Судья Панкова М.А. Дело №66а-1672/2021
(номер дела в суде первой инстанции №3а-295/2021)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 30 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е.,
судей Савинова К.А., Рогожиной Е.В.,
при секретаре Горине А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дмитриева В.А., Академова А.А. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе Дмитриева В.А., Академова А.А. на решение Самарского областного суда от 2 марта 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А., заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации <данные изъяты>, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Дмитриев В.А., Академов А.А. обратились в Самарский областной суд с административным иском с последующим уточнением об оспаривании в части нормативных правовых актов, просили суд признать недействующим пункт 15701 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года № 3033, пункт 21631 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, пункт 24130 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647, пункт 25792 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608, пункт 27037 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 12201 со дня их принятия, указывая, что они являются собственниками объекта недвижимости – нежилого помещения, назначение: нежилое, общей площадью 245 кв.м., этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № Помещение входит в состав жилого дома. Жилой дом расположен на земельном участке, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: занимаемый многоквартирным жилым домом с прилегающей территорией, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов. Указанное нежилое помещение не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ. Часть нежилого помещения, площадью 48 кв.м., что составляет 19,6% от общей площади, используется в торговых целях целевое и фактическое назначение остальных частей нежилого помещения носит иной характер – являются либо подсобными, либо как место размещение лаборатории. Включение нежилого помещения в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административных истцов, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.
Решением Самарского областного суда от 02 марта 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Дмитриева В.А., Академова А.А. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании в части нормативных правовых актов отказано.
В апелляционной жалобе Дмитриева В.А., Академова А.А. поставлен вопрос об отмене решения суда. В обосновании доводов жалобы указано, что судом сделан неправомерный вывод, что площадь склада магазина должна учитываться при определении площади торгового объекта для целей предусмотренных подп.1,2 п.1 ст.378.2 НК РФ. Ответчиком не была соблюдена процедура предусмотренная пунктом 9,10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 года №402.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором участвующим в деле представлены возражения на апелляционную жалобу об оставление решения суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии участвующий в деле прокурор отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации <данные изъяты> просил решения суд первой инстанции отменить требования истцов удовлетворить, поскольку нежилое помещение не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года №98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» (далее – Закон о налоге на имущество организаций), постановление Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года №719 "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 399 названного кодекса).
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 пункта 1 названной статьи).
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами. В силу данного пункта уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на недвижимое имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний федерального и с учетом регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такой объект недвижимости, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что более 20% от общей площади нежилого помещения используется под магазин, что подтверждается договором аренды нежилого помещения от 27.02.2015 года№Пак-10/2015 заключенного между ИП Академовым А.А., Дмитриевым В.А. и <данные изъяты> заключением кадастрового инженера от 16 ноября 2020 года, техническим планом от 16 ноября 2020 года.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
Из материалов дела следует, что объект с кадастровым номером №, площадью 245 кв.м, расположен по адресу: <адрес> принадлежит на праве долевой собственности Академову А.А. (5/8), Дмитриеву В.А. (3/8). Согласно выписки из ЕГРН от 13.11.2020 года данный объект имеет назначение: «нежилое помещение», наименование «данные отсутствуют».
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3265 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года №1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18.10.2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.10.2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год. Помещение с кадастровым номером № включено в данные Перечни.
Указанное помещение расположено в здании с кадастровым номером №, наименование: гаражи и хоз.кладовые, назначение нежилое, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 27.01.2021 года.
В соответствии со справкой ТСЖ <данные изъяты> от 08.02.2021 года, Академов А.А. и Дмитриев В.А. являются членами ТСЖ <данные изъяты> нежилое помещение с кадастровым номером № расположено непосредственно на 1 этаже многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> кадастровый номер №. В связи с этим, данное нежилое помещение так же расположено на земельном участке, площадью 768 кв.м., кадастровый номер №, что и жилой многоквартирный дом.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.12.2020 года, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 768 кв.м., имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый многоквартирным жилым домом с прилегающей территорией, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, из буквального прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на нем объекта исключительно в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству, то административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости или сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие на размещение офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади объекта.
При этом, согласно пункту 3 Постановления Правительства Самарской области от 25 июля 2016 года №402 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются: сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН); документы технического учета (инвентаризации); акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
В материалах дела имеется технический план на нежилое помещение от 16 ноября 2020 года с кадастровым номером №, общей площадью 245 кв.м., согалсно помещение расположено на 1 этаже и включает в себя: склады, сан.узлы, коридоры, подсобные помещения, тамбур, коридор, торговый зал, лаборатории. Площадь торгового зала 48,0 кв.м., что составляет 19,59% от общей площади помещения. При этом данный технический план составлен по состоянию на 16 ноября 2020 года, т.е. после утверждения Перечней на 2016-2020 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, мероприятия по определению вида фактического использования здания на момент включения в оспариваемые Перечни объекта недвижимого имущества не проводились.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, административным ответчиком Министерством имущественных отношений Самарской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ и необходимым для включения его в Перечни на 2016-2020 года на дату их утверждения не представлено. Ссылка в данном случае в решении суда на заключение кадастрового инженера от 16 ноября 2020 года, технический план от 16 ноября 2020 года является необоснованной, поскольку данные сведения были получены после утверждения Перечней на 2016-2020 года. Сведения содержащиеся в договоре аренды применительно к рассматриваемому случаю не могут подтверждать наличие оснований для включения нежилого помещения в указанные Перечни, поскольку административным ответчиком не соблюден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренный Постановления Правительства Самарской области от 25 июля 2016 года №402 «Об утверждении Порядка
Наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания в котором оно расположено, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ. Кроме того, виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не предусматривают безусловное размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, Министерством имущественных отношений Самарской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта и помещений в нем условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечни, не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам приходит к выводу, что решение Самарского областного суда от 2 марта 2021 года подлежит отмене в виду неправильного применения норм права и принятию нового решения в соответствии с которым требования Дмитриева В.А., Академова А.А. о признании недействующим со дня принятия Перечней на 2016-2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Самарского областного суда от 2 марта 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Дмитриева В.А., Академова А.А. удовлетворить.
Признании недействующим со дня принятия:
- пункт 15701 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №.
пункт 21631 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №.
пункт 24130 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №
пункт 25792 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №.
пункт 27037 Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201 в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи