Дело № 2-5/2024
24RS0004-01-2021-002833-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Березовка 20 сентября 2024 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тоночакова И.В.,
при секретаре Кеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» о возложении обязанности провести биологический этап рекультивации земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с рабочий проектом, возложении обязанности провести биологический этап рекультивации части земельных участков с кадастровыми номерами № в соответствии рабочим проектом,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» о возложении обязанности провести рекультивацию объекта рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V классов опасности (район <адрес>), расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, район <адрес>, в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы; возложении обязанности оформить проектную документацию на объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, район кладбища «Шинник» на которую получить заключение государственной экологической экспертизы. В обоснование заявленных требований указывал на то, что Краснояркой природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», в ходе которой установлено следующее.
Объекты, эксплуатируемые ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» отнесены к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий к объектам I категории:
- объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (местонахождение: Красноярский край, <адрес>, район кладбища «Шинник»);
- объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности (район <адрес>) в <адрес> (местонахождение: <адрес>, район <адрес>).
Объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности расположен на территории отработанного карьера АО «Керамос», в <адрес> (район <адрес>). Вышеуказанный земельный участок предоставлен ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» на праве субаренды для рекультивации с применением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности по Договору субаренды земельного участка, заключенного с ООО «Экоресурс» от <дата> №. В соответствии с Договором аренды земельного участка от <дата> № «Арендодателем» данного земельного участка является департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, «Арендатором» - ООО «Экоресурс». Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 313 626 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, в районе старого Енисейского тракта и действующего карьера АО «Керамос» у <адрес>, предоставлен ООО «Экоресурс» для использования в целях захоронения отходов III и IV класса опасности и последующей рекультивации. Срок окончания эксплуатации участка и завершения рекультивационных работ - 2022 год. Согласно публичной кадастровой карте объекту рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности в <адрес> (район <адрес>) соответствует кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов. Объект рекультивации, эксплуатируемый ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» отнесен к объекту I категории негативного воздействия на окружающую среду. В нарушение условий договора аренды рекультивация земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V классов опасности (район <адрес>), расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, район <адрес>, в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, до настоящего времени не проведена.
Кроме того, что в ходе проверки также установлено, что объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV класса опасности расположен на территории <адрес> Красноярского края (далее - объект <адрес>). Проект «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» имеет положительное заключение экспертной комиссии государственной экологический экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением отходов III и IV классов опасности» от <дата> №-э, утвержденного приказом Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Красноярскому краю от <дата> № (далее - Проект Расширения). Проектом Расширения предусмотрено, что заполнение отработанного карьера осуществляется твердыми промышленными отходами. Подъезд осуществляется с северной стороны по основной подъездной дороге с твердым гравийным покрытием через общий существующий шлагбаум и далее к картам захоронения по дороге, отсыпанной пионерным способом из отходов с послойным уплотнением. Хозяйственная зона и объекты вспомогательного назначения имеются и включают в себя: контрольно-пропускной пункт, помещение для обогрева и питания персонала, помещение для сушки одежды, теплый гараж для спецтехники, люфт-клозет, объекты электроснабжения. На выезде с территории рекультивации устроена дезинфицирующая ванна. Площадки и проезды хозяйственной зоны имеют твердое покрытие. Для рекультивации применяются промышленные отходы III и IV класса опасности. В случае изменения в номенклатуре отходов, перечень может быть дополнен и дополнительно согласован с органами ЦГСЭН. Запрещается сбор вторичного сырья и размещения приемных пунктов вторичного сырья. Производственная зона объекта рекультивации <адрес> общей площадью 10 га, из них площадь по захоронению отходов составляет 8,1 