Решение по делу № 2-5/2024 (2-38/2023; 2-697/2022; 2-2424/2021;) от 24.12.2021

Дело № 2-5/2024

24RS0004-01-2021-002833-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Березовка                                 20 сентября 2024 года                

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Тоночакова И.В.,

при секретаре Кеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» о возложении обязанности провести биологический этап рекультивации земельного участка с кадастровым номером в соответствии с рабочий проектом, возложении обязанности провести биологический этап рекультивации части земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии рабочим проектом,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» о возложении обязанности провести рекультивацию объекта рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V классов опасности (район <адрес>), расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, район <адрес>, в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы; возложении обязанности оформить проектную документацию на объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, район кладбища «Шинник» на которую получить заключение государственной экологической экспертизы. В обоснование заявленных требований указывал на то, что Краснояркой природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», в ходе которой установлено следующее.

Объекты, эксплуатируемые ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» отнесены к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий к объектам I категории:

- объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (местонахождение: Красноярский край, <адрес>, район кладбища «Шинник»);

- объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности (район <адрес>) в <адрес> (местонахождение: <адрес>, район <адрес>).

Объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности расположен на территории отработанного карьера АО «Керамос», в <адрес> (район <адрес>). Вышеуказанный земельный участок предоставлен ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» на праве субаренды для рекультивации с применением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности по Договору субаренды земельного участка, заключенного с ООО «Экоресурс» от <дата> . В соответствии с Договором аренды земельного участка от <дата> «Арендодателем» данного земельного участка является департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, «Арендатором» - ООО «Экоресурс». Земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 313 626 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, в районе старого Енисейского тракта и действующего карьера АО «Керамос» у <адрес>, предоставлен ООО «Экоресурс» для использования в целях захоронения отходов III и IV класса опасности и последующей рекультивации. Срок окончания эксплуатации участка и завершения рекультивационных работ - 2022 год. Согласно публичной кадастровой карте объекту рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности в <адрес> (район <адрес>) соответствует кадастровый , категория земель - земли населенных пунктов. Объект рекультивации, эксплуатируемый ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» отнесен к объекту I категории негативного воздействия на окружающую среду. В нарушение условий договора аренды рекультивация земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V классов опасности (район <адрес>), расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, район <адрес>, в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, до настоящего времени не проведена.

