Решение по делу № 33-11379/2024 от 30.08.2024

Судья Кокаровцева М.В.

Дело № 33-11379/2024

УИД 59RS0007-01-2023-006301-26

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 25.10.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 15.10.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,

судей Крюгер М.В., Букатиной Ю.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Басимовой Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1007/2024 по иску Скорых Ирины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов в специальный стаж,

по апелляционной жалобе Скорых Ирины Николаевны на решение Свердловского районного суда г. Перми от 15.02.2024.

Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения истца Скорых И.Н., настаивавшей на доводах жалобы, представителя ответчика Булычевой И.Л., возражавшей относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Скорых И.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы с 01.12.1993-13.03.1994 (00/03/13), 20.03.1994-31.08.1995 (01/05/12).

В обоснование требований указано, что Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю Скорых И.Н. не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы: 01.12.1993-13.03.1994 (00/03/13), 20.03.1994-31.08.1995 (01/05/12). Указывает, что основанием для не включения указанных периодов явился факт работы истца в должности пионервожатой. Согласно трудовой книжки истец в спорный период осуществляла педагогическую деятельность в следующих должностях: 09.09.1993-30.11.1993 пионервожатая, 01.12.1993-14.05.1995 учитель по мировой художественной культуре, 15.05.1995-28.07.2005 заместитель директора по воспитательной работе и учитель по мировой художественной культуре.

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 15.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Скорых И.Н., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и исковые требования удовлетворить в полном объеме. В жалобе приводит доводы о том, что с заявлением о назначении пенсии она обращалась 04.09.2021 и решением от 03.12.2021 было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального страхового стажа, однако спорные периоды были включены в специальный стаж ответчиком самостоятельно. В последующем ответчиком вынесено решение от 10.05.2023 об обнаружении ошибки и исключены спорные периоды из подсчета специального стажа, с чем истец не согласна. Также отметила, что к спорным периодам работы, имевшим место быть до 01.09.2000 не предъявляются требования к ставке для включения в специальный стаж.

В соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

Из смысла статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует в частности понимать необходимость обеспечить по рассматриваемому делу правильное его рассмотрение.

С учетом изложенного и в интересах законности судебная коллегия считает возможным и необходимым при рассмотрении апелляционной жалобы Скорых И.Н. выйти за пределы ее доводов и обратить внимание на допущенные по настоящему делу существенные нарушения правовых норм.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.09.2021 Скорых И.Н., дата рождения обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением отделения № ** от 03.12.2021 Скорых И.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием права на пенсионное обеспечение, не соблюдение сроков обращения.

Согласно указанному решению на дату подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ стаж истца составил 25 года 6 месяцев 11 дней. В специальный стаж истца не включены периоды работы:

- 09.09.1993-30.11.1993 (00/02/22) работа в должности пионервожатой;

- 14.03.1994-19.03.1994 (00/00/06) курсы повышения квалификации;

- 17.03.2003-21.03.2003 (00/00/05) командировки;

- 15.05.1996-30.06.1998 (02/01/16) отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;

- 30.12.2010-30.12.2010 (00/00/01), 02.09.2020-11.09.2020 (00/00/10) отпуск без сохранения заработной платы.

Согласно трудовой книжке, Скорых И.Н. работала в период с 09.09.1993 по 30.11.1993 в должности пионервожатой в Беловской средней школе; с 01.12.1993 по 14.05.1995 в должности учителя по мировой художественной культуре (МХК); с 15.05.1995 по 28.07.2005 в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителем МХК; с 01.08.2005 по 07.09.2005 учителем мировой художественной культуры; с 08.09.2005 по 28.12.2006 воспитатель 13 разряда; с 10.01.2007 по 31.08.2009 воспитатель 13 разряда; с 01.09.2009 по 31.09.2016 социальный педагог 13 разряда ЕТС и учитель истории; с 01.09.2016 по 16.11.2020 учитель.

Вышеуказанное решение пенсионного органа истцом обжаловалось в суде в части не включения периодов с 09.09.1993 по 30.11.1993 (00/02/22), с 14.03.1994 по 19.03.1994, с 17.03.2003 по 21.03.2003 и назначении пенсии с 16.05.2022.

