УИД 19RS0001-02-2022-008359-51
Дело № 2-166/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2023 года г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Берш А.Н.,
при секретаре судебного заседания Кунц Д.А.,
с участием представителя истцов ФИО27, действующей на основании доверенностей,
представителей ответчика ФИО30, ФИО28, действующих на основании доверенностей,
представителя третьего лица – Администрации Аскизского сельского Совета ФИО32, действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО10, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО5, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО3, ФИО23 к Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» о признании начислений за обращение с твердыми коммунальными отходами неправомерными и их аннулировании,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО7, ФИО8, ФИО40, ФИО41, ФИО6, ФИО10, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО5, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО42, ФИО23 обратились в Абаканский городской суд Республики Хакасия с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОСИТИ-2000» о признании начислений за обращение с твердыми коммунальными отходами неправомерными и их аннулировании.
Требования мотивированы тем, что согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №". На основании п. 6 данного Постановления региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного или жилого дома, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора. В нарушение данной нормы закона проекты договоров истцам направлены не были, однако ответчик опубликовал данный проект договора в газете «Аскизский труженик» в ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> Республики Хакасия входит в территориальную зону №, согласно Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение п. 4.1 Соглашения, ответчик на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ не исполнял обязательства по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта, в результате чего мусор оказался разбросан на территории поселения, что подтверждается актами специалистов Аскизского сельсовета, а также письмами, направленными в адрес ответчика от Администрации Аскизского сельсовета с просьбой принять меры по недопущению захламления земельных участков. В ДД.ММ.ГГГГ ООО «АЭРОСИТИ-2000» установил 12 бункеров в <адрес>, которых оказалось недостаточно, информация о размещении взята из газеты «Аскизский труженик». В нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра» схема размещения бункеров не была согласована с органами местного самоуправления <адрес>, в местах установки бункеров не были подготовлены площадки, бункеры поставлены на землю. В результате устных и письменных жалоб бункеры по сбору мусора в количестве 12 штук были убраны с территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. Также в нарушение п. 2.3 предложенного ответчиком проекта договора, способ складирования ТКО: в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, место расположения которых указано в Приложении к договору; непосредственно в мусоровоз при прибытии на место сбора согласно Приложению к договору. С ДД.ММ.ГГГГ вывоз ТКО осуществляется мешковым способом: путем сбора с утвержденных точек мешкового сбора в определенное время в соответствии с графиком, сбор не осуществляется непосредственно с прилегающих к жилым домам территорий. Фактически истцы не пользовались услугами по сбору ТКО компанией ООО «АЭРОСИТИ-2000», так как график сбора и вывоза ТКО составлен с нарушением Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН № «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований». Кроме того, в сообщении о графике вывоза и сбора ТКО в ДД.ММ.ГГГГ не указаны все улицы населённого пункта.
Указывают на то, что в настоящее время у каждого жилого дома истца есть контейнеры для складирования мусора, в связи с чем жители села самостоятельно вывозят мусор на полигон ТБО в <адрес>, а кроме того, способ мешкования ответчика не является оптимальным и удобным в силу того, что за время складирования ТКО имеется возможность порчи целостности мешков домашним скотом и бродячими животными. Работники ООО «АЭРОСИТИ-2000» не загружают мусор, складированный в мешках, в бункер машины, если нет жителя, который грузит мусор в машину, при этом некоторые истцы в силу возраста данные действия совершать не могут, ожидание приезда машины не является удобным способом утилизации ТКО.
Жители <адрес> неоднократно обращались в органы местного самоуправления (Аскизский сельсовет, <адрес>, прокуратуру <адрес> по качеству предоставления ответчиком услуг по вывозу и сбору мусора, ДД.ММ.ГГГГ истцами в адрес ответчика направлена претензия об исключении суммы задолженности начислений за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с марта ДД.ММ.ГГГГ, перерасчет не произведен.
На основании изложенного, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Закон «О защите прав потребителей», Соглашение № «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия» от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», с учетом уточнений, истцы просили признать начисления за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленные ответчиком и аннулировать их для истцов за период с ДД.ММ.ГГГГ
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены: <адрес> Республики Хакасия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Общество с ограниченной ответственностью «ХакасГрадСтрой».
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен Индивидуальный предприниматель ФИО4.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены: Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Общество с ограниченной ответственностью «Эхохакасвторсырье», Аскизский сельсовет <адрес> Республики Хакасия.
В судебное заседание истцы не явились, надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени проведения судебного заседания.
Представитель истцов ФИО8 ФИО3, ФИО11 – ФИО27, действующая на основании доверенности, а также представляющая интересы ФИО40, ФИО2 ФИО6, ФИО10, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО17, ФИО18, ФИО5, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО23 на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, ранее уточненные исковые требования истцов поддержала, обосновав доводами иска. В судебном заседании ссылалась на ненадлежащее исполнение своих обязанностей, выразившееся в несвоевременном и некачественном вывозе отходов ответчиком в указанным период, в последующем указала, что обязанности ООО «Аэросити-2000» не исполнялись, поскольку вывоз осуществлял ИП ФИО4.
Представитель ответчика ООО «АЭРОСИТИ-2000» ФИО29, действующий на основании доверенности, в зал судебного заседания не явился, извещен надлежащим образом.
Представители ответчика ООО «АЭРОСИТИ -2000» ФИО30, ФИО28, действующие на основании доверенностей, заявленные исковые требования не признали, предоставив суду письменные возражения, указав, что:
- между ответчиком и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия по итогам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО заключены долгосрочные соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ у потребителей (истцов) возникла обязанность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО, поскольку действующее законодательство не содержит положений, освобождающих граждан от оплаты услуги по обращению с ТКО в связи с наличием у них договора оказания услуги с иным лицом, осуществляющим вывоз ТКО;
- деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
- размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ;
- единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО по территориальным зонам Республики Хакасия на ДД.ММ.ГГГГ для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по территориальным зонам Республики Хакасия на ДД.ММ.ГГГГ для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО установлены приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия №-к от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями, внесенными приказом Госкомтарифэнерго Хакасии №-к от ДД.ММ.ГГГГ); на ДД.ММ.ГГГГ – приказом Госкомтарифэнерго №-к от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ – приказом Госкомтарифэнерго №-к от ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ – приказом Госкомтарифэнерго №-к от ДД.ММ.ГГГГ;
- в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории Республики Хакасия, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-пр, в населенных пунктах Республики Хакасия организованы места накопления твердых коммунальных отходов, данные о которых размещены на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, а вопросы организации и расположения мест накопления ТКО (контейнерных площадок) находятся в ведении местной (районной) Администрации;
- отсутствие возле жилого помещения истцов мест накопления ТКО не лишает их возможности складировать ТКО на любую из площадок, предусмотренных территориальной схемой, а также обратиться в местную Администрацию для разрешения данного вопроса;
- ООО «АЭРОСИТИ-2000» производит регулярный сбор и вывоз ТКО с официально установленных и зарегистрированных контейнерных площадок.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия ФИО31, действующая на основании доверенности, в зал судебного заседания не явилась, надлежащим образом уведомлена о дате, месте и времени проведения судебного заседания. Ранее представила в суд письменное возражение, в котором полагала исковые требования необоснованными, в удовлетворении которых просила отказать. Указала, что:
- ссылка истцов на п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ ( об обязанности регионального оператора по ТКО разослать каждому потребителю договор) и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 – утратили силу; обязательства по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО распространяются как на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и на физических лиц; договор является публичным;
- региональным оператором по ТКО в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является ООО «АЭРОСИТИ-2000», статус которому присвоен сроком на 10 лет;
- размер платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО для населения Республики Хакасия определен в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ; рассчитывается исходя из утвержденных нормативов накопления ТКО, числа постоянно и временно проживающих и установленного тарифа на обращение с ТКО;
- сбор, транспортирование обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ; в <адрес> регулируется Постановлением Правительства Республики Хакасия № «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия»;
- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, в том числе установка контейнеров и бункеров, и определение схемы их размещения, в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов;
- доводы истцов о самостоятельном транспортировании ТКО до полигона их накопления являются несостоятельными, так как транспортирование ТКО является лицензируемым видом деятельности. Соответствующей лицензии и документального подтверждения передачи ТКО на полигон ТКО у истцов не имеется; кроме того, самостоятельно транспортировать ТКО истцы не имеют права;
- в случае нарушений ООО «АЭРОСИТИ-2000» обязанностей предоставления, приостановки и ограничения коммунальных услуг по обращению с ТКО, истцы наделены правом обратиться в Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, что будет являться основанием для проведения проверки в отношении ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации Аскизского сельсовета <адрес> Республики Хакасия ФИО32 (глава Аскизского сельсовета), действующая на основании Устава, пояснила, что жителям частного сектора неудобен установленный порядок обращения с отходами, поскольку ранее около частных домов установлены личные контейнеры, объем мусора позволяет вывозить его по заявкам 2-3 раза в год, тогда как с ДД.ММ.ГГГГ года установлен порядок ежемесячной оплаты по вывозу ТКО. Также указала, что решением Аскизского районного суда РХ от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора <адрес> к администрации Вершино-Тейского поссовета <адрес> Республики Хакасия об обязании организовать создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, организовать приобретение контейнеров для накопления ТКО до ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением Верховного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, а также определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора удовлетворены частично, при этом решением суда обязанность по организации создания и содержанию мест (площадок) ТКО возложена на орган местного самоуправления поселения.