Кроме того, что в ходе проверки также установлено, что объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV класса опасности расположен на территории <адрес> Красноярского края (далее - объект <адрес>). Проект «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» имеет положительное заключение экспертной комиссии государственной экологический экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением отходов III и IV классов опасности» от <дата> -э, утвержденного приказом Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Красноярскому краю от <дата> (далее - Проект Расширения). Проектом Расширения предусмотрено, что заполнение отработанного карьера осуществляется твердыми промышленными отходами. Подъезд осуществляется с северной стороны по основной подъездной дороге с твердым гравийным покрытием через общий существующий шлагбаум и далее к картам захоронения по дороге, отсыпанной пионерным способом из отходов с послойным уплотнением. Хозяйственная зона и объекты вспомогательного назначения имеются и включают в себя: контрольно-пропускной пункт, помещение для обогрева и питания персонала, помещение для сушки одежды, теплый гараж для спецтехники, люфт-клозет, объекты электроснабжения. На выезде с территории рекультивации устроена дезинфицирующая ванна. Площадки и проезды хозяйственной зоны имеют твердое покрытие. Для рекультивации применяются промышленные отходы III и IV класса опасности. В случае изменения в номенклатуре отходов, перечень может быть дополнен и дополнительно согласован с органами ЦГСЭН. Запрещается сбор вторичного сырья и размещения приемных пунктов вторичного сырья. Производственная зона объекта рекультивации <адрес> общей площадью 10 га, из них площадь по захоронению отходов составляет 8,1 га. Площадь 1,9 га входит в землеотвод по рекультивации, но нагрузки по захоронению отходов не несет. Площадь захоронения разделена на 2 участка. Один участок для приема ТПО IV класса опасности, второй участок - специализированный по приему промышленных отходов III класса опасности. Расчетный срок заполнения выемок составит: для участка лет; для участка лет. Объемы работ по участку организованного захоронения отходов 11 лет, объем участка рассчитан проектом на 6 лет, но он может быть увеличен в южном направлении. Фактическая вместимость и расчетный срок загрузки отходов представлены в п.4.2.2, и п. 4.2.3. Проекта Расширения. Изоляция отходов 3 класса опасности производится только суглинистым грунтом. Карты с такими отходами отделяются друг от друга и от других отходов ограждающими дамбами, выполненными из такого же грунта шириной не менее 2х метров. Пылящие отходы в картах должны сразу после укладки поливаться. Качество уплотнения отходов контролируется взятием проб после отсыпки яруса, не менее 3 проб. Плотность уплотненных отходов должна быть не ниже 1,4 т/м3 для ТПО и 0,87 т/м3 для ТБО. Между тем Проектом Расширения размещение ТБО не предусмотрено. Пунктом 4.5 «Инженерное обеспечение» предусмотрено, что электроосвещение выполнено по деревянным столбами и продляется при необходимости. Пунктом 4.6 «Рекомендации при эксплуатации» установлено, что учет принимаемых отходов ведется в объемном выражении в неуплотненном состоянии. Отметки о принимаемых объемах и видах отходов делаются в «Журнале приема отходов». На участке должны быть организованы бесперебойный учет и разгрузка пребывающего автотранспорта. Беспорядочное складирование отходов не допускается. В ходе обследования объекта рекультивации <дата> установлено, что деятельность по размещению отходов осуществляется. На момент обследования территории на объекте рекультивации отсутствовала специализированная техника, рабочий персонал. Наличие специальной техники, а также технической возможности для подачи воды не установлено. Хозяйственная зона и объекты вспомогательного назначения, включая деревянные столбы для электроснабжения не обнаружены. ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» не представлены результаты контроля плотности размещенных отходов, «Журналы приема отходов» предусмотренные Проектом Расширения. В период с <дата> по <дата> ООО «ЕнисейГеоКом» на объекте рекультивации <адрес>, с целью получения инженерно - геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности, необходимых для обоснования остаточной емкости объекта рекультивации были проведены инженерно - геодезические испытания. В соответствии с результатами инженерно-геодезических изысканий, выполненных на объекте рекультивации («Технический отчет о выполненных инженерно-геодезических изысканиях» 05-3-19-ИГДИ») остаточная емкость объекта до проектных отметок составляет 81,0 тыс. куб.м, в чистом теле. В ходе изучения представленной документации ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» установлено, что согласно техническому отчету о выполнении инженерно-геодезических изысканиях проведенных в 2019 году ООО «Енисей-геоком» на объекте рекультивации <адрес>, что изыскания проведены на участке общей площадью 10 га (лист 15), при площади захоронения отходов - 8,1 га, кадастровые номера: . Определение остаточной емкости полигона производилось на основании геодезической сьемки, и проектной, на основании проекта КрасТИСИЗ. При этом самого расчета и определения остаточной емкости, графиков (схемы) наложения чертежей ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» не предоставило. Вышеуказанное ставит под сомнение достоверность полученных сведений, поскольку отсутствует информация о том, кем разработана проектная документация Проекта Расширения. Характеристика объекта рекультивации <адрес>, представленная в Енисейское МРУ Росприроднадзора в 2015 году, в графе 9 указана проектная вместимость ОРО: участок т, участок т, в сумме вместимость ОРО 654 100 м3 или 573 765 т. Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» от <дата> , утвержденное приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Красноярскому краю от <дата> -э вместимость ОРО составляет: участок м3, участок м3. Учитывая утвержденную плотность уплотненных отходов 1,4 т/м3, проектная вместимость в тоннах составит: участок т, участок т = 915 740 т. В графе 10 представленной характеристики ОРО указаны объемы размещенных отходов по результатам инвентаризации проведенной в 2015 году (по состоянию на <дата>) 180 324,9 т или 207 270 м3. Также в Управление представлена характеристика 2017 года, где на <дата> в графе 10 (размещено всего) указано 600 120 т или 500 100 м3. В соответствии характеристикой 2017 года и формами -ТП (отходы) за 2017-2020 гг.) на ОРО, по состоянию на <дата> размещено 840 054,006 или 600 038,576 м3. Таким образом, ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» допускает эксплуатацию объекта рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно государственной экологический экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением отходов III и IV классов опасности» от <дата> , утвержденной приказом ГУПР по Красноярскому краю от <дата> -э.

Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов на обеспечение установленного порядка сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. Прокуратурой в адрес генерального директора ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» <дата> внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.

В этой связи просит суд возложить на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» обязанность:

- провести рекультивацию объекта рекультивации земель с захоронением твердых - промышленных отходов IV и V классов опасности (район <адрес>), расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, район <адрес> в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и передать объект с проведенной рекультивацией собственнику земельного участка администрации <адрес>;

- оформить проектную документацию на объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, район кладбища «Шинник» на которую получить заключение государственной экологической экспертизы в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела стороной истца представлено ходатайство об уточнении исковых требований со ссылкой на то, что по требованию о возложении на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» обязанности оформить проектную документацию на Объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (<адрес>), на которую получить заключение государственной экологической экспертизы в течении 6 месяцев, данное требование подлежит уточнению в связи с фактом прекращения эксплуатантом деятельности по размещению отходов на данном объекте. Поскольку деятельность по размещению отходов IV и V классов опасности относится к видам хозяйственной деятельности, которая может оказывать негативное воздействие на компоненты окружающей среды, данный объект подлежит обязательной рекультивации. По пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> , рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (<адрес>) расположен на земельных участках с кадастровыми номерами , которые находятся в собственности ООО «Вторичные ресурсы Красноярск». Рекультивация карьерной выемки производилась ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» на основании рабочего проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (шифр: 360-1/697-Р)», заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» от <дата>, утвержденного приказом ГУПР по Красноярскому краю от <дата> -э. Конкретные сроки проведения биологического этапа рекультивации данным проектом не установлены, разумный срок их проведения с учетом перечня необходимых мероприятий, составляет 6 (шесть) месяцев.

С учетом возражений ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», поступивших в ходе рассмотрения дела, процессуальный истец требования уточнил и просил суд:

- возложить обязанность на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» провести биологический этап рекультивации земельного участка с кадастровым номером в соответствии с рабочим проектом «Рекультивация земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> , в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

- возложить обязанность на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» провести биологический этап рекультивации части земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с рабочим проектом «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности», заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» от 26.03 2004, утвержденного приказом ГУПР по Красноярскому краю от <дата> -э, в течениие 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора Пискорская А.И. уточненные исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представители ответчика ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» Чебоксарова М.А., Каримова Д.П. против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, изложенных в письменных отзывах на исковое заявление, дали дополнительные пояснения.

Представитель третьего лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений <адрес> Иванова Н.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Представители третьих лиц администрации <адрес>, Енисейского Межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания не просили, отзыва на исковые требования не представили.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Учитывая, что судом приняты все необходимые меры к извещению третьих лиц о времени и месте рассмотрения спора, судом рассмотрено дело в их отсутствие в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от <дата> ), названные конституционные положения в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58); эта конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; в связи с тем, что эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от <дата> -П и от <дата> -П).

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В соответствии со статьей 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Компонентами природной среды в силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно статьям 3, 4 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Пунктом 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон об отходах).

Согласно данному закону к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим законом; объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; захоронение отходов представляет собой изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (статья 1).