Решением Свердловского районного суда г.Перми от 03.03.2023 по гражданскому делу № 2-508/2023 требования Скорых И.Н. были удовлетворены частично, признано незаконным решение Отделения от 03.12.2021 в части не включения в специальный стаж периодов работы пионервожатой с 09.09.1993 по 30.09.1993, с 19.10.1993 по 27.10.1993; периодов повышения квалификации с 14.03.1994 по 19.03.1994; командировок с 17.03.2003 по 21.03.2003, данные периоды включены в специальный стаж Скорых И.Н., в удовлетворении остальной части требований отказано. При этом в решении суда сделаны выводы о том, что при включении данных периодов в специальный стаж истца и суммирования их с периодами, учтёнными ответчиком в специальный стаж истца на дату обращения получается 25 лет 7 месяцев 22 дня, следовательно, 25 лет педагогического стажа у истца выработано 13.01.2021 и в связи с отложенным правом выхода на пенсию на 36 месяцев, пенсия истцу может быть назначена не ранее чем с 13.01.2024.

Вместе с тем, в последующем Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю вынесло решение от 10.05.2023 исключив из специального стажа истца периоды работы с 01.12.1993-13.03.1994 (00/03/13), 20.03.1994-31.08.1995 (01/05/12), ссылаясь в том числе на акт документарной проверки от 23.11.2021 № 1 ОПФР по Алтайскому краю и справку, уточняющую особый характер работы от 17.01.2022, направленные и поступившие в адрес ответчика 02.02.2022.

Вместе с тем, при рассмотрении гражданского дела № 2-508/2023 пенсионным органом представлялось пенсионное дело Скорых И.Н., в том числе и уточняющая справка от 17.01.2022, а также вышеуказанный акт документарной проверки от 23.11.2021 № 1 ОПФР по Алтайскому краю, являлся предметом оценки Свердловского районного суда г.Перми при вынесении решения 03.03.2023.

Разрешая спор и отказывая Скорых И.Н. в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с учетом постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов, исключенных решением Отделения от 10.05.2023 и отсутствии у истца на момент обращения за назначением пенсии права на досрочный выход на пенсию.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» для целей этого федерального закона дано понятие установления страховой пенсии, как назначения страховой пенсии, перерасчета и корректировки ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой.

Статьей 6 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в соответствии с этим федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности и страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно.

Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина И.», далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.

Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, при том, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.

В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»).

Из приведенных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчету пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства.

Суд первой инстанции при разрешении настоящего спора подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации во внимание не принял, ограничившись выводом о том, что на момент обращения за назначением пенсии право у Скорых И.Н. на досрочный выход на пенсию не возникло с учетом исключенных спорных периодов работы решением Отделения от 10.05.2023, тогда как указанные периоды пенсионным органом при рассмотрении заявления истца от 04.09.2021 решением № ** от 03.12.2021 были включены, не являлись предметом спора в 2023 году, в связи с чем решением Свердловского районного суда г.Перми от 03.03.2023 о включении спорных на тот момент периодов в специальный стаж истца за Скорых И.Н. было признано право на назначение пенсии в связи с отложенным правом выхода с 13.01.2024, поскольку 25 лет педагогического стажа у истца выработано 13.01.2021. При этом, на момент рассмотрения гражданского дела № 2-508/2023 и акт документарной проверки от 23.11.2021 № 1 ОПФР по Алтайскому краю и справка, уточняющая особый характер работы от 17.01.2022 на что указывает ответчик, у пенсионного органа имелись.

Таким образом, судом первой инстанции был допущен формальный подход к разрешению настоящего спора, вследствие чего на Скорых И.Н. было возложено бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением допущенной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю ошибки при расчете ей пенсии, при том, что со стороны Скорых И.Н. отсутствовали какие-либо виновные действия, приведшие к неправомерному расчету пенсии, учитывая, что все указанные ответчиком документы имелись в пенсионном деле еще на 2022 год, а также 2023 год, когда разрешался спор о возникновении у истца права на досрочное назначение пенсии и решением суда с учетом включенных периодов и суммирования их с учтенными ответчиком в специальный стаж периодов за истцом признано право на назначение пенсии 13.01.2024, в связи с чем действия ответчика по исключению спорных периодов работы решением от 10.05.2023 нельзя признать законным.

С учетом изложенного, оспариваемое решение нельзя признать законным, поскольку оно постановлено с существенными нарушениями норм процессуального и материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Скорых И.Н., что является основанием для отмены судебного постановления и разрешения вопроса о признании действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю по исключению из специального стажа истца периодов работы с 01.12.1993 по 13.03.1994, с 20.03.1994 по 31.08.1995, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», незаконными.

Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Перми от 15.02.2024 отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю по исключению из специального стажа Скорых Ирины Николаевны, дата рождения (паспорт **) периодов работы с 01.12.1993 по 13.03.1994, с 20.03.1994 по 31.08.1995, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», незаконными.

Председательствующий - подпись

Судьи – подписи

Судья Кокаровцева М.В.

Дело № 33-11379/2024

УИД 59RS0007-01-2023-006301-26

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 25.10.2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 15.10.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,

судей Крюгер М.В., Букатиной Ю.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Басимовой Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1007/2024 по иску Скорых Ирины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении периодов в специальный стаж,

по апелляционной жалобе Скорых Ирины Николаевны на решение Свердловского районного суда г. Перми от 15.02.2024.

Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения истца Скорых И.Н., настаивавшей на доводах жалобы, представителя ответчика Булычевой И.Л., возражавшей относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Скорых И.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о включении в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы с 01.12.1993-13.03.1994 (00/03/13), 20.03.1994-31.08.1995 (01/05/12).

В обоснование требований указано, что Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю Скорых И.Н. не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды работы: 01.12.1993-13.03.1994 (00/03/13), 20.03.1994-31.08.1995 (01/05/12). Указывает, что основанием для не включения указанных периодов явился факт работы истца в должности пионервожатой. Согласно трудовой книжки истец в спорный период осуществляла педагогическую деятельность в следующих должностях: 09.09.1993-30.11.1993 пионервожатая, 01.12.1993-14.05.1995 учитель по мировой художественной культуре, 15.05.1995-28.07.2005 заместитель директора по воспитательной работе и учитель по мировой художественной культуре.

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 15.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Скорых И.Н., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить и исковые требования удовлетворить в полном объеме. В жалобе приводит доводы о том, что с заявлением о назначении пенсии она обращалась 04.09.2021 и решением от 03.12.2021 было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием специального страхового стажа, однако спорные периоды были включены в специальный стаж ответчиком самостоятельно. В последующем ответчиком вынесено решение от 10.05.2023 об обнаружении ошибки и исключены спорные периоды из подсчета специального стажа, с чем истец не согласна. Также отметила, что к спорным периодам работы, имевшим место быть до 01.09.2000 не предъявляются требования к ставке для включения в специальный стаж.

В соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме вне зависимости от доводов жалобы, представления.

Из смысла статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует в частности понимать необходимость обеспечить по рассматриваемому делу правильное его рассмотрение.

С учетом изложенного и в интересах законности судебная коллегия считает возможным и необходимым при рассмотрении апелляционной жалобы Скорых И.Н. выйти за пределы ее доводов и обратить внимание на допущенные по настоящему делу существенные нарушения правовых норм.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.09.2021 Скорых И.Н., дата рождения обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением отделения № ** от 03.12.2021 Скорых И.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием права на пенсионное обеспечение, не соблюдение сроков обращения.

Согласно указанному решению на дату подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ стаж истца составил 25 года 6 месяцев 11 дней. В специальный стаж истца не включены периоды работы:

- 09.09.1993-30.11.1993 (00/02/22) работа в должности пионервожатой;

- 14.03.1994-19.03.1994 (00/00/06) курсы повышения квалификации;

- 17.03.2003-21.03.2003 (00/00/05) командировки;

- 15.05.1996-30.06.1998 (02/01/16) отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;

- 30.12.2010-30.12.2010 (00/00/01), 02.09.2020-11.09.2020 (00/00/10) отпуск без сохранения заработной платы.

Согласно трудовой книжке, Скорых И.Н. работала в период с 09.09.1993 по 30.11.1993 в должности пионервожатой в Беловской средней школе; с 01.12.1993 по 14.05.1995 в должности учителя по мировой художественной культуре (МХК); с 15.05.1995 по 28.07.2005 в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителем МХК; с 01.08.2005 по 07.09.2005 учителем мировой художественной культуры; с 08.09.2005 по 28.12.2006 воспитатель 13 разряда; с 10.01.2007 по 31.08.2009 воспитатель 13 разряда; с 01.09.2009 по 31.09.2016 социальный педагог 13 разряда ЕТС и учитель истории; с 01.09.2016 по 16.11.2020 учитель.

Вышеуказанное решение пенсионного органа истцом обжаловалось в суде в части не включения периодов с 09.09.1993 по 30.11.1993 (00/02/22), с 14.03.1994 по 19.03.1994, с 17.03.2003 по 21.03.2003 и назначении пенсии с 16.05.2022.

Решением Свердловского районного суда г.Перми от 03.03.2023 по гражданскому делу № 2-508/2023 требования Скорых И.Н. были удовлетворены частично, признано незаконным решение Отделения от 03.12.2021 в части не включения в специальный стаж периодов работы пионервожатой с 09.09.1993 по 30.09.1993, с 19.10.1993 по 27.10.1993; периодов повышения квалификации с 14.03.1994 по 19.03.1994; командировок с 17.03.2003 по 21.03.2003, данные периоды включены в специальный стаж Скорых И.Н., в удовлетворении остальной части требований отказано. При этом в решении суда сделаны выводы о том, что при включении данных периодов в специальный стаж истца и суммирования их с периодами, учтёнными ответчиком в специальный стаж истца на дату обращения получается 25 лет 7 месяцев 22 дня, следовательно, 25 лет педагогического стажа у истца выработано 13.01.2021 и в связи с отложенным правом выхода на пенсию на 36 месяцев, пенсия истцу может быть назначена не ранее чем с 13.01.2024.