Вместе с тем, ранее на совещаниях различных уровней власти представителям администраций районов и поселений были даны разъяснения о том, что указанные обязанности входят в полномочия администрации муниципального района и не относятся к полномочиям администраций сельских поселений.
В связи с этим каких-либо решений об определении количества контейнеров, необходимых для размещения на территории <адрес>, мест для их размещения, порядка их содержания органом местного самоуправления <адрес> не принималось, потребность в количестве контейнеров исходя из количества населения <адрес> не устанавливалась. ООО «Аэросити-2000» самостоятельно привезли и установили 12 бункеров.
Ответчиком ООО «Аэросити-2000» были самостоятельно установлено 12 контейнеров, которых было недостаточно, при этом уборка мест складирования мусора не производилась.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, а также их представители: <адрес> Республики Хакасия, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, Общество с ограниченной ответственностью «ХакасГрадСтрой», ИП ФИО4, Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Общество с ограниченной ответственностью «Эхохакасвторсырье» в зал судебного заседания не явились, надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени проведения судебного заседания.
Ранее от представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия ФИО33, действующей на основании доверенности, представлен в суд отзыв, согласно которому по результатам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен ООО «АЭРОСИТИ-2000» с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 10 лет. Указала, что заключение письменного договора истцами с ответчиком не является в силу закона обязательным. Отказ от предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, включенном в схему, Правилами № не предусмотрено. При отсутствии в реестре контейнерных площадок (места) накопления ТКО информации об источниках образования ТКО потребители вправе пользоваться любой контейнерной площадкой, находящейся в собственности муниципального образования. Ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ранее участвуя в судебном заседании представитель третьего лица <адрес> ФИО34 пояснил, что Аэросити-2000 в указанный истцами период ненадлежащим образом осуществлял обязанности по вывозу отходов из контейнеров, бункеры переполнялись. Решением Аскизского районного суда обязанность по оборудованию площадок накопления мусора и оборудования их контейнерами в ДД.ММ.ГГГГ году была возложена на орган местного самоуправления поселения. <адрес> таких обязанностей не исполняла.
Третье лицо ФИО4, участвуя ранее в судебных заседаниях, пояснил, что осуществлял собор мусора и вывоз его на полигон на основании договора, заключенного с ООО «Аэросити-2000» в соответствии с условиями договора, регулярно, по графику. Объем отходов превышал совокупный объем установленных контейнеров. До ДД.ММ.ГГГГ года выполнение условий договора фиксировалось актами выполненных работ, с ДД.ММ.ГГГГ на автомобили установили систему контроля Глонасс. Договор был заключен на вывоз ТКО от многоквартирных домов, фактически осуществлялся вывод ТКО из частного сектора с установленных площадок.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( далее - ГПК РФ) суд определил о рассмотрении дела при имеющейся явке в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы сторон, исследуя материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истцы:
ФИО7 является собственником жилого помещения и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО8 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО41 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО6 является обще-долевым собственником (1/4 доля в праве) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО10 на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО9 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО11 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, что подтверждается договором на передачу в собственность граждан квартир (домов) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО12 является обще-долевым собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО13 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО14 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО15 является обще-долевым собственником (1/4 доля) жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО16 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается договором о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО17 собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, Аскизский муниципальный район, сельское поселение Аскизский сельсовет, <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО18 является собственником доли (1/4 доля) в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО5 является собственником части жилого дома по адресу: <адрес>, Аскизский сельсовет, <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО19 является собственником земельного участка по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО20 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО21 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается договором о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО22 собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО42 является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ;
ФИО23 является собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, истцы являются собственниками жилых помещений и земельных участков, расположенных в границах <адрес> Республики Хакасия и потребителями коммунальных услуг.
