. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта
1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ст.29 указанного Закона 1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статья 39. Утверждение санитарных правил
1. На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1.1. Федеральные санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, утверждаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
2. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
4. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Из п.2.7., п.2.2., 4.4.1., 4.4.2, п.4.4.5., 4.4.7., п. 2.11., п.4.6.1. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющим продажу товаров или оказание услуг» следует следующее.
2.2. Здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения.
При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.
При отсутствии горячего централизованного водоснабжения должны устанавливаться водонагревающие устройства.
2.7. Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
2.11. Уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря.
По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.
Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфицирующими средствами.
4.4.1. При невозможности оборудования водопровода в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, здравпунктах, поликлиниках, поликлинических подразделениях медицинских организаций, отделениях медицинской профилактики, центрах здоровья используется бутилированная вода.
4.4.2. Для медицинских организаций на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение. В качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства.
4.4.5. Во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.
4.4.7. В кабинетах, где проводится обработка инструментов, должна быть отдельная раковина для мытья рук или двугнездная раковина (мойка).
4.6. К естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений медицинских организаций предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
4.6.1. В медицинской организации показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. Помещения с постоянным пребыванием пациентов и работников должны иметь естественное освещение.
п. 176. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусматривает дезинфекцию многоразовых емкостей для сбора медицинских отходов класса Б внутри организации должна производиться ежедневно.
После проведения дезинфекции медицинских отходов класса Б медицинские отходы должны упаковываться в одноразовые емкости (пакеты, баки) и маркироваться надписью: "Отходы. Класс Б" с указанием названия организации, ее структурного подразделения, даты дезинфекции и фамилии лица, ответственного за сбор и дезинфекцию медицинских отходов.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения обследования в отношении ГАУЗ «МЦРБ» при осуществлении медицинской деятельности в ФАПе по адресу: РТ, <адрес>, установлено, что в нарушение п.2.7. СП 2.1.3678-20 стены, двери, окна помещений ФАПа с дефектами и повреждениями в виде потресканной или местами отошедшей краской, что не позволяет провести эффективную санитарную обработку, способствующую уничтожению бактерий и вирусов, являющихся возбудителями различных инфекционных заболеваний.
В нарушении п.2.2., 4.4.1., 4.4.2. СП 2.1.3678-20 здание ФАПа не подключено к централизованному водоснабжению, отсутствует горячее водоснабжение, отсутствуют емкости для запаса воды в достаточном количестве для обеспечения проведения уборки и дезинфекции, а также дезинфекции инвентаря, помещений, медицинских отходов. Воду патронажная мед.сестра приносит ведром из дома. Отсутствие холодного и горячего водоснабжения может привести к некачественной обработке и дезинфекции оборудования, помещений, медицинских отходов.
В нарушении п.2.2., 4.4.3. СП 2.1.3678-20 в здание ФАПа отсутствует канализация, использованную воду выливают в яму на территории ФАПа (глубина ямы 80-90 см, не бетонированное, без крышки).
В нарушении п.4.4.5., 4.4.7. СП 2.1.3678-20 отсутствуют условия для обработки рук и обработки инструментов: в процедурном кабинете отсутствует умывальник с подводкой горячей и холодной воды; для мытья рук имеется рукомойник с ведром в санитарной комнате.
В нарушении п. 2.11. СП 2.1.3678-20 отсутствуют условия для обработки уборочного инвентаря по окончании уборки (отсутствует поддон с подведением водоснабжения и канализации).
В нарушении п. 176. СанПиН 2.1.3684-21 отсутствуют условия для обработки (дезинфекции) многоразовых емкостей для сбора медицинских отходов класса Б, которая должна проводиться ежедневно.
В нарушении п.4.6.1. СП 2.1.3678-20 не соблюдаются требования к освещению: часть светильников не функционируют: в приемной оба светильника с люминесцентными лампами перегорели, из них на одном отсутствует защитная арматура; в процедурной из двух светильников один не функционирует; в ожидальной из двух светильников один не работает.
Совершенное правонарушение создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде: ненадлежащее покрытие стен и потолка не позволяют провести эффективную санитарную обработку, способствующую уничтожению бактерий и вирусов, являющихся возбудителями различных инфекционных заболеваний, отсутствие холодного, горячего водоснабжения не обеспечивает качественное проведение обработки и дезинфекции оборудования, помещений, медицинских отходов, отсутствие условий для соблюдения личной гигиены сотрудника может способствовать возникновению инфекционных заболеваний сотрудника и обслуживающего населения. Отсутствие канализации и септика для приема использованных вод приводит к загрязнению почвы.
Указанные действия являются нарушением ст.24, ст.29, п.3.ст.39 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г.; п.2.7., п.2.2., 4.4.1., 4.4.2, п.4.4.5., 4.4.7., п. 2.11., п.4.6.1. СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющим продажу товаров или оказание услуг»; п. 176. СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и квалифицируются по ст.6.4 КоАП РФ, что подтверждается следующими доказательствами: протоколом осмотра, объяснением, фототаблицей.
Данные доказательства в судебном заседании оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств, свидетельствующих о том, что юридическое лицо приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленных правонарушений, не представлено и судом не установлено.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Представленные материалы свидетельствуют, что при разрешении настоящего дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, проверена их достоверность и допустимость.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях Государственного автономного учреждения здравоохранения «Менделеевская центральная районная больница» при осуществлении медицинской деятельности в ФАПе по адресу: РТ, <адрес> состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ, уполномоченным на его составление лицом. Данные, перечисленные в ст.28.2 КоАП РФ, в указанном документе присутствуют, оснований не доверять указанному протоколу не имеется. Требования ч.3 ст.26.2 КоАП РФ нарушены не были. Протокол подписан представителем без замечаний; все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Юридическое лицо привлекается к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание, что совершенное административное правонарушение посягает на общественные отношения в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения, с учетом справедливости и соразмерности административного наказания, прихожу к выводу о том, что юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности. Оснований для назначения более мягкого вида наказания суд не усматривает.
С учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения, объектом которого является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и, что выявленные нарушения непосредственно угрожают здоровью людей, что подтверждается исследованными доказательствами, с учетом их характера, менее строгий вид наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, признав смягчающим наказание обстоятельством признание вины, раскаяние, суд считает необходимым применить наказание исключительно в виде приостановления деятельности, сроком на 90 суток.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.6-29.10, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л а:
признать Государственное автономное учреждение здравоохранения «Менделеевская центральная районная больница» при осуществлении медицинской деятельности в ФАПе по адресу: РТ, <адрес> виновным по ст.6.4 КоАП РФ, привлечь к административной ответственности, назначив наказание в виде административного приостановления деятельности фельдшерско - акушерского пункта по адресу: РТ, <адрес> сроком на 90 (девяноста) суток, с исчислением срока с момента фактического запрета деятельности.
Постановление исполняется немедленно после вынесения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения либо получения постановления.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>