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.

При этом Закон об отходах не содержит каких-либо исключений для действия данного запрета, допуская только нахождение и эксплуатацию ранее созданных объектов размещения отходов до <дата> в муниципальных образованиях, включенных в состав территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ.

Данный вывод отражён в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от <дата> -ЭС20-24237 по делу №

При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что Краснояркой природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», в ходе которой установлено следующее.

Объекты, эксплуатируемые ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» отнесены к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий к объектам категории:

- объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (местонахождение: Красноярский край, <адрес>, район кладбища «Шинник»);

объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности (район <адрес>) в <адрес> (местонахождение: <адрес>, район <адрес>).

Объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности расположен на территории отработанного карьера АО «Керамос», в <адрес> (район <адрес>).

Вышеуказанный земельный участок предоставлен ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» на праве субаренды для рекультивации с применением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности по договору субаренды земельного участка, заключенного с ООО «Экоресурс» от <дата> .

В соответствии с Договором аренды земельного участка от <дата> «Арендодателем» данного земельного участка является департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, «Арендатором» - ООО «Экоресурс».

По условиям договора аренды обществу был предоставлен земельный участок с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес>, в районе старого Енисейского тракта и действующего карьера АО «Керамос» у <адрес>, для использования в целях захоронения отходов III-IV класса опасности и последующей рекультивации в соответствии с рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности в существующем карьере в <адрес> (р-н пос. «Бадалык»)», заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> .

Пунктом 2.1 договора установлен срок аренды участка с <дата> по <дата>.

Согласно публичной кадастровой карте объекту рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности в <адрес> (район <адрес>) соответствует кадастровый , категория земель земли населенных пунктов.

Объект рекультивации, эксплуатируемый ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» отнесен к объекту I категории негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно сведениям из ЕГРН от <дата>, земельный участок с кадастровым номером представляет собой единое землепользование, состоящее из 3 (трех) обособленных (условных) участков: с кадастровым номером , площадью 34098 кв.м.; с кадастровым номером , площадью 270 434 кв.м.; с кадастровым номером , площадью 9 094 кв.м.

В соответствии с п. <дата> договора от <дата> арендатор обязан своевременно выполнять обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательных и других работ.

Дополнением от <дата> к договору аренды стороны согласовали следующие изменения:

пункт 1.1 договора читать в следующей редакции: «...для использования в целях захоронения отходов III-IV класса опасности и последующей рекультивации в соответствии с рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности в существующем карьере в <адрес> (р-н. пос. «Бадалык»)» заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края: от <дата> .»;

пункт 4.4 договора аренды дополнен пунктом следующего содержания: пункт <дата> Использовать участок в соответствии с требованиями Федеральных законов от <дата> №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от <дата> №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», от <дата> №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления».

<дата>. После окончания действия договора вернуть арендодателю участок, рекультивированный в установленном порядке согласно утвержденной проектной документации.

Письмом в адрес департамента ООО «Экоресурс» уведомило о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ООО «Вторичные Ресурсы Красноярск», что подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный с кадастровым номером

В обоснование заявленных требований истцом указано, что в нарушение условий договора аренды от <дата> рекультивация земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V классов опасности (район <адрес>), расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, район <адрес>, в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, до настоящего времени не проведена.

Из представленного в материалы дела акта выездного обследования многоконтурного земельного участка с кадастровым номером от <дата> , проведенного Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> следует, что ООО «Вторичные Ресурсы Красноярск» рекультивация не выполнена, в том числе:

земельный участок с кадастровым номером имеет перепад высот до 15 м. вследствие промышленной выемки грунта (глины), земельный участок замусорен строительными и бытовыми отходами: зола, разломанные кирпичи, шины, бытовой мусор, иные отходы;

земельный участок с кадастровым номером кустарники и деревья не высажены, в том числе однорядной изгородью, травой засеян частично, имеются участки, где зола расположена на поверхности;

земельный участок с кадастровым номером в границах расположен проезд, произрастает древесная и кустарниковая растительность.