Вместе с тем, в последующем Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю вынесло решение от 10.05.2023 исключив из специального стажа истца периоды работы с 01.12.1993-13.03.1994 (00/03/13), 20.03.1994-31.08.1995 (01/05/12), ссылаясь в том числе на акт документарной проверки от 23.11.2021 № 1 ОПФР по Алтайскому краю и справку, уточняющую особый характер работы от 17.01.2022, направленные и поступившие в адрес ответчика 02.02.2022.

Вместе с тем, при рассмотрении гражданского дела № 2-508/2023 пенсионным органом представлялось пенсионное дело Скорых И.Н., в том числе и уточняющая справка от 17.01.2022, а также вышеуказанный акт документарной проверки от 23.11.2021 № 1 ОПФР по Алтайскому краю, являлся предметом оценки Свердловского районного суда г.Перми при вынесении решения 03.03.2023.

Разрешая спор и отказывая Скорых И.Н. в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» с учетом постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов, исключенных решением Отделения от 10.05.2023 и отсутствии у истца на момент обращения за назначением пенсии права на досрочный выход на пенсию.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона «О страховых пенсиях» целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В пункте 5 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» для целей этого федерального закона дано понятие установления страховой пенсии, как назначения страховой пенсии, перерасчета и корректировки ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой.

Статьей 6 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в соответствии с этим федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности и страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно.

Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина И.», далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.

Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, при том, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.

В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.2016 № 1-П).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от 29.01.2004 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»).

Из приведенных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчету пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства.

Суд первой инстанции при разрешении настоящего спора подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации во внимание не принял, ограничившись выводом о том, что на момент обращения за назначением пенсии право у Скорых И.Н. на досрочный выход на пенсию не возникло с учетом исключенных спорных периодов работы решением Отделения от 10.05.2023, тогда как указанные периоды пенсионным органом при рассмотрении заявления истца от 04.09.2021 решением № ** от 03.12.2021 были включены, не являлись предметом спора в 2023 году, в связи с чем решением Свердловского районного суда г.Перми от 03.03.2023 о включении спорных на тот момент периодов в специальный стаж истца за Скорых И.Н. было признано право на назначение пенсии в связи с отложенным правом выхода с 13.01.2024, поскольку 25 лет педагогического стажа у истца выработано 13.01.2021. При этом, на момент рассмотрения гражданского дела № 2-508/2023 и акт документарной проверки от 23.11.2021 № 1 ОПФР по Алтайскому краю и справка, уточняющая особый характер работы от 17.01.2022 на что указывает ответчик, у пенсионного органа имелись.

Таким образом, судом первой инстанции был допущен формальный подход к разрешению настоящего спора, вследствие чего на Скорых И.Н. было возложено бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением допущенной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю ошибки при расчете ей пенсии, при том, что со стороны Скорых И.Н. отсутствовали какие-либо виновные действия, приведшие к неправомерному расчету пенсии, учитывая, что все указанные ответчиком документы имелись в пенсионном деле еще на 2022 год, а также 2023 год, когда разрешался спор о возникновении у истца права на досрочное назначение пенсии и решением суда с учетом включенных периодов и суммирования их с учтенными ответчиком в специальный стаж периодов за истцом признано право на назначение пенсии 13.01.2024, в связи с чем действия ответчика по исключению спорных периодов работы решением от 10.05.2023 нельзя признать законным.

С учетом изложенного, оспариваемое решение нельзя признать законным, поскольку оно постановлено с существенными нарушениями норм процессуального и материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Скорых И.Н., что является основанием для отмены судебного постановления и разрешения вопроса о признании действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю по исключению из специального стажа истца периодов работы с 01.12.1993 по 13.03.1994, с 20.03.1994 по 31.08.1995, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», незаконными.

Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Перми от 15.02.2024 отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю по исключению из специального стажа Скорых Ирины Николаевны, дата рождения (паспорт **) периодов работы с 01.12.1993 по 13.03.1994, с 20.03.1994 по 31.08.1995, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», незаконными.

Председательствующий - подпись

Судьи – подписи

33-11379/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Скорых Ирина Николаевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
30.08.2024Передача дела судье
15.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2024Передано в экспедицию
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее