Судья Грищенко Э.Н. адм. дело № 33а–3585/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 26 марта 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Вачковой И.Г., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Нугайбековой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Тахаутдиновой Н.З. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Тахаутдинова Н.З. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Самара о признании постановления незаконным.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 400 кв.м. и расположенного на нем нежилого здания с кадастровым номером № по <адрес>. Вид разрешенного использования земельного участка – под занимаемый индивидуальный жилой дом с приусадебным участком.
Ранее данный земельный участок входил в состав земельного участка площадью 908,36 кв.м.
В последующем земельный участок площадью 908,36 кв.м. был разделен на два земельных участка: с кадастровым номером № площадью 508 кв.м. и кадастровым номером № площадью 400 кв.м.
Постановлением администрации городского округа Самара от 28.03.2016 № 345 утвержден проект межевания территории, которым определены координаты красных линий, пересекающих земельный участок Тахаутдиновой Н.З., в результате чего невозможно изменение вида разрешенного использования земельного участка «под ИЖС» на вид разрешенного использования «под нежилое строение», что, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы.
До приобретения земельного участка с кадастровым номером № на нём отсутствовали красные линии, поэтому препятствий в изменении вида разрешенного использования земельного участка не имелось.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования, Тахаутдинова Н.З. просила суд признать незаконным постановление от 28.03.2016 № 345 администрации городского округа Самара в части установления границ красных линий в границах пересечения с земельным участком с кадастровым номером № и нежилым зданием с кадастровым номером №; признать незаконным установление местоположения границ красных линий с пересечением с земельным участком с кадастровым номером № и нежилым зданием с кадастровым номером № в поворотных точках со следующими координатами:
№ точки |
координаты |
|||
Y |
X |
румб |
расстояние |
|
кл 89 |
13978,90 |
6445,91 |
ЮЗ: 36°57? |
16,47 |
кл 90 |
13969,00 |
6432,75 |
ЮЗ: 49°43,8? |
16,65 |
кл 91 |
13956,30 |
6421,99 |
ЮЗ: 63°47,4? |
20,18 |
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 27 декабря 2018 года административное исковое заявление Тахаутдиновой Н.З. к администрации городского округа Самара о признании незаконным постановления оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Тахаутдинова Н.З. просит отменить решение суда как незаконное, принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца Тахаутдиновой Н.З. – Хайруллин Э.А. и Мавзутов Р.Р. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель административного ответчика – администрации городского округа Самара Государева Е.А. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица – Департамента градостроительства городского округа Самара в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как видно из материалов дела, 09.12.2014 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара принято распоряжение о разрешении подготовки документации по планировке территории линейного объекта «Реконструкция Ракитовского шоссе (от Московского шоссе до улицы Магистральной) в Кировском районе городского округа Самара», которое было опубликовано в Самарской газете.
24.06.2015 Председателем Думы городского округа Самара принято постановление № 1/39-пг о назначении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта «Реконструкция Ракитовского шоссе (от Московского шоссе до улицы Магистральной) в Кировском районе городского округа Самара», которое также опубликовано в Самарской газете.
19.11.2015 Главой городского округа Самара вынесено постановление № 1313 о проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта «Реконструкция Ракитовского шоссе (от Московского шоссе до улицы Магистральной) в Кировском районе городского округа Самара», которое размещено на сайте администрации городского округа Самара.
14.12.2015 состоялись публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта «Реконструкция Ракитовского шоссе от Московского шоссе до улицы Магистральной в Кировском районе городского округа Самара», после чего утверждено заключение, которое 22.12.2015 официально опубликовано в Самарской газете.
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского округа, по которым, согласно абзацу первому части 1.1 статьи 17 этого же федерального закона, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Постановлением администрации городского округа Самара от 28.03.2016 № 345 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для размещения линейного объекта «Реконструкция Ракитовского шоссе от Московского шоссе до ул. Магистральной городского округа Самара» в Кировском районе городского округа Самара.
Оспаривая данное постановление Тахаутдинова Н.З. указала, что в состав документации по планировке территории входят красные линии, проходящие через земельный участок и расположенное на нём нежилое здание, принадлежащие ей на праве собственности, в результате чего нарушены её права как собственника объектов недвижимости, поскольку она не имеет возможности изменить вид разрешенного использования земельного участка.
Между тем, документация по планировке территории разработана в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 21.04.2001 № 61, муниципальной программой городского округа Самара «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2012–2018 годы, утвержденной постановлением администрации городского округа Самара от 24.08.2012 № 1167, Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Приказом Госстроя России от 29.10.2002 № 150, Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30, а также в соответствии с СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Постановление об утверждении документации по планировке территории принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, с соблюдением установленного порядка принятия органом местного самоуправления оспариваемого постановления и в соответствии с его компетенцией, поэтому основания для признания незаконным постановления от 28.03.2016 № 345 администрации городского округа Самара отсутствуют.
Кроме того, наличие красных линий не препятствует использованию земельного участка и расположенного на нем нежилого здания по целевому назначению.
С учётом изложенного и в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суд правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления Тахаутдиновой Н.З.
Также установлено, что оспариваемое постановление администрации городского округа Самара от 28.03.2016 № 345 опубликовано 02.04.2016 на официальном сайте администрации городского округа Самара и было доступно неограниченному кругу лиц не позднее 02.04.2016, в связи с чем административный истец имел возможность своевременно ознакомиться с данным постановлением.
04.10.2018 административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации городского округа Самара от 28.03.2016 № 345 об утверждении документация по планировке территории.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Разрешая заявленные Тахаутдиновой Н.З. требования, суд правомерно указал, что административным истцом пропущен срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ для обращения в суд с указанными выше требованиями, что в соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обстоятельств, объективно затрудняющих своевременное обращение в суд с соответствующим заявлением, административным истцом не представлено.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального и процессуального права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы Тахаутдиновой Н.З. о том, что срок обращения в суд с заявленными требованиями пропущен по уважительной причине, несостоятельны, поскольку допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу статьи 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на заявленные требования, не могут быть приняты во внимание, поскольку положения статьи 208 Гражданского кодекса РФ к спорным правоотношениям не применяются.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Тахаутдиновой Н.З., не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тахаутдиновой Н.З. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи