Дело № 2-483/2015
Решение в окончательной
форме изготовлено
24 июля 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2015 года г. Кировград
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Корюковой Е.С.,
при секретаре Коршуновой А.В.,
с участием: помощника прокурора г. Кировграда Степановой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кировграда в интересах Гнусина В.С. к Министерству строительства, развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Кировграда в интересах Гнусина В.С. обратился в Кировградский городской суд Свердловской области с иском к Министерству строительства, развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование иска следующее: Прокуратурой г. Кировграда проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам проверки установлено, что Гнусин В.С., **** года рождения, относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Гнусина В.С. – Г.С.И. решением Кировградского городского суда Свердловской области от **** года лишена родительских прав, отец Г.С.В. умер **** года. В соответствии с приказом Управления социальной политики по г. Кировграду № *** от **** года, Гнусин В.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Гнусин В.С. является единоличным собственником жилого помещения расположенного по адресу: Свердловская область, ****. Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения непригодным для проживания № **** от **** года данный дом признан непригодным для проживания. В связи с чем, на основании приказа Управления социальной политики по городу Кировграду № **** от **** года, установлен факт невозможности проживания Гнусина В.С. в вышеуказанном жилом помещении. Просит обязать ГКУ «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение для Гнусина В.С.; обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области; обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры Свердловской области распределить жилое помещение Гнусину В.С.; обязать ГКУ «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его для подписания в ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду; обязать ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду обеспечить подписание договора Гнусиным В.С..
В судебном заседании помощник прокурора г. Кировграда Степанова К.М. исковое требование поддержала.
Истец Гнусин В.С. исковые требования прокурора г. Кировграда так же поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГКУ «Фонд жилищного строительства» Константинова Д.П., действующая на основании доверенности № **** от **** года, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В направленном в суд отзыве указала, что согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство РФ ФЗ от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключен подп.2 ч.2 с.57 ЖК РФ о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди на основании договора социального найма жилого помещения и не установлен срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Считают, что нарушений прав Истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных Истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у Истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
Представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Лазарева С.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика. В направленном в суд отзыве указала, что главным распорядителем средств областного бюджета, за счет которых осуществляется обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в соответствии с бюджетной росписью которого ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств, заключает соответствующие государственные контракты и договоры найма специализированных жилых помещений. К компетенции Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, согласно установленному порядку, относятся функции по учету жилых помещений для детей-сирот. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не участвует в приобретении (строительстве) жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области детям-сиротам, а также в предоставлении таких жилых помещений лицам, относящимся к указанной категории, и заключении с ними договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, находящегося в оперативном управлении ГКУ СО «Фонд жилищного строительства». Просила в удовлетворении исковых требований к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области отказать.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил, о причинах неявки суду не сообщал, в связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду Комарова Ю.В., действующая на основании доверенности № * от **** года, в судебном заседании возражала против исковых требований, указав, что Управление социальной политики может обеспечить подписание договора только после приобретения и предоставления жилья Гнусину В.С.
Заслушав помощника прокурора г. Кировграда, истца Гнусина В.С., представителя ответчика ТОИОГВ СО УСП МСП СО по городу Кировграду Комарову Ю.В., исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства в совокупности между собой, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Гнусин В.С., **** года рождения, относится к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный социальный статус Гнусина В.С. подтверждается материалами дела и никем не оспаривается. Мать истца - Г.С.И. решением Кировградского городского суда Свердловской области от **** года лишена родительских прав, отец Г.С.В. умер **** года.
В соответствии с приказом Управления социальной политики по г. Кировграду № 285 от 03 июня 2015 года, Гнусин В.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Меры социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, определены ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанный закон вступил в силу с 01 января 2013 года.
Согласно п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателяжилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемыхжилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 4 ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакциинастоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего ФЗ.
Из материалов дела следует, что Гнусин В.С. достиг совершеннолетия. Из искового заявления следует, что Гнусин В.С. является единоличным собственником жилого помещения расположенного по адресу: Свердловская область, ****. Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения непригодным для проживания № **** от **** года данный дом признан непригодным для проживания. В связи с чем на основании приказа Управления социальной политики по городу Кировграду № *** от **** года установлен факт невозможности проживания Гнусина В.С. в вышеуказанном жилом помещении.
При указанных обстоятельствах, Гнусин В.С. имеет право на обеспечение жилым помещением, что никем не оспаривается. Указанное право не реализовано до **** года, соответственно Гнусину В.С. должно быть представлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ.
Во исполнение положений ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Гнусин В.С. жилым помещением не обеспечен.
В целях реализации ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ Правительством Свердловской области 16 апреля 2013 года принято Постановление № 491-ПП « Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанному Постановлению, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области: по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; посодержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 №527 утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (прилагается).
В соответствии с п.4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является Фонд.
В силу п.5 Порядка, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения жильем детей-сирот, преимущественно направляются на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений, свободных от обязательств, в жилых домах, введенных в эксплуатацию в текущем или предшествующем финансовому году, и участие в завершении строительства жилых домов на территориях муниципальных образований в Свердловской области с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
Фонд в соответствии с ФЗ от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Таким образом, Фонду надлежит приобрести жилое помещение.
В соответствии с вышеуказанным Порядком жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда. Следовательно, приобретенное жилое помещение должно быть зачислено в государственный специализированный жилищный фонд Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Исходя из п.7 Порядка распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Согласно п.9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Тем самым Фонд обеспечивает подготовку договора найма и направляет его в управление социальной политики для заключения с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей которым распределены жилые помещения.
Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
Таким образом, управление социальной политики обеспечивает подписание договора найма специализированного жилого помещения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возвращение его в Фонд.
Доводы Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о том, что Правительство Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам наделены Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и ГКУ СО « Фонд жилищного строительства» не основаны на законе, поскольку к Министерству по управлению государственным имуществом СО предъявлены только требования о зачислении приобретенного жилого помещения в специальный жилищный фонд Свердловской области, что прямо предусмотрено законом.
Доводы Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о том, что права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением не предусмотрены действующим законодательством и срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено не установлен, не состоятельны, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилых помещений указанной категории лиц в порядке какой-либо очередности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Кировграда в интересах Гнусина В.С. к Министерству строительства, развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» приобрести жилое помещение, не менее нормы предоставления жилого помещения, для Гнусина В.С..
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное жилое помещение для Гнусина В.С. в специализированный жилищный фонд Свердловской области.
Обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры Свердловской области распределить жилое помещение Гнусину В.С..
Обязать Государственное казенное учреждение «Фонд жилищного строительства» подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить его для подписания в Управление социальной политики по г. Кировграду.
Обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Кировграду обеспечить подписание договора найма Гнусиным В. С..
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Кировградский городской суд Свердловской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.С. Корюкова