Возражая против доводов искового заявления, ответчиком указано, что <дата>, в день окончания срока действия договора, в адрес истца было направлено уведомление о готовности к возврату земельного участка по акту приема-передачи. Письмом от <дата> истец отказался от принятия земельного участка, мотивируя тем, что передача отрекультивированного земельного участка должна быть осуществлена в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от <дата> , а также, что биологический этап рекультивации не выполнен. При этом ответчик полагает, что поскольку рекультивация земельного участка с кадастровым номером велась с 1996 года, требования Постановления Правительства РФ от <дата> на правоотношения сторон не распространяются, поэтому оснований для отказа в приемке земельного участка у собственника не было.

Также ответчиком указана ссылка на то, что согласно рабочему проекту «Рекультивация земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)» в рабочем проекте разработана рекультивация 2 участков отработанных карьеров по разные стороны автодороги Красноярск-Бадалык общей площадью 13,4 га. Площадь участка 1 - 3 га, участка 2 -10,4 га (стр. 9-10 рабочего проекта).

Земельный участок с кадастровым номером состоит из 3 (трех) условных участков с кадастровыми номерами , все три участка являются обособленными, при этом размещение отходов осуществлялось только на земельном участке с кадастровым номером . На данном земельном участке был выполнен в полном объеме биологический этап рекультивации в соответствии рабочим проектом, заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> .

Рекультивация земельного участка с с кадастровым номером не предусмотрена рабочим проектом «Рекультивация земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», размещение отходов на данном участке не осуществлялось. Согласно акту выездного обследования от <дата> Департамента, в границах данного участка расположен проезд, произрастает древесная и кустарниковая растительность. При этом проезд, указанный Департаментом - это муниципальная дорога, используется с целью проезда неопределенного круга лиц.

ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» кроме того указано, что рекультивация земельного участка с кадастровым номером в соответствии с рабочим проектом невозможна, так как участок представляет собой часть карьерной выемки. В рабочем проекте указано, что объем карьерной выемки данного участка составляет 276 600 м3 - это и будет объем захораниваемых и складируемых отходов. Без захоронения отходов рекультивация данных карьеров трудно выполнима, так как такую массу грунта взять негде. Технология рекультивации предусматривает заполнение карьерной выемки отходами (разделы 3.4, 3.5 рабочего проекта). К моменту окончания срока действия договора аренды <дата> на земельном участке с кадастровым номером не было размещено отходов. Карьерная выемка осталась полностью пустующей. Невозможность рекультивации земельного участка с кадастровым номером была связана с малым количеством поступающих отходов.

Статьей 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1).

Как следует из статьи 60 ГПК РФ, определяющей допустимость доказательств, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу статьи 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

В целях разрешения вопросов о фактическом проведении рекультивации спорного земельного участка и об её объемах, определением суда от 0.05.2023 по делу назначена судебная экологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Межрегиональный лесопромышленный центр экологии инжиниринга и строительства»,

По результатам проведенного исследования в материалы дела представлено экспертное заключение -э от <дата>, согласно которому сделаны следующие выводы:

- рекультивация земельного участка с кадастровым номером в соответствии с рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> , исходя из объема грунтов, указанных в рабочем проекте, выполнена;

- в соответствии с рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», заключением Государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> , если принимать во внимание использованный объем грунтов, указанный в рабочем проекте, дополнительные мероприятия не требуются;

- Рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)» предусмотрена рекультивация земельного участка с кадастровым номером в части, находящейся за автодорогой;

- по Рабочему проекту в связи с тем, что участок являлся частью разрабатываемого карьера, на всей площади карьера в целях его рекультивации предполагалось проведение технического и биологического этапа. Фактически данный участок является дорогой общего пользования, которая является единственно возможной для доступа жителей к близлежащему поселку. Также данный участок частично охватывает территорию, прилежащую к дороге, на которой ранее (предположительно в 90-е годы 20 века), располагалась автостоянка. С учетом изложенного, считают проведение рекультивации на данном участке нецелесообразной;

- на территории земельного участка с кадастровым номером промышленные отходы 4,5 класса опасности не размещены;

- рекультивация карьерной выемки на территории земельного участка с кадастровым номером в соответствии с рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», заключением Государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> , без использования отходов 4,5 класса фактически невозможна.