Согласно представленных ответчиком лицевых счетов, истцы имеют задолженность по платежам за вывоз ТКО перед ООО «Аэросити-2000».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «АЭРОСИТИ-2000» и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия по итогам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) заключено соглашение № «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия» территориальной зоны №.
Описание территориальной зоны № Республики Хакасия приведено в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, РХ (п. 1.1 соглашения). Территория <адрес> входит в границы территориальной зоны №, схема содержит сведения о местах размещения контейнеров объемом 0,75 куб.м. на территории <адрес>.
ООО «АЭРОСИТИ-2000» оказывает коммунальную услугу по вывозу ТКО с «ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с графиками движения транспортных средств (п.1.5 соглашения), информация о которых доведена до сведения населения через органы местного самоуправления.
Согласно п. 3.1. соглашения, региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан направить лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами (собственниками помещений в многоквартирном доме), собственникам жилых домов, собственникам и законным владельцам зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
В своей деятельности Региональный оператор руководствуется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила обращения с ТКО), постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Хакасия» и иными нормативными правовыми актами в области обращения с отходами Российской Федерации и Республики Хакасия (п. 3.2. соглашения).
Пунктом 3.3 соглашения, региональный оператор обеспечивает сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов в соответствии с направлениями транспортирования, определенными территориальной схемой.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – специально назначенная компания, несущая ответственность за организацию полного цикла обращения с ТКО.
Согласно федеральному закону № 458-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, только региональный оператор уполномочен вести деятельность в этой сфере.
Региональным оператором по обращению с ТКО в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является ООО «АЭРОСИТИ-2000».
Частью 1 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Из содержания п. 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №" (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения письменного договора услуга регионального оператора выполняется в соответствии с условиями типового договора и соглашением с органом исполнительной власти и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Аскизский труженик», а также на официальном сайте http://аскиз-пресса.рф/news/zhitelyam-rayona-predlagayut-zaklyuchity-dogovor-na-okazanie-uslugi-po-obrashteniyu-s-tverdimi-kommunalynimi-othodami/?ysclid=ld71j4rg7d723145667 опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Кроме того, вышеуказанная информация опубликована на официальном сайте регионального оператора в сети «Интернет» по адресу: http://aerocity-2000.ru.
В установленный срок, а именно в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, истцами не были направлены региональному оператору документы в соответствии с пп. 8(5) - 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с истцами на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора.
Таким образом, между ООО «Аэросити-2000» и потребителями (истцами) возникли отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми потребители обязаны надлежащим образом исполнять обязанность по оплате услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, а исполнитель, в свою очередь, надлежащим образом оказывать услугу.
Таким образом, довод истцов о несоблюдении ответчиком требований закона в части направления договоров и заключения договоров с истцами является несостоятельным.
Коммунальная услуга по обращению с ТКО предоставляется потребителям в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, согласно ст. 148 (34) Правил, рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Таким образом, все потребители в многоквартирных или частных жилых домах ежемесячно оплачивают услугу по обращению с ТКО исходя из утвержденных нормативов накопления ТКО, числа постоянно и временно проживающих и установленного тарифа на обращение с ТКО.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. Порядок сбора ТКО в <адрес> регулируется Постановлением Правительства Республики Хакасия № «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия».
Складирование ТКО потребителями должно осуществляться в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии со ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению ( в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 указанного закона, создание и содержание и мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории, относящейся к муниципальной собственности, в том числе контейнеров и бункеров, определение схемы их размещения, ведение реестра мест накопления ТКО, а также организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРХ « О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>», на сельские поселения возложена обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию коммунальных отходов.
Таким образом, полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, в том числе контейнеров и бункеров, определение схемы их размещения, ведение реестра мест накопления ТКО возложены законом на органы местного самоуправления, однако, как установлено в судебном заседании, указанные полномочия администрацией <адрес>, а также администрацией Аскизского сельсовета не реализовывались, в спорный период 2019-2021 года места накопления ТКО организованно не определены, схемы их размещения и реестр мест накопления ТКО не созданы.
Согласно п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, также несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Из пояснений сторон следует, что региональный оператор самостоятельно установил принадлежащие ему контейнеры для организации сбора отходов на территории <адрес> в количестве 12, на самостоятельно оборудованных площадках, поскольку иных площадок органами местного самоуправления организовано не было.
Из территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Хакасия (Приложение 4 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №-пр) следует, что по муниципальному округу <адрес> определено 11 мест накопления ТКО.
В соответствии с п. 1 ст. 24.10 Закона «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объеме и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа ( п. 2 ст. 24.10 Закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № (п. 11), региональный оператор обязан: принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору; обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.
Кроме того, перечень обязательств регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000» установлен Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, а в отношениях с гражданами – договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно п. 5.1 которого: региональный оператор обязан принимать ТКО и иные отходы 4-5 классов опасности в объеме и в месте, которые определены в Приложении к настоящему договору; обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО и иных отходов 4-5 класса опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; рассматривать претензии, жалобы, заявления потребителей услуг в сфере обращения с ТКО, и принятие по ним решений в пределах своей компетенции в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; информировать потребителя об изменениях в оказании услуг, о порядке изменения условий договора, об изменении норм накопления отходов, об изменении цены на услуги по обращению с отходами, в том числе путем публикации в СМИ и/или размещении информации на официальном сайте Регионального оператора; в случае, предусмотренном п. 7.1 договора, устранить допущенные нарушения в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления уведомления о нарушении условий договора.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
С ДД.ММ.ГГГГ введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с требованиями абз. 2 п. 15 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ законодателем предусмотрена возможность сбора и удаления ТКО (КГО) бестарным методом по установленному региональным оператором графику, при этом ранее Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № также позволяло осуществлять складирование твердых коммунальных отходов потребителями в том числе в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Учитывая положения Правил обращения с ТКО, определяющие способы складирования ТКО, жителями частных домовладений также возможно применение бесконтейнерного способа складирования ТКО в индивидуальные баки, пакеты или другие емкости при согласовании с региональным оператором.
Таким образом, доводы истцов о необходимости вывоза мусора из контейнеров, расположенных у частных домов, недопустимости мешкового способа сбора и вывоза отходов основаны на неверном толковании норм права.
Таким образом, суд соглашается с доводами представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что ООО «АЭРОСИТИ-2000» не может нести ответственность за решение органа местного самоуправления в отношении установленных им мест размещения соответствующих площадок накопления ТКО, поскольку в его обязанности в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Суд также учитывает, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является лицензируемой, сжигание ТКО в печах частного сектора, самостоятельное транспортирование ТКО потребителями, не имеющими соответствующей лицензии, размещение ТКО в несанкционированных местах запрещено.
Пунктом 10 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ установлена обязанность оператора по обращению с ТКО, владеющих объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, принимать ТКО только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО.
Исходя из изложенного, доводы стороны истца о сборе, транспортированию отходов в спорный период иными лицами, в том числе, частными физическими лицами, не имеющими на это соответствующих лицензий, не свидетельствуют о б осуществлении указанной деятельности иными лицами в установленном законом порядке.
Кроме того, сам по себе факт оказания услуг гражданам по вывозу ТБО и ТКО иными лицами либо самостоятельно не исключает исполнения своих обязательств региональным оператором.
Обосновывая требования в части ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств в период с ДД.ММ.ГГГГ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, а также захламления мест складирования ТКО в результате несвоевременного вывоза отходов, истцы ссылались на акты специалистов Аскизского сельсовета; обращения, направленные в адрес ООО «АЭРОСИТИ-2000» и органы власти субъекта, а также показания свидетелей.
В материалы дела истцами представлены Акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ФИО35 (специалист 1 категории МКУ «Управления ЖКХ и земельных отношений Администрации Аскизского сельсовета) в присутствии иных лиц указал, что в местах установления контейнеров имеются свалки мусора, а также наполненные отходами бункеры.
Наличие жалоб жителей <адрес> Республики Хакасия на действия (бездействия) регионального оператора также подтверждаются письмами, адресованными в адрес Президента Российской Федерации, Главы Республики Хакасия, Председателя Верховного Совета Республики Хакасия, Председателя Совета депутатов <адрес> Республики Хакасия, в которых указано на малое количество мусорных контейнеров (11 штук на 115 улиц), отсутствие договоров с региональным оператором, а также несогласие с расчетом платы за коммунальную услугу, обращения содержат просьбы заменить регионального оператора, а также списать имеющиеся долги перед ООО «АЭРОСИТИ -2000».
