Дело № 12-139/2024
Р Е Ш Е Н И Е
29 августа 2024 года город Кызыл
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Монгуш Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя на постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Республике Тыва Тас-оол С.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мэрии г. Кызыла, ОГРН 1021700517123,
УСТАНОВИЛ:
Кудерек Ч.Д., действующая по доверенности, в интересах Мэрии г. Кызыла обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление о назначении Мэрии г. Кызыла административного наказания по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, указав на его незаконность и необоснованность, поскольку на требование пристава исполнителя об исполнении исполнительного производства был предоставлен ответ о невозможности исполнения решения по независящим от Мэрии обстоятельствам, со стороны должника принимаются все зависящие меры оп исполнению решения суда. Так как взыскатель находился в местах лишения свободы, позже в зоне СВО, договор с ним не мог быть заключен. Указанный договор предоставления жилого помещения специализированного найма жилого помещения будет заключаться уполномоченным на сегодняшний день органом – Министерством образования Республики Тыва, когда взыскатель освободится из мест лишения свободы. Данные сведения направлялись приставу в рамках исполнительного производства. Таким образом, в действиях Мэрии отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и в силу ч.4 ст.24.5 КоАП РФ административное дело подлежит прекращению. Просит отменить постановление, производство по делу прекратить.
Представитель Мэрии г. Кызыла Трояков А.С. просил жалобу удовлетворить по указанным основаниям.
Должностное лицо СОСП по Республике Тыва ГМУ ФССП России на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
На основании статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Срок обжалования заявителем не пропущен.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении и оригинала исполнительного производства следует, что ДД.ММ.ГГГГ МОСП г. Кызыла по РОВИП УФССП по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство № в отношении Мэрии г. Кызыла с предметом исполнения о возложении обязанности предоставить Х. на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующего санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 квадратных метров.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, копия которого им получено ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Мэрии г. Кызыла назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ с требованием, которое им получено ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на требование, мэрией города Кызыла сообщено, что ***
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем выявлен факт правонарушения, выразившееся в неисполнении требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Мэрии г. Кызыла, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Постановлением должностного лица СОСП по Республике Тыва ГМУ ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ Мэрия г. Кызыла признано виновным по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей, в обосновании указано, что не имеется доказательств полного или частичного исполнения требования исполнительного документа, а также оценивая имеющиеся доказательства вина должника установлена и доказана.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Часть 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ дело рассмотрено в отсутствие представителя юридического лица – мэрии города Кызыла, должностное лицо административного органа в постановлении указал, что на рассмотрение дела в СОСП по Республике Тыва явился представитель мэрии, при этом фамилия участвовавшего по делу представителя не указана, доверенность в материалах дела и исполнительного производства отсутствует.
Изучение материалов дела показало, что уведомлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, мэрия города Кызыла извещено о явке на ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 00 мин в административное здание по адресу: <адрес>, для рассмотрения протокола об административном правонарушении № по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, которое должником получено ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в вышеуказанном уведомлении о рассмотрении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не указан кабинет, где будет рассматриваться данное административное дело, что свидетельствует о том, что доказательств, подтверждающих о том, что мэрия надлежащим образом было извещено о месте рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ, в материалах дела об административном правонарушении не имеется.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание должностным лицом при рассмотрении дела.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В своей жалобе заявитель утверждает, что должником решение суда исполнено быть не может, поскольку договор заключается уполномоченным органом Министерством образования Республики Тыва, кроме того, взыскатель находится в местах лишения свободы, имеются сведения об убытии на зону СВО, просит установить указанные сведения.
Несмотря на формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо обязано установить не только формальные обстоятельства конкретного правонарушения, но и установить в том числе противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Обязанность доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица, соблюдения процедуры составления процессуальных документов, иных требований КоАП РФ при оформлении дела об административном правонарушении, лежит на органе, должностном лице органа, привлекаемого конкретное лицо к административной ответственности.
Таким образом, постановление должностного лица административного органа не отвечает требованиям о полноте, объективности и всесторонности установления всех обстоятельств дела.
Поскольку должностным лицом при рассмотрении дела не были соблюдены требования статей 24.1, 25.15, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является существенным нарушением, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, принятое решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать все имеющиеся доказательства в их совокупности, известить надлежащим образом привлекаемое лицо и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных обстоятельств.
С учетом изложенного, учитывая, что срок давности привлечения лица к административной ответственности составляет один год, и он в настоящее время не истек, постановление должностного лица подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Республике Тыва Тас-оол С.Н. № 688/23/17002-АП от 17 ноября 2023 года о назначении административного наказания по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ в отношении Мэрии г. Кызыла отменить, дело направить на новое рассмотрение в СОСП по Республике Тыва.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Монгуш Р.С.