га. Площадь 1,9 га входит в землеотвод по рекультивации, но нагрузки по захоронению отходов не несет. Площадь захоронения разделена на 2 участка. Один участок для приема ТПО IV класса опасности, второй участок - специализированный по приему промышленных отходов III класса опасности. Расчетный срок заполнения выемок составит: для участка № лет; для участка № лет. Объемы работ по участку № организованного захоронения отходов 11 лет, объем участка № рассчитан проектом на 6 лет, но он может быть увеличен в южном направлении. Фактическая вместимость и расчетный срок загрузки отходов представлены в п.4.2.2, и п. 4.2.3. Проекта Расширения. Изоляция отходов 3 класса опасности производится только суглинистым грунтом. Карты с такими отходами отделяются друг от друга и от других отходов ограждающими дамбами, выполненными из такого же грунта шириной не менее 2х метров. Пылящие отходы в картах должны сразу после укладки поливаться. Качество уплотнения отходов контролируется взятием проб после отсыпки яруса, не менее 3 проб. Плотность уплотненных отходов должна быть не ниже 1,4 т/м3 для ТПО и 0,87 т/м3 для ТБО. Между тем Проектом Расширения размещение ТБО не предусмотрено. Пунктом 4.5 «Инженерное обеспечение» предусмотрено, что электроосвещение выполнено по деревянным столбами и продляется при необходимости. Пунктом 4.6 «Рекомендации при эксплуатации» установлено, что учет принимаемых отходов ведется в объемном выражении в неуплотненном состоянии. Отметки о принимаемых объемах и видах отходов делаются в «Журнале приема отходов». На участке должны быть организованы бесперебойный учет и разгрузка пребывающего автотранспорта. Беспорядочное складирование отходов не допускается. В ходе обследования объекта рекультивации <дата> установлено, что деятельность по размещению отходов осуществляется. На момент обследования территории на объекте рекультивации отсутствовала специализированная техника, рабочий персонал. Наличие специальной техники, а также технической возможности для подачи воды не установлено. Хозяйственная зона и объекты вспомогательного назначения, включая деревянные столбы для электроснабжения не обнаружены. ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» не представлены результаты контроля плотности размещенных отходов, «Журналы приема отходов» предусмотренные Проектом Расширения. В период с <дата> по <дата> ООО «ЕнисейГеоКом» на объекте рекультивации <адрес>, с целью получения инженерно - геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности, необходимых для обоснования остаточной емкости объекта рекультивации были проведены инженерно - геодезические испытания. В соответствии с результатами инженерно-геодезических изысканий, выполненных на объекте рекультивации («Технический отчет о выполненных инженерно-геодезических изысканиях» 05-3-19-ИГДИ») остаточная емкость объекта до проектных отметок составляет 81,0 тыс. куб.м, в чистом теле. В ходе изучения представленной документации ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» установлено, что согласно техническому отчету о выполнении инженерно-геодезических изысканиях проведенных в 2019 году ООО «Енисей-геоком» на объекте рекультивации <адрес>, что изыскания проведены на участке общей площадью 10 га (лист 15), при площади захоронения отходов - 8,1 га, кадастровые номера: №. Определение остаточной емкости полигона производилось на основании геодезической сьемки, и проектной, на основании проекта КрасТИСИЗ. При этом самого расчета и определения остаточной емкости, графиков (схемы) наложения чертежей ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» не предоставило. Вышеуказанное ставит под сомнение достоверность полученных сведений, поскольку отсутствует информация о том, кем разработана проектная документация Проекта Расширения. Характеристика объекта рекультивации <адрес>, представленная в Енисейское МРУ Росприроднадзора в 2015 году, в графе 9 указана проектная вместимость ОРО: участок № № т, участок № № т, в сумме вместимость ОРО 654 100 м3 или 573 765 т. Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» от <дата> №, утвержденное приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Красноярскому краю от <дата> №-э вместимость ОРО составляет: участок № м3, участок № м3. Учитывая утвержденную плотность уплотненных отходов 1,4 т/м3, проектная вместимость в тоннах составит: участок № т, участок № т = 915 740 т. В графе 10 представленной характеристики ОРО указаны объемы размещенных отходов по результатам инвентаризации проведенной в 2015 году (по состоянию на <дата>) 180 324,9 т или 207 270 м3. Также в Управление представлена характеристика 2017 года, где на <дата> в графе 10 (размещено всего) указано 600 120 т или 500 100 м3. В соответствии характеристикой 2017 года и формами №-ТП (отходы) за 2017-2020 гг.) на ОРО, по состоянию на <дата> размещено 840 054,006 или 600 038,576 м3. Таким образом, ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» допускает эксплуатацию объекта рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно государственной экологический экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением отходов III и IV классов опасности» от <дата> №, утвержденной приказом ГУПР по Красноярскому краю от <дата> №-э.
