Дело № 21-190/2020
Р Е Ш Е Н И Е
25 февраля 2020 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Болгариной Ирины Николаевны в интересах Алиева Мусы Решатовича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2019 года № 12-473/2019 и постановление должностного лица от 13 декабря 2018 года,
у с т а н о в и л :
постановлением инспектора по исполнению административного законодательства ОГИБДД УМВД России по г. Ялта Стороженко Е.А. от 13 декабря 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Смыкова А.В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Данное постановление должностного лица обжаловано представителем Алиевой З.Р. – Генераловой Ю.В. в судебном порядке.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2019 года № 12-473/2019 постановление должностного лица от 13 декабря 2018 года оставлено без изменения, жалоба представителя Алиевой З.Р. – Генераловой Ю.В. без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением суда, представитель Алиева М.Р. - Болгарина И.Н. подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 23 декабря 2019 года и постановление должностного лица от 13 декабря 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Жалоба мотивирована тем, что не имелось достаточных доказательств, для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Смыкова А.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения Алиевой З.Р., Алиева М.Р., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 2 статьи 12.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, 24 августа 2018 года в г. Ялта на <данные изъяты> автомобильной дороги «от границы с <данные изъяты> произошло дорожно-транспортное происшествие (столкновение) с участием автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> под управлением Куртбединова Э.Э. и автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> под управлением водителя Смыкова А.В., который в нарушение п.п. 8.1, 13.9 ПДД РФ при выезде со второстепенной дороги не уступил дорогу транспортному средству движущемуся по главной и пользующегося преимуществом в движении независимо от направления его движения.
Постановлением инспектора по исполнению административного законодательства ОГИБДД УМВД России по г. Ялта Стороженко Е.А. от 13 декабря 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении Смыкова А.В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2019 года № 12-473/2019 постановление должностного лица от 13 декабря 2018 года оставлено без изменения, жалоба представителя Алиевой З.Р. – Генераловой Ю.В. без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением суда, представитель Алиева М.Р. - Болгарина И.Н. обжаловала его в Верховный Суд Республики Крым.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о наличии признаков состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, и обсуждать вопросы о не принятии им надлежащих мер в области дорожного движения, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Согласно положений п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в постановлении о прекращении производства по делу с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что возможность проверки и оценки доводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения за пределами срока давности привлечения к административной ответственности по делу, производство по которому прекращено, возможно только по заявлению лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению дела об административном правонарушении, имели место 24.08.2018 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 24.08.2019 года.
Поскольку срок давности привлечения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, к административной ответственности в настоящее время истек, возможность правовой оценки действий Смыкова А.В. на предмет наличия события или состава вменяемого правонарушения утрачена.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, недопустимо.
При таких обстоятельствах, и с учетом невозможности в силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу прекращено, оснований для пересмотра решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2019 года № 12-473/2019 и постановления должностного лица от 13 декабря 2018 года не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу ФИО3 в интересах ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2019 года № 12-473/2019 и постановление должностного лица от 13 декабря 2018 года – оставить без удовлетворения.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2019 года № 12-473/2019 и постановление должностного лица от 13 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении ФИО2 - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>