В ответ на указанные обращения, в том числе направленные в адрес ответчика, представитель ООО «АЭРОСИТИ-2000» указывал, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих зарегистрированных в жилом помещении или количества собственников жилого помещения, на основании нормативов накопления, ТКО, утвержденных приказом Госкомтарифэнерго по <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ и составляет на одного проживающего в <адрес> в месяц – 0,154 м3 в многоквартирных домах, частных домовладениях. Единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО по территориальным зонам Республики Хакасия на ДД.ММ.ГГГГ для начисления платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО, утверждены приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия №-к от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебных заседаний по ходатайству стороны истцов допрошены свидетели.
Так, свидетель ФИО36, являющаяся депутатом Совета депутатов <адрес>, пояснила, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ к ней поступали жалобы граждан <адрес> о том, что ООО «АЭРОСИТИ-2000» не исполняет своих обязанностей, своевременно не вывозят мусор. В ДД.ММ.ГГГГ бункеры, установленные ответчиком, были убраны, поскольку их местонахождение было не согласовано с органом местного самоуправления. Пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ функционировал полигон. Между тем, к своим обязанностям по вывозу мусора, ответчик приступил лишь в мае 2019, а до этого момента его обязанности исполняло ООО «Хакасградстрой». Указала о наличии жалоб граждан на мешковой способ сбора мусора, поскольку это является не удобным для жителей.
Свидетель ФИО37 пояснил, что осуществлял и осуществляет в частном порядке, при отсутствии каких-либо лицензий, по просьбам граждан <адрес> вывоз на полигон отходов на личном транспорте, о чем получает квитанции. Дополнительно пояснил, что фактически услуги ответчиком стали оказываться с ДД.ММ.ГГГГ. На вопросы сторон пояснил, что, в основном, вывозил негабаритный бытовой мусор.
Свидетель ФИО38 указала, что в спорный период времени работала в ООО «АЭРОСИТИ-2000». Действительно, имели место жалобы граждан на действия ответчика. Больше всего поступало из <адрес> Республики Хакасия, поскольку именно там нарушалась периодичность вывоза мусора. Пояснила, что для вывоза мусора региональный оператор привлекал подрядчиков по транспортировке ТКО. В ДД.ММ.ГГГГ был использован способ сбора мусора – мешковой сбор, который законодательством не предусмотрен, также в ДД.ММ.ГГГГ были установлены бункеры в места, не согласованные с органом местного самоуправления. Между тем, причиной принятия такого решения указала отсутствие площадок, оборудованных органом местного самоуправления. Причиной возникшей ситуации указала неготовность органов местного самоуправления к «мусорной» реформе.
Свидетель ФИО39 суду пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ работал в ООО «Контакт» дворником, в обязанности которого входит уборка территории возле дворов и контейнеров, в том числе вокруг мусорных контейнеров и бункеров ( <адрес>). Вывоз мусора в ДД.ММ.ГГГГ осуществлял автомобиль (Камаз), однако периодичность вывоза была разной в связи с отсутствием машин для вывоза, их поломками.
Показания свидетелей принимаются судом в качестве доказательств по делу, однако показания свидетелей сами по себе не подтверждают факта нарушения ООО «Аэросити-2000» в конкретные даты и периоды времени, по конкретным площадкам ТКО графика вывоза ТКО, в большинстве своем указанные доказательства сводятся к подтверждению факта ненадлежащего содержания мест накопления ТКО, а также отсутствия оборудованных в соответствии с установленными требованиями площадок, возможность доступа к местам складирования ТКО домашних животных, в том числе, крупно-рогатого скота, беспризорное нахождение на территории населенного пункта запрещено правилами содержания домашних животных.
Возражая против требований истцов, представители ответчика указывали, что установленные законом обязанности ООО «АЭРОСИТИ-2000» исполнялись надлежащим образом, о чем представили следующие документы.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «АЭРОСИТИ-2000» и ООО «Хакасградстрой» (оператор) заключен договор № на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, согласно п. 1.1 которого, оператор обязуется оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в порядке и на условиях, определенных в настоящем договоре с приложениях к договору в границе территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги, а региональный оператор обязуется оплачивать услуги оператора в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с п. 1.2 договора, сведения о границах территорий указаны в Приложении № к настоящему договору.