Кроме того, в судебном заседании были допрошены эксперты ФИО6, ФИО7, которые дали дополнительные пояснения по проведенному исследованию.

Красноярским природоохранным прокурором и представителем третьего лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений <адрес> заявлены возражения против выводов, сделанных в заключении судебной экспертизы, ответчик с выводами экспертов согласился.

В обоснование доводов о недопустимости представленного экспертного заключения сторонами указано, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами эксперты перечисляют виды растительного покрова, количество деревьев и кустарников и не анализируют, что именно должно произрастать в соответствии с Рабочим проектом, также непонятно, какую площадь земельного участка эксперты исследуют. При повторном осмотре земельного участка с кадастровым номером экспертами было установлено, что количество деревьев и кустарников превышает нормативную численность, предусмотренную рабочим проектом для рекультивируемого участка без ссылки на Рабочий проект. Экспертами не анализируется Глава 4 «Благоустройство и озеленение» рабочего проекта. Кроме того, в 2024 году на земельном участке с кадастровым номером появились свежие посадки - без определения вида, что свидетельствует о том, что рекультивация не была завершена. В заключении не имеется ссылки на исходный объем грунта, способ исследования, отсутствуют действия экспертов по измерению существующего объема грунта, также отсутствует нормативно-правовое обоснование. Из анализа данных эксперты делают выводы об увеличении границ Участка 2 по проекту (земельный участок с кадастровым номером ), однако данных о произведенном перерасчете объемов, необходимых для рекультивации грунтов и увеличения плана посадок, не имеется. При повторном осмотре земельного участка с кадастровым номером (2024 год) экспертами было установлено, что на участке были проведены дополнительные рекультивационные работы, размещен свежий плодородный грунт, что свидетельствует о том, что рекультивация не была завершена. На 3 вопрос экспертами сделан вывод о том, что рекультивация земельного участка с кадастровым номером предусмотрена только в части, находящейся за автодорогой. Однако на 4 вопрос делают выводы о нецелесообразности проведения рекультивации на данном земельном участке, тем самым выводы противоречат 3 и 4 вопросам. Таким образом, эксперты не ответили на 4 вопрос, а именно какие мероприятия по рекультивации земельного участка с кадастровым номером необходимо провести в соответствии с Рабочим проектом и заключением, проведена ли рекультивация.

По смыслу положений статей 55, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является одним из видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. Тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи, с чем законодателем в статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмечено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами

По результату исследования судом экспертного заключения -э от <дата>, оценки доводов сторон и пояснений вызванного в судебное заседание для дачи пояснений эксперта, суд приходит к следующему.

Рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», заключением Государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> предусмотрены технический и биологический этапы рекультивации.

Технический этап включает в себя заполнение выработанных емкостей и общую планировку участка. Заполнение выработанных пространств ведется твердыми отходами с промежуточной и окончательной изоляцией их чистым грунтом, технология их захоронения разработана как устройство полигона и выделена в отдельную главу. Укладка отходов и изоляции ведется слоями с уплотнением и разравниванием. Верхний ярус отходов и окончательная изоляция укладывается строго по картограммам, для создания плавной поверхности на всей площади рекультивации. Общей планировкой площади рекультивации по окончании всех работ достигается восстановление уклона естественной поверхности с нормальным поверхностным стоком ливневых и талых вод (пункт 3.3).