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов на обеспечение установленного порядка сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов. Прокуратурой в адрес генерального директора ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» <дата> внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
В этой связи просит суд возложить на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» обязанность:
- провести рекультивацию объекта рекультивации земель с захоронением твердых - промышленных отходов IV и V классов опасности (район <адрес>), расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, район <адрес> в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и передать объект с проведенной рекультивацией собственнику земельного участка администрации <адрес>;
- оформить проектную документацию на объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, район кладбища «Шинник» на которую получить заключение государственной экологической экспертизы в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе рассмотрения дела стороной истца представлено ходатайство об уточнении исковых требований со ссылкой на то, что по требованию о возложении на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» обязанности оформить проектную документацию на Объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (<адрес>), на которую получить заключение государственной экологической экспертизы в течении 6 месяцев, данное требование подлежит уточнению в связи с фактом прекращения эксплуатантом деятельности по размещению отходов на данном объекте. Поскольку деятельность по размещению отходов IV и V классов опасности относится к видам хозяйственной деятельности, которая может оказывать негативное воздействие на компоненты окружающей среды, данный объект подлежит обязательной рекультивации. По пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (<адрес>) расположен на земельных участках с кадастровыми номерами №, которые находятся в собственности ООО «Вторичные ресурсы Красноярск». Рекультивация карьерной выемки производилась ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» на основании рабочего проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (шифр: 360-1/697-Р)», заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» № от <дата>, утвержденного приказом ГУПР по Красноярскому краю от <дата> №-э. Конкретные сроки проведения биологического этапа рекультивации данным проектом не установлены, разумный срок их проведения с учетом перечня необходимых мероприятий, составляет 6 (шесть) месяцев.
С учетом возражений ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», поступивших в ходе рассмотрения дела, процессуальный истец требования уточнил и просил суд:
- возложить обязанность на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» провести биологический этап рекультивации земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с рабочим проектом «Рекультивация земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> №, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
- возложить обязанность на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» провести биологический этап рекультивации части земельных участков с кадастровыми номерами № в соответствии с рабочим проектом «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности», заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» № от 26.03 2004, утвержденного приказом ГУПР по Красноярскому краю от <дата> №-э, в течениие 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора Пискорская А.И. уточненные исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» Чебоксарова М.А., Каримова Д.П. против удовлетворения исковых требований возражали по доводам, изложенных в письменных отзывах на исковое заявление, дали дополнительные пояснения.
Представитель третьего лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений <адрес> Иванова Н.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представители третьих лиц администрации <адрес>, Енисейского Межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещались своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении слушания не просили, отзыва на исковые требования не представили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Учитывая, что судом приняты все необходимые меры к извещению третьих лиц о времени и месте рассмотрения спора, судом рассмотрено дело в их отсутствие в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Определение от <дата> №), названные конституционные положения в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58); эта конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; в связи с тем, что эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (постановления от <дата> №-П и от <дата> №-П).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В соответствии со статьей 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Компонентами природной среды в силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статьям 3, 4 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Пунктом 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон об отходах).
Согласно данному закону к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим законом; объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов; захоронение отходов представляет собой изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (статья 1).
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
При этом Закон об отходах не содержит каких-либо исключений для действия данного запрета, допуская только нахождение и эксплуатацию ранее созданных объектов размещения отходов до <дата> в муниципальных образованиях, включенных в состав территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ.
Данный вывод отражён в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №-ЭС20-24237 по делу № №
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что Краснояркой природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО «Вторичные ресурсы Красноярск», в ходе которой установлено следующее.
Объекты, эксплуатируемые ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» отнесены к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий к объектам категории:
- объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (местонахождение: Красноярский край, <адрес>, район кладбища «Шинник»);
объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности (район <адрес>) в <адрес> (местонахождение: <адрес>, район <адрес>).
Объект рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности расположен на территории отработанного карьера АО «Керамос», в <адрес> (район <адрес>).
Вышеуказанный земельный участок предоставлен ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» на праве субаренды для рекультивации с применением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности по договору субаренды земельного участка, заключенного с ООО «Экоресурс» от <дата> №.
В соответствии с Договором аренды земельного участка от <дата> № «Арендодателем» данного земельного участка является департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, «Арендатором» - ООО «Экоресурс».
По условиям договора аренды обществу был предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, в районе старого Енисейского тракта и действующего карьера АО «Керамос» у <адрес>, для использования в целях захоронения отходов III-IV класса опасности и последующей рекультивации в соответствии с рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности в существующем карьере в <адрес> (р-н пос. «Бадалык»)», заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> №.
Пунктом 2.1 договора установлен срок аренды участка с <дата> по <дата>.
Согласно публичной кадастровой карте объекту рекультивации земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V класса опасности в <адрес> (район <адрес>) соответствует кадастровый №, категория земель земли населенных пунктов.
