Апелляционное определение
с. Покровское 12 августа 2015 года
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Карачина А.А.,
при секретаре Савицкой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании суда апелляционной инстанции материалы гражданского дела по апелляционной жалобе Качевской М.Н. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Неклиновского судебного района Ростовской области от 10 марта 2015 года,
установил:
Управление социальной защиты населения Неклиновского района обратилось в суд с иском к Качевской М.Н. о возмещении незаконно полученных денежных средств, указав, что 01 апреля 2008 года на основании заявлении ответчика ей назначены меры социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности. При подаче заявления Качевская М.Н. уведомлена об обязанности информировать истца об изменении оснований для предоставления мер социальной поддержки. В ноябре 2013 года истцу стало известно, что 31 января 2013 года ответчик уволилась, однако в УСЗН Неклиновского района об этом не сообщила, поэтому образовалась переплата за период с 01 февраля 2013 года по 31 октября 2013 года в сумме 19 933 рубля 87 копеек. Добровольно возвратить денежные средства Качевская М.Н. отказалась. Просит взыскать с Качевской М.Н. денежные средства в размере 19 933 рублей 87 копеек.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Неклиновского судебного района Ростовской области от 10 марта 2015 года иск УСЗН Неклиновского района удовлетворен. С Качевской М.Н. в пользу УСЗН Неклиновского района взысканы денежные средства в размере 19 933 рублей 87 копеек и госпошлина в размере 797 рублей 35 копеек в доход местного бюджета.
Не согласившись с принятым решением, Качевская М.Н. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить как незаконное и необоснованное, указав, что контроль за предоставлением мер социальной поддержки возложен на УСЗН, которое запрашивает списки лиц, имеющих право на получение выплат, у отделов, управлений, органов местно самоуправления. Ответственность за формирование списков несут руководители отделов.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в части доводов апелляционных жалоб в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 Областного закона Ростовской области от 17 января 2005 года № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», в редакции, действовавшей на день возникновения спорных отношений, отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности, производится компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.
Пунктом 2 статьи 2 вышеуказанного закона компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится, в том числе педагогическим работникам государственных областных и муниципальных учреждений образования (в том числе руководителям дошкольных образовательных учреждений), здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры - по оплате жилого помещения, электроснабжения и отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Порядок предоставления мер социальной поддержки для педагогических работников установлен Положением о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа.
Данное Положение введено в действие Постановлением Правительства Ростовской области от 29 августа 2013 года № 543 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 года № 232» и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2013 г. При этом согласно п. 4 Положения с 1 июля по 31 декабря 2013 года действует переходный период предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу п. 8 данного Положения педагогические работники обязаны своевременно информировать орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области об изменении условий, обязательных для получения компенсационной выплаты (о перемене места жительства, изменениях фамилии, имени, отчества, реквизитов для перечисления компенсационной выплаты, способа перечисления (доставки) компенсационной выплаты и др.).
Излишне выплаченные суммы подлежат удержанию из сумм последующих компенсационных выплат, а при прекращении ее выплаты - возмещаются педагогическим работником добровольно. В случае отказа педагогического работника от добровольного возврата полученных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Ранее действовавший порядок также предусматривал аналогичную обязанность лиц, получающих меры социальной поддержки.
Как следует из материалов дела, 07 марта 2008 года ответчик Качевская М.Н. обратилась в УСЗН Неклиновского района с заявлением о предоставлении адресной социальной помощи в виде социальных льгот как педагогическому работнику на семью из пяти человек. Из текста заявления следует, в случае возникновения изменении условий предоставления мер социальной поддержке ответчик обязуется сообщить о них в течение 10 дней.
Согласно трудовой книжке 31 января 2013 года Качевская М.Н. уволена с должности музыкального работника ... и на день рассмотрения дела не трудоустроена.
В обоснование заявленных требований стороной истца предоставлен расчет суммы необоснованно выплаченных ответчику денежных средств переплата за период с 01 февраля 2013 года по 31 октября 2013 года, размер которой составил 19 933 рубля 87 копеек. Данный расчет ответчиком не оспаривался. Добровольно возвратить излишне уплаченные денежные средства Качевская М.Н. отказалась, что следует из ее заявления от 09.09.2014 года.
В суде апелляционной инстанции ответчик Качевская М.Н. признала, что о необходимости сообщать об изменении обстоятельств, послуживших основанием для назначения мер социальной поддержки, она была проинформирована при подаче заявления в 2008 году. Однако в связи с тем, что прошло много времени, о своем обязательстве она забыла.
Доводы ответчика о том, что обязанность по формированию списков лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и контролю за расходованием денежных средств, не свидетельствуют о незаконности решения.
Закрепленная за органами социальной защиты населения обязанность по контролю за назначением мер социальной поддержке и расходованием денежных средств не освобождает лиц, получающих социальную помощь, от исполнения своих обязанностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами.
Таким образом, по мнению суда, решение мирового судьи является законным и обоснованным, мировой судья установил все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, его выводы соответствуют представленным сторонами доказательствам и материалам дела.
Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения, суд также не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: