32RS0№-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2022 год. г.Брянск
Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Осиповой Е.Л.
при секретаре Солоповой А.Н.,
с участием представителя истца Белоусовой Е.В. – Яшиной Н.В., представителя ответчика ГУ ОПФР по Брянской области Лобещенковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоусовой Елены Владимировны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о зачете периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Белоусова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области (далее - ГУ ОПФР по Брянской области), ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление ответчику о назначении досрочной пенсии по старости, в виду того, что стаж ее работы в медицинских учреждениях составил 30 лет. Однако ответчик не засчитал в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, период курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в АПО №. Ссылаясь на Постановление Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991, согласно которому в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии включается любая лечебная деятельность, независимо от ведомственной подчиненности, просит включить спорный период в ее специальный стаж. Полагает также подлежащим включению в льготный стаж и период прохождения ею курсов повышения квалификации, поскольку в указанный период за нею сохранялось постоянное место работы и средний заработок. При включении спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, 30-ти летный стаж будет выработан ею ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая эти доводы, просит удовлетворить иск и обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера амбулаторно-поликлинического объединения №, установив, что выработанный медицинский стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составит 30 лет.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по доводам иска, просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика исковые требования не признала, ссылаясь на то, что период работы в должности фельдшера не был включен в специальный стаж, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991. На этом основании просила отказать в иске.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, при этом каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и иных случаев, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400 – ФЗ от 28.12.2013 (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п.п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Согласно п. "н" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- за период до 01 января 1992 г. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения;
- за период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. – Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 с применением положений Постановления № 464;
- за период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»;
- за период с 01 января 2002 г. - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец 20.01.2022 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по основаниям, предусмотренным п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР от 27.01.2022 истцу было отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья, который был определен ответчиком в размере 24 года 17 дней. Не был засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера амбулаторно-поликлинического объединения №.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях, организациях или их структурных подразделениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости отдельных работников, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (ст. 19 ч. 1 Конституции РФ). Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства РФ.
Судом установлено и следует из трудовой книжки истца, что истец ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность фельдшера в АПО №.
Согласно Списку профессий и должностей от 6 сентября 1991 года N 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Учитывая, что наименование учреждения не имеет правового значения, поскольку истица относилась к среднему медицинскому персоналу и осуществляла деятельность в медицинском учреждении, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в АПО № подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат зачислению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по следующим основаниям.
В рекомендации МОТ от 24 июня 1974 г. №148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных актов, повышение квалификации, специализация является обязательным условием выполнения работы и дальнейшей медицинской деятельности, что в частности предусмотрено Приказом министерства здравоохранения РФ №186 от 05.06.1998 г. "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическом образованием".
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости
За указанные периоды за истцом сохранялось постоянное место работы, производилась оплата из расчета среднего заработка, а соответственно производились отчисления в Пенсионный фонд. Кроме того, как прохождение специализации, курсы повышения квалификации и курсы усовершенствования являются обязательным условием выполнения истицей работ по специальности. Факт нахождения на курсах подтверждается приказами и сертификатами, свидетельствами об окончании курсов.
Согласно ч.1.1. ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Принимая во внимание, что срок с которого наступает назначение истице пенсии не наступил, однако согласно расчету страхового стажа, при включении спорных периодов в стаж, дающий Белоусовой Е.В. право на досрочное назначение пенсии, следует, что 30-ти летний стаж медицинской деятельности выработан истцом 08.04.2021.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Белоусовой Елены Владимировны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о зачете периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, удовлетворить.
Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение Белоусовой Елены Владимировны страховой пенсии по старости следующий период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, периоды курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера амбулаторно-поликлинического объединения №.
Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области установить, что выработанный медицинский стаж Белоусовой Елены Владимировны в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» по состоянию на 08.04.2021 составляет 30 лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в Брянский областной суд, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бежицкого районного суда Е.Л.Осипова
г.Брянска
Мотивированное решение изготовлено 21.07.2022.
Судья Бежицкого районного суда Е.Л.Осипова
<адрес>