Биологический этап начинается сразу после окончания технического этапа и передачи участка землепользователям, предусматривает подготовку почв, озеленение территории, посадку деревьев и кустарников, уход за зелеными насаждениями. Включает в себя мероприятия, необходимые для предохранения восстановленных земель от ветровой и водной эрозии и для создания зелёной зоны СЗЗ полигона: по периметру карьера устраивается зеленая зона из однорядных посадок кустарников и деревьев; на территории хозяйственной зоны проводится благоустройство и озеленение, включающее посадки кустарников; создание почвенного слоя на всей территории восстановленных земель в объёме, достаточном для создания условий самозаростания и создания дернового слоя. Все эти мероприятия соответствуют и достаточны для принятого направления рекультивации лесохозяйственно-озеленительного, цель которого создать оптимально-организованный и экологически сбалансированный устойчивый ландшафт. Продолжение биологического этапа, направленного на восстановление плодородия почвы, достаточного для выращивания саженцев, выполняют землепользователи после передачи им участка (пункт 3.4).

Согласно Главе 4 «Благоустройство и озеленение» рабочего проекта целью рекультивации является Благоустройство территорий. Для закрепления восстановленного склона от размыва предусмотрено озеленение. Предусмотрены однорядные посадки саженцев деревьев и кустарников. Вся территория рекультивируемого участка сверху покрывается растительным грунтом, что приведет к естественному озеленению.

Указывая на невозможность проведения биологического этапа рекультивации земельного участка с кадастровым номером в соответствии с рабочим проектом ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» указано, что участок представляет собой часть карьерной выемки. При этом к моменту окончания срока действия договора аренды <дата> на указанном земельном участке не было размещено отходов. Карьерная выемка осталась полностью пустующей.

Таким образом, ответчик полагает, что если технический этап рекультивации не завершен, приступить к биологическому этапу рекультивации общество не может, поскольку это приведёт к отступлению от рабочего проекта и к утрате положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Данные доводы не могут быть приняты судом, так как указанные обществом обстоятельства зависят от действий самого ответчика, осуществляющего эксплуатацию объекта и реализацию рабочего проекта по рекультивации, в связи с чем не могут служить основанием для отказа в иске. При этом, обязание ответчика провести биологический этап рекультивации не свидетельствует о невозможности обществом выполнить соответствующие мероприятия, направленные на устранение препятствий для его проведения, в частности путем использования при рекультивации чистого грунта либо иным способом, соответствующим требованиям законодательства. Доказательств обратного, ответчиком в материалы дела не представлено.

В отношении несогласия истца и третьего лица с качеством и количеством произведенных посадок на земельном участке с кадастровым номером суд полагает доводы искового заявления необоснованными, так как сторонами фактически не оспаривается факт проведения рекультивация в части благоустройства, вопросы относительно количества высаженных растений и размера зарастания травой земельного участка относятся к оценочной категории и не свидетельствуют о нарушений требований рабочего проекта.

Разрешая вопрос о несоблюдении ответчиком требований рекультивации в отношении земельного участка с кадастровым номером в части расположенной на нем автодороги, суд учитывает, что согласно информации Департамента, в Реестре муниципального имущества, а также в составе выявленного на территории <адрес> бесхозяйного имущества сооружение дорожного хозяйства, автодорога, проезд в границах земельного участка с кадастровым номером среди объектов не числится. Проезд в <адрес> осуществляется со стороны Енисейского тракта по <адрес> (ОКС с кадастровым номером ) и <адрес> (ОКС с кадастровым номером ), в подтверждение чего представлены схемы проезда и выписки из ЕГРН.

При этом проезд, проходящий по земельному участку с кадастровым номером не подпадает под понятие автомобильная дорога определенном в Федеральном законе от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах, о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Указанное опровергает доводы ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» о том, что на земельном участке с кадастровым номером располагается дорога общего пользования, которая является единственно возможной для доступа жителей к близлежащему поселку, а, следовательно, не свидетельствует об отсутствии у ответчика оснований для проведения мероприятий по рекультивации земельного участка в указанной части.

