Дело № 2-1387/2021г.
УИД 33RS0014-01-2021-000866-88
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 августа 2021 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Каревой Т.Н.
при секретаре Новиковой К.А.,
с участием прокурора Пантелеева М.Ю.,
а также представителя третьего лица Котовой Н.Н., представителя ответчика по доверенности Панина А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме
гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ковалевой М. Н. о понуждении к совершению действий, суд
установил:
Муромский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Ковалевой М.Н. и просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером (номер), расположенном по адресу: ...., в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противопожарной безопасности, в ходе которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером (номер) по адресу: ...., площадью (номер), с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, Ковалевой М.Н. организовано несанкционированное складирование и хранение пришедших в негодность деревянных ящиков, деревянных поддонов, досок, обрезных ветвей деревьев. Собственником земельного участка является ответчик Ковалева М.Н., которая в нарушение требований действующего законодательства на протяжении длительного времени не производит его уборку, допуская на нем свалку, в том числе из горючих материалов. Хранение на территории частного домовладения большого количества мусора, в том числе, горючего, негативно сказывается на санитарно-эпидемиологическом состоянии территории населенного пункта и способствует возникновению пожаров, в связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд с настоящим иском (л.д. 5-7).
В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора Пантелеев М.Ю. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснил суду, что ответчик Ковалева М.Н. неоднократно привлекалась к административной ответственности за нарушение Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования, однако, до настоящего времени земельный участок не приведен в соответствие с его разрешенным использованием и назначением, и установленные проверкой обстоятельства свидетельствуют об угрозе пожарно-опасной ситуации.
Ответчик Ковалева М.Н. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о его дате, месте и времени по адресу регистрации по месту жительства, с учётом положений ст. 165.1 ГК РФ; ранее представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 121, 124, 149, 151).
Её представитель по доверенности Панин А.В. (л.д. 94) в судебном заседании пояснил, что ответчик иск не признает, не отрицает факт нахождения на принадлежащем ей земельном участке по указанному в исковом заявлении адресу обрезанных веток деревьев, досок, деревянных поддонов, ящиков, однако, никакого химического мусора, аптечек и противогазов на участке не имеется. Ковалева М.Н. считает инициатором всех проверок в отношении неё соседей, проживающих в доме (номер), которые таким способом оказывают на неё давление с целью понудить к отчуждению им принадлежащего ей земельного участка; складирование деревянных ящиков, поддонов и веток деревьев осуществлялось в связи с необходимостью их дальнейшего использования в качестве дров для отопления, сами по себе они не представляют угрозы для жизни и здоровья граждан и не причиняют вред окружающей среде; тем не менее, в настоящее время земельный участок ответчиком постепенно очищается по мере возможности: деревянные предметы разбираются и систематизируются, мусор, опасный для окружающей среды или граждан, на нем отсутствует. При этом, деревянные предметы складируются на участке ответчика в удалении от строений, границы земельного участка с соседями, что исключает угрозу пожарной опасности. О привлечении её к административной ответственности Ковалева М.Н. не знала, при этом, в (дата) года по жалобе соседей в отношении неё проводилась проверка военной прокуратурой по факту складирования на участке химического мусора, однако, данный факт не подтвердился, и она не привлекалась к административной ответственности, никаких предписаний ей не выдавалось. Полагает, что истцом не представлено доказательств захламления ответчиком земельного участка и создания тем самым угрозы окружающей среде или жителям села Панфилово, а также доказательств нарушения ответчиком каких-либо требований действующего законодательства и прав собственников смежных земельных участков.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района по доверенности Котова Н.Н. (л.д. 33) в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, пояснила суду, что администрацией муниципального образования Ковардицкое Муромского района неоднократно проводились проверки по данному факту, по результатам которых ответчик привлекалась к административной ответственности в виде штрафа за нарушение Правил благоустройства в муниципальном образовании, постановления о привлечении к административной ответственности Ковалевой М.Н. не обжаловались, одно из них исполнено; проверки проводились по жалобам соседей из дома (номер), так как в случае возгорания складированного мусора, может пострадать и их имущество; свалка на земельном участке Ковалевой М.Н. до настоящего времени не разобрана.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на граждан возложены обязанности по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природе и природным богатствам, соблюдению иных требований законодательства.