Сведения о местах размещения ТКО определены в соответствии с Территориальной схемой Республики Хакасия и указаны в Приложении № к договору ( п. 1.3 договора).
Периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов устанавливаются в соответствии с утвержденными региональным оператором графиками транспортирования ТКО ( п. 1.4 договора).
Согласно п. 1.5 договора, маршруты транспортирования ТКО определяются по соглашению сторон с учетом утвержденных графиков транспортирования ТКО и в соответствии со схемой потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Схема потоков отходов определена в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Республики Хакасия. Маршруты транспортирования должны быть согласованы с региональным оператором в течении пяти календарных дней после подписания настоящего договора.
Планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов определены в соответствии с Территориальной схемой Республики Хакасия и указаны в Приложении № к настоящему договору.
Из приложения № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оператор по транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляет деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов в границах территории <адрес>.
В приложении № к вышеуказанному договору указан перечень транспортных средств, осуществляющих вывоз ТКО.
В приложении № к договору указаны сведения о местах размещения ТКО.
Планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов указан в приложении № к договору.
Согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, заключенного между ООО «Аэросити-2000»и ИП ФИО4, оператор (исполнитель) оказывает услуги ООО «Аэросити-2000» по транспортированию твердых коммунальных отходов от жилых домоа, части жилых домов, расположенных в рп. Аскиз и <адрес> бесконтейнерным способом на полигон <адрес> в соответствии с графиком транспортирования, предоставленным региональному оператору в соответствии с п.3.1.9 договора.
Согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аэросити-2000» заключен договор на погрузку бункеров в <адрес> с ИП ФИО4
Кроме того, стороной ответчика представлены договоры № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по захоронению твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, заключенный между ООО «АЭРОСИТИ-2000» и ООО «ХакасГрадСтрой» (исполнитель), в соответствии с п. 1.2 которого исполнитель обязуется оказать услуги по захоронению твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, принятых от регионального оператора, а региональный оператор обязуется принять данные услуги и оплатить их в размере, форме и порядке, установленном в настоящем договоре.
В соответствии с п. 1.3 договора, прием твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности осуществляется на специализированном полигоне для размещения твердых бытовых отходов, расположенном по адресу: <адрес> в 2,7 км. на северо-запад от <адрес> лит. В.
Исполнение обязанностей ООО «Аэросити -2000» в период с ДД.ММ.ГГГГ не отрицалось истцами, а также подтверждено показаниями свидетелей в судебном заседании.
Исполнение обязательств ООО «АЭРОСИТИ-2000» подтверждаются маршрутами движения мусоровозов, графиком выполнения рейсов, размещенными в средствах массовой информации, актами оказания услуг, составленными с ИП ФИО4 о транспортировании твердых коммунальных отходов (<адрес>) в спорный период.
В силу ст. 153 - 155 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника - с момента возникновения права собственности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению ТКО, регулируются положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 4 ст. 24.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 148(30) Правил №, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Действующее правовое регулирование определяет гражданско-правовую, а не фискальную природу отношений по предоставлению коммунальных услуг и предполагает, что оплате подлежат только полученные коммунальные услуги, включая услуги по обращению с ТКО.
Следовательно, региональный оператор вправе начислять задолженность только при условии фактического оказания услуг по вывозу коммунальных отходов. В том случае, если услуга по вывозу ТКО фактически не оказывалась, истец вправе был прибегнуть к иному способу вывоза отходов, а региональный оператор не вправе начислять задолженность за неоказанную услугу.
Контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, осуществляется в рамках государственного жилищного надзора Министерством строительства и коммунального хозяйства Республики Хакасия в рамках установленных полномочий.
В соответствии с п.4.2 ст. 20 Жилищного Кодекса РФ, поступление информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах в уполномоченный органа является основанием для проведения проверки.
Перерасчет размера платы за некачественную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги предусмотрен п. 150 Правил оказания услуг в случае установления факта нарушения региональным оператором требований к качеству предоставляемых услуг, вследствие предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность.
Согласно представленной по запросу суда информации Минстроя Хакасии от ДД.ММ.ГГГГ, в Минстрой Хакасии поступило обращение жителей <адрес> из прокуратуры <адрес> по факту бездействия филиала Аэросити-2000. Ранее, в ДД.ММ.ГГГГ году в Минстрой поступала жалоба истца ДД.ММ.ГГГГ на действия Аэросити -2000 в части включения в расчет платежа расходов по содержанию автомобиля премиум-класса.