По условиям заключенного сторонами договора аренды от <дата> Общество должно возвратить департаменту полученный земельный участок с кадастровым номером площадью 313 626 кв.м, рекультивированный в установленном порядке, согласно утвержденной проектной документации после окончания срока действия этого договора, то есть 12.07 2022 (п. <дата> договора.).

Заключая договор субаренды от <дата> , ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» приняло на себя все обязательства арендатора по договору аренды от <дата> , в том числе вернуть рекультивированный участок в установленном порядке согласно утвержденной проектной документации», что, исходя из представленных доказательств, ответчиком выполнено не было.

При рассмотрении исковых требований в части возложения на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» обязанности провести биологический этап рекультивации части земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с рабочим проектом «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности», заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» от 26.03 2004, утвержденного приказом ГУПР по Красноярскому краю от <дата> -э, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от <дата> ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. По части 2 данной статьи при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с пунктом 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> 800, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

В силу ст. 67 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно ст. 11 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлено, что положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу, в том числе в случае: изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 статьи 11 настоящего Федерального закона, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При рассмотрении дела судом установлено и участвующими в деле лицами не оспаривалось, что ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» эксплуатирует объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов 3,4 класса опасности, расположенный на территории <адрес> Красноярского края (далее - объект рекультивации <адрес>).

Поскольку деятельность по размещению отходов 4,5 опасности относится к видам хозяйственной деятельности, которая может оказывать негативное воздействие на компоненты окружающей среды, данный объект подлежит обязательной рекультивации.

По пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> , рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов 3 и 4 класса опасности (<адрес>) расположен на земельных участках с кадастровыми номерами .

Рекультивация карьерной выемки производилась ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» на основании рабочего проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (шифр: 360-1/697-Р)», заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» от <дата>, утвержденного приказом ГУПР по Красноярскому краю от 26.032004 -э.

В судебном заседании представитель ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» дал пояснения о том, что фактически деятельность на указанном обществом более не ведется и в настоящее время проводятся мероприятия по рекультивации земельного участка, однако доказательств завершения мероприятий по рекультивации не представлено.

Принимая во внимание вышеприведённое нормативно-правовое регулирование, установленные по делу фактические обстоятельства, суд считает подлежащими удовлетворению заявленные Красноярский природоохранный прокурор требования о возложении на общество обязанности по проведению биологического этапа рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами .

В силу положений части 1 статьи 206 ГГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В соответствии с частью 2 данной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд полагает необходимым установить срок, в течение которого необходимо осуществить мероприятия по рекультивации земельных участков – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» удовлетворить.

Возложить обязанность на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» провести биологический этап рекультивации объекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером в соответствии с рабочим проектом «Рекультивация земель с захоронением отходов 4 класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык», заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» провести биологический этап рекультивации объекта рекультивации части земельных участков с кадастровыми номерами в соответствии с рабочим проектом «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов 3 и 4 классов опасности», заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади некультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода с применением промышленных отходов 3 и 4 классов опасности от <дата>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий                     И.В. Тоночаков

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2024 года.

2-5/2024 (2-38/2023; 2-697/2022; 2-2424/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
ООО ВТОРИЧНЫЕ РЕСУРСЫ КРАСНОЯРСК
Другие
Администрация г. Красноярска
Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора
Суд
Березовский районный суд Красноярского края
Судья
Золотухина А.Б.
Дело на странице суда
berez.krk.sudrf.ru
24.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2021Передача материалов судье
28.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.04.2022Предварительное судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
31.10.2022Судебное заседание
25.11.2022Судебное заседание
16.12.2022Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
10.07.2024Производство по делу возобновлено
06.08.2024Судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Судебное заседание
05.09.2024Судебное заседание
10.09.2024Судебное заседание
17.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Судебное заседание
18.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее