УИД 59RS0004-01-2021-008467-57
Дело № 12-305/2022
Р Е Ш Е Н И Е
28 февраля 2022 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Евдокимова Т.А.,
с участием защитников Богдановой Ю.Б., Онуфриевой Т.Н., действующих на основании доверенностей,
старшего помощника Пермского транспортного прокурора Зинакаевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Пермской таможни Макарова Д.Н. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда № 59/4-446-21-ППР/12-7305-И/52-252/1 от 14.10.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя государственной инспекции труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Пермском крае Именных О.В. от 14.10.2021 года № 59/4-446-21-ППР/12-7305-И/52-252/1 Пермская таможня признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившегося в том, что в нарушение требований закона Пермская таможня производила начисление отпускных государственным гражданским служащим без учета материального стимулирования, т.е. в установленный законом срок отпускные в полном объеме не выплачивались, при этом в нарушение ст. 236 ТК РФ денежная компенсация за нарушение сроков выплаты отпускных в полном объеме не начислялась и не выплачивалась; в установленные законном сроки отпускные, денежная компенсация при увольнении в связи с сокращением штатной численности работникам выплачены не в полном объеме, денежная компенсация за нарушение сроков выплат не начислялась и не выплачивалась; в нарушение ст. 60.2 ТК РФ работникам не производила оплату за совмещение; нарушала сроки оплаты отпусков гражданским служащим, денежная компенсация за нарушение сроков выплат не начислялась и не выплачивалась; заработную плату за декабрь 2020 года начислена и выплачена не в полном объеме, без учета районного коэффициента на единовременные поощрения.
Пермской таможне назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель – начальник Пермской таможни Макаров Д.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения в части вменяемых Пермской таможне нарушений требований ст.ст. 5, 14, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 считает незаконным, КоАП РФ не предусматривает возможности частичного прекращения производства по делу об административном правонарушении и наложения взыскания только по части вменяемых фактов правонарушений. Считает, что производство по административному делу № 59/4-446-21-ППР/12-6852-252/1 подлежало прекращению полностью, поскольку по части вменяемых правонарушений истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, а по некоторым правонарушениям у Государственной инспекции труда в Пермском крае отсутствует компетенция привлекать к административной ответственности. Рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствии потерпевших лиц является самостоятельным основанием для отмены постановления № 59/4-446-21-ППР/12-7305-И/52-252/1 от 14.10.2021 года. Кроме того вменяемые факты нарушений неверно квалифицированы Государственной инспекцией труда по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. В обжалуемом постановлении отсутствуют ссылки на законодательные акт, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах и выплаты денежного довольствия сотрудникам. При исчислении 10 календарных дней для выплаты денежного довольствия сотрудникам таможни не были нарушены установленные требования, у таможни нет оснований для начисления и выплаты денежной компенсации согласно ст. 236 ТК РФ при оплате отпуска с нарушением сроков. В трудовых договорах, заключаемых с работниками Пермской таможни, конкретизирован размер только одной премиальной выплаты - премии за выполнение показателей оценки эффективности труда - 25 % должностного оклада. Районный коэффициент в таможне применяется к премии за выполнение показателей оценки эффективности труда. Премия за выполнение показателей оценки эффективности труда носит систематический характер, входит в состав фактического месячного заработка, ее размер конкретизирован трудовым договором, заключаемым с работниками таможни. В соответствии с требованиями п. 7 Приложения № 2 к Приказу № 2529, п.6 Приложения № 1 к Приказу № 250, начальник таможни может направлять экономию средств фонда оплаты труда работников на выплаты стимулирующего характера. Премии, выплаченные в декабре 2020 года работникам в соответствии с приказами Пермской таможни от 07.12.2020 № 168-П «О поощрении», от 22.12.2020 № 191-П «О поощрении» носят единовременный (разовый) характер, выплачены при завершении финансового 2020 года при наличии и исходя из размера экономии фонда оплаты труда работников таможни. Разовая премия, выплаченная из экономии фонда оплаты труда при завершении финансового года, не является гарантируемой выплатой обязательного характера, является правом работодателя, ее размер зависит от финансового состояния таможни. Поскольку разовая премия не имеет гарантируемого работникам размера, выплата такой премии без начисления районного коэффициента не наносит материального ущерба работнику. Поскольку материального ущерба работникам при начислении и выплате разовой премии за счет экономии труда не нанесено, отсутствуют обстоятельства, подтверждающие, что таможня посягнула на права работников и нарушила их интересы, факт нарушения требований ст. 148 ТК РФ отсутствует.
Защитники Пермской таможни Богданова Ю.Б., Онуфриева Т.Н., действующие на основании доверенностей в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержали.
Старший помощник Пермского транспортного прокурора Зинакаева Е.А. в судебном заседании просила постановление оставить без изменения.
Административный орган своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Потерпевшие ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст.5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей являются целями трудового законодательства (ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)).
Согласно ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50, 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В п. 6 указанных правил установлено, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 51).
Согласно ч. 3 ст. 51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения:
1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно;
2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно;
3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
На основании ч. 6 ст. 51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориального органа (органа) федерального государственного органа, аппарата федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, представительства Российской Федерации и представительства федерального органа исполнительной власти за рубежом, дипломатического представительства и консульского учреждения Российской Федерации, территориального органа - представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
а) должностных окладов;
б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год):
На основании п. 9. Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;
б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;
г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Пермской таможни к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, послужили нарушения трудового законодательства в части нарушения требований ст. 236 ТК РФ при несвоевременной оплате отпусков, допущенных 25.11.2020 года, а также начисления выплат без учета районного коэффициента в нарушении требований ст. 148 ТК РФ за декабрь 2020 года.
Согласно ч. 1 ст. 24.1. КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 25.2 КоАП РФ, потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.04.2021 года указано на нарушение прав работников ФИО22, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО23, ФИО24, ФИО25 в части требований, предусмотренных ст. 236 ТК РФ, а также ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, в части требований, предусмотренных ст. 148 ТК РФ, следовательно указанные лица являются потерпевшими по настоящему делу.
Однако в нарушение вышеуказанных требований КоАП РФ должностное лицо не приняло мер к извещению указаных лиц, не обеспечило их право участвовать при рассмотрении дела и давать показания по обстоятелдьствам дела.
Указанные существенные нарушения требований КоАП РФ не позволили должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление государственного инспектора труда нельзя признать законным и основанным.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, составляет один год со дня его совершения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Пермской таможни дела об административном правонарушении, имели место в период ноябрь-декабрь 2020 года, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности истек в декабре 2021 года.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 данного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности, то есть истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, постановление Государственной инспекции труда в Пермском крае от 14.10.2021 года в отношении Пермской таможни по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по настоящему делу в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Кроме того юридическому лицу вменяются действия (бездействия), направленные на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде, регулирующих выплату заработной платы, что в свою очередь образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, которая в сою очередь является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, что также не было учтено должностным лицом при квалификации административного правонарушения, совершенного юридическим лицом.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться, не может, так как это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности. В связи с чем, иные доводы жалобы с учетом оснований отмены определения оценке не подлежат.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу начальника Пермской таможни Макарова Д.Н. - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда № 59/4-446-21-ППР/12-7305-И/52-252/1 от 14.10.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Пермской таможни - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Подлинник решения находится в материалах дела № 12-305/2022
Ленинского районного суда г. Перми.