По результатам рассмотрения указанных обращений нарушений законодательства в действиях регионального оператора выявлены не были, к административной ответственности региональный оператор не привлекался.
Из ответа прокурора <адрес> РХ на запрос суда следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ годы прокуратурой района в деятельности ООО «Аэросити-2000» нарушения законодательства не выявлялись, меры прокурорского реагирования не принимались.
Поступавшие обращения граждан по обозначенным вопросам в соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, направлялись прокуратурой района в Минстрой Хакасии для рассмотрения в рамках предоставленных полномочий.
В обоснование доводов о надлежащем исполнении возложенных законом и договором обязанностей, ответчиком представлены сведения о наличии в спорный период ( с ДД.ММ.ГГГГ) заявок на вывоз ТКО от жилых домов по двум адресам: <адрес> (поступила ДД.ММ.ГГГГ, выполнена ДД.ММ.ГГГГ) и <адрес>А поступили ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выполнены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно). Иных заявок от истцов в указанный период не поступало.
Подтверждая сведения о надлежащем исполнении заявок, ответчик представил сведения системы Глонасс, которые принимаются судом в качестве надлежащего доказательства.
Кроме того, из актов выполненных работ ИП ФИО4 следует, что ИП ФИО4 оказал услуги по сбору и вывозу ТКО у населения <адрес>, о чем также представлены счета на оплату, при этом доказательств ненадлежащего выполнения указанных услуг суду не представлено.
Обосновывая доводы о надлежащем оказании услуг, третье лицо ФИО4, а также представители ответчика ссылались на решение Арбитражного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по делу ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования ФИО4 о взыскании денежных средств по договору, заключенному с ООО «Аэросити-2000» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ Указанное решение не вступило в законную силу, в связи с чем стороны лишены права ссылаться на установленные судом обстоятельства.
Между тем доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения ИП ФИО4 услуг по указанным договорам суду не представлено.
В обоснование доводов иска истцы указали на наличие актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, к которым приобщены соответствующие фотоматериалы.
Вместе с тем, указанные акты не содержат сведений об извещении ООО «Аэросити-2000» о выездных проверках специалистов Аскизского сельского Совета, не содержат подписи представителя регионального оператора.
Отвечая на направленные в адрес филиала регионального оператора претензий с приложением указанных истцами фотографий, директор филиала неоднократно указывал заместителю главы Аскизского сельсовета на ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию мест накопления ТКО, а также указывал на отсутствие фотоматериалов с изображением переполненных бункеров.
Кроме этого, в материалы дела не представлены доказательства обращения истцов в порядке ст. 20 Жилищного кодекса РФ в уполномоченный орган надзора – Минстрой РХ для проведения проверок по указанным истцами обстоятельствам в установленном законом порядке, а также в установленные законом сроки.
Сами по себе представленные акты и фотоматериалы к ним не имеют доказательственного значения, поскольку не подтверждают и не опровергают соблюдение региональным оператором графика движения спецтранспорта, периодичности, объема вывоза ТКО с территории <адрес>, причинах хаотичного размещения отходов на прилегающей к бункеру (контейнеру) территории и не определяют виновных действий регоператора в захламлении прилегающей к контейнеру территории.
Кроме того, фотоматериалы содержат изображение строительных отходов, не относящихся к категории ТКО, а также закрытых контейнеров, объем наполненности которых не подлежит визуальному определению, либо контейнеров, объем которых для размещения отходов не использован полностью.
Истцами заявлены исковые требования о признании начислений, произведенных ООО «Аэросити-2000» в период с ДД.ММ.ГГГГ незаконными и аннулировании (освобождении истцов) от обязанности по их уплате.
Совокупность представленных доказательств свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку начисления платы за коммунальные услуги по вывозу ТКО произведены законно, в соответствии с действующими тарифами, расчет задолженности истцами не оспорен.
Оснований для освобождения истцов от уплаты начисленной задолженности не имеется, поскольку истцами не соблюден установленный для этого п. 150 Правил оказания услуг порядок, при этом суду не представлено доказательств нарушения региональным оператором требований к качеству предоставляемых услуг, вследствие предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Берш
Дата изготовления мотивированного решения: ДД.ММ.ГГГГ.