По смыслу ст. 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, охраной окружающей среды, созданием безопасных и благоприятных условий труда и быта.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе на земли населенных пунктов.
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, производственно-деловым и иным указанным в названной статье зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» личным подсобным хозяйством является форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Как следует из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; а требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Указанным законом предусмотрено, что противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
В силу п.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479, данный нормативный правовой акт устанавливает требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п.п. 65, 67 указанных Правил запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, мусора, травы и иных отходов, оборудования и тары, строительства (размещения) зданий и сооружений, в том числе временных, для разведения костров, приготовления пищи с применением открытого огня (мангалов, жаровен и др.) и сжигания отходов и тары.
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Судом установлено, что Муромской городской прокуратурой совместно с начальником отделения нормативно-технического отдела надзорной деятельности и профилактической работы УНДиПР ГУ МЧС России по Владимирской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере противопожарной безопасности по адресу: .... в ходе которой произведен осмотр земельного участка по данному адресу с кадастровым номером (номер) категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, правообладатель Ковалева М.Н. (л.д. 8-9).
Проверкой установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером (номер) Ковалевой М.Н. организовано несанкционированное складирование мусора, в том числе, деревянных ящиков, деревянных поддонов, досок, обрезных ветвей деревьев, что подтверждаются актом проверки от (дата) года и фототаблицами (л.д. 8, 9, 79-82, 152-167).
Принадлежность указанного земельного участка Ковалевой М.Н. подтверждается выпиской из Единго государственного реестра недвижимости (л.д. 20-23, 128-141).
Как следует из исследованных судом копий материалов надзорного производства Муромской городской прокуратуры, основанием проведения прокурорской проверки явились обращения жителей села .... в различные государственные структуры об использовании Ковалевой М.Н. принадлежащего ей земельного участка не по целевому назначению, что, по их мнению, приводит к загрязнению окружающей среды.
По данным обращениям (дата) г. Управлением Росреестра по Владимирской области проводилась проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Ковалевой М.Н., в ходе которой подтвердились доводы обращений граждан о складировании на земельном участке ответчика в течение длительного времени обрезанных веток деревьев (в том числе сухих), старых досок и деревянных поддонов, что является нарушением требований Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которому земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, должен использоваться с соблюдением, в том числе, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
По результатам проверки Ковалевой М.Н. письмом указано на необходимость принять меры по ликвидации такого складирования и приведению земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а также в ОНД и ПР по округу Муром и Муромскому району УНД и ПР МЧС России по Владимирской области направлена информация о обнаружении складирования на земельном участке Ковалевой М.Н. обрезанных ветвей деревьев, старых досок и деревянных поддонов, которые длительное время не убираются, что представляет (или может представлять) пожароопасную ситуацию, в том числе для соседних земельных участков (л.д. 51-64).
Меры реагирования со стороны Отдела НД и ПР по округу Муром и Муромскому району УНД и ПР МЧС России по Владимирской области в отношении ответчика не принимались.
Но (дата) года и (дата) года административной комиссией администрации Муромского района Владимирской области в отношении ответчика Ковалевой М.Н. вынесены постановления по делу об административном правонарушении, которыми Ковалева М.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного абз. 1 п. 1 ст. 12 Закона Владимирской области «Об административных правонарушениях во Владимирской области» от 14 февраля 2003 г. № 11-ОЗ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере, соответственно, сумма и сумма.
Как следует из указанных постановлений, (дата) г. и (дата) г. специалистами администрации муниципального образования Ковардицкое осмотрена придомовая территория по адресу: ...., и установлено, что гражданка Ковалева М.Н. допустила захламление своего земельного участка химическим мусором: деревянными ящиками с противогазами, аптечками и другими предметами, а также участок зарос многолетней травой, что является нарушением п. п. 3.1.1, 8.4, 22.3, 9.3 Правил по обеспечению чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования Ковардицкое, надлежащему содержанию расположенных на них объектов, утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования Ковардицкое Муромского района Владимирской области от (дата) г. № (номер). По данному факту в отношении Ковалевой М.Н. составлены протоколы об административном правонарушении № (номер) от (дата) г. и № (номер) от (дата) (л.д. 34-41, 72-75).
Постановления о привлечении к административной ответственности Ковалевой М.Н. не обжаловались.
Утверждённым Муромским городским прокурором заключением от (дата) г. по обращению члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ Пронюшкина А.Ю. в интересах Шиафетдиновой Е.С. установлены нарушения действующего санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства при использовании Ковалевой М.Н. принадлежащего ей на праве собственности земельного участка по адресу: .... (л.д. 66, 67).
Из показаний допрошенного судом свидетеля (данные изъяты) заведующей отделом № (номер) с. Панфилово МКУ АХЦ муниципального образования Ковардицкое Муромского района, следует, что Ковалеву М.Н. она лично не знает, но в администрацию постоянно поступают жалобы жителей села на то, что на принадлежащем Ковалевой М.Н. земельном участке в .... последние (дата) года складируются отходы, и жители соседних домов опасаются угрозы возникновения пожара, а на соседний земельный участок, кроме того, после дождей стекает грязь, которая образуется от разложения складируемого. До настоящего времени ситуация на участке Ковалевой М.Н. не изменилась, складирование отходов не ликвидировано, о чём она (свидетель) накануне судебного заседания делала фотоснимки. По поводу ликвидации свалки она разговаривала с супругом Ковалевой М.Н., однако, он отказался ликвидировать захламление.
Судом исследовались фотографии земельного участка ответчика, которые были сделаны накануне судебного заседания и представлены суду представителем администрации муниципального образования Ковардицкое Муромского района, а также фотографии земельного участка ответчика, представленные суду её представителем, и на данных фотографиях действительно усматривается, что земельный участок и в настоящее время является заросшими и захламленным мусором в виде обрезанных ветвей деревьев, в том числе сухих, старых ящиков и досок от них и других отходов. При этом складирование таких отходов имеет место в непосредственной близости с границей соседнего земельного участка и между жилыми домами.
Совокупность исследованных судом доказательств с очевидностью свидетельствует о том, что земельный участок используется Ковалевой М.Н. не в соответствии с его разрешенным использованием (для ведения личного подсобного хозяйства), и с нарушением требований Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», так как производство сельскохозяйственной продукции и её переработка для личных целей на нём не осуществляется, а также с нарушением Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479, и законодательства в сфере охраны окружающей среды.
И поскольку нарушения вышеприведённого законодательства ответчиком до настоящего времени не устранены, что ущемляет право граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения пожароопасной ситуации, суд находит исковые требования Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованными.
Доводы представителя ответчика о праве Ковалевой М.Н. использовать принадлежащий ей земельный участок по своему усмотрению и о необходимости дальнейшего использования складируемых деревянных ящиков и поддонов в качестве дров не опровергает вывод суда о нарушении ею вышеприведённых норм действующего законодательства и созданию угрозы нарушения прав других лиц - жителей села, поскольку, в силу п.п. 2, 3 ст. 1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
К тому же в возражениях на иск сторона ответчика не отрицает необходимости устранения допущенных нарушений и в настоящее время ответчиком принимаются меры по приведению земельного участка в порядок.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета округа Муром подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в размере сумма.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Ковалеву М. Н. в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельном участке с кадастровым номером (номер), расположенном по адресу: ....
Взыскать с Ковалевой М. Н. государственную пошлину в бюджет округа Муром в размере сумма.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 26 августа 2021 года.
Председательствующий Т.Н.Карева