Объект рекультивации, эксплуатируемый ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» отнесен к объекту I категории негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно сведениям из ЕГРН от <дата>, земельный участок с кадастровым номером № представляет собой единое землепользование, состоящее из 3 (трех) обособленных (условных) участков: с кадастровым номером №, площадью 34098 кв.м.; с кадастровым номером №, площадью 270 434 кв.м.; с кадастровым номером №, площадью 9 094 кв.м.
В соответствии с п. <дата> договора от <дата> № арендатор обязан своевременно выполнять обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательных и других работ.
Дополнением от <дата> № к договору аренды стороны согласовали следующие изменения:
пункт 1.1 договора читать в следующей редакции: «...для использования в целях захоронения отходов III-IV класса опасности и последующей рекультивации в соответствии с рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности в существующем карьере в <адрес> (р-н. пос. «Бадалык»)» заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края: от <дата> №.»;
пункт 4.4 договора аренды дополнен пунктом следующего содержания: пункт <дата> Использовать участок в соответствии с требованиями Федеральных законов от <дата> №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от <дата> №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», от <дата> №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления».
<дата>. После окончания действия договора вернуть арендодателю участок, рекультивированный в установленном порядке согласно утвержденной проектной документации.
Письмом в адрес департамента ООО «Экоресурс» уведомило о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ООО «Вторичные Ресурсы Красноярск», что подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный с кадастровым номером №
В обоснование заявленных требований истцом указано, что в нарушение условий договора аренды от <дата> № рекультивация земель с захоронением твердых промышленных отходов IV и V классов опасности (район <адрес>), расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, район <адрес>, в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, до настоящего времени не проведена.
Из представленного в материалы дела акта выездного обследования многоконтурного земельного участка с кадастровым номером № от <дата> №, проведенного Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> следует, что ООО «Вторичные Ресурсы Красноярск» рекультивация не выполнена, в том числе:
земельный участок с кадастровым номером № имеет перепад высот до 15 м. вследствие промышленной выемки грунта (глины), земельный участок замусорен строительными и бытовыми отходами: зола, разломанные кирпичи, шины, бытовой мусор, иные отходы;
земельный участок с кадастровым номером № кустарники и деревья не высажены, в том числе однорядной изгородью, травой засеян частично, имеются участки, где зола расположена на поверхности;
земельный участок с кадастровым номером № в границах расположен проезд, произрастает древесная и кустарниковая растительность.
Возражая против доводов искового заявления, ответчиком указано, что <дата>, в день окончания срока действия договора, в адрес истца было направлено уведомление о готовности к возврату земельного участка по акту приема-передачи. Письмом от <дата> истец отказался от принятия земельного участка, мотивируя тем, что передача отрекультивированного земельного участка должна быть осуществлена в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от <дата> №, а также, что биологический этап рекультивации не выполнен. При этом ответчик полагает, что поскольку рекультивация земельного участка с кадастровым номером № велась с 1996 года, требования Постановления Правительства РФ от <дата> № на правоотношения сторон не распространяются, поэтому оснований для отказа в приемке земельного участка у собственника не было.
Также ответчиком указана ссылка на то, что согласно рабочему проекту «Рекультивация земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)» в рабочем проекте разработана рекультивация 2 участков отработанных карьеров по разные стороны автодороги Красноярск-Бадалык общей площадью 13,4 га. Площадь участка 1 - 3 га, участка 2 -10,4 га (стр. 9-10 рабочего проекта).
Земельный участок с кадастровым номером № состоит из 3 (трех) условных участков с кадастровыми номерами №, все три участка являются обособленными, при этом размещение отходов осуществлялось только на земельном участке с кадастровым номером №. На данном земельном участке был выполнен в полном объеме биологический этап рекультивации в соответствии рабочим проектом, заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> №.
Рекультивация земельного участка с с кадастровым номером № не предусмотрена рабочим проектом «Рекультивация земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», размещение отходов на данном участке не осуществлялось. Согласно акту выездного обследования № от <дата> Департамента, в границах данного участка расположен проезд, произрастает древесная и кустарниковая растительность. При этом проезд, указанный Департаментом - это муниципальная дорога, используется с целью проезда неопределенного круга лиц.
ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» кроме того указано, что рекультивация земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с рабочим проектом невозможна, так как участок представляет собой часть карьерной выемки. В рабочем проекте указано, что объем карьерной выемки данного участка составляет 276 600 м3 - это и будет объем захораниваемых и складируемых отходов. Без захоронения отходов рекультивация данных карьеров трудно выполнима, так как такую массу грунта взять негде. Технология рекультивации предусматривает заполнение карьерной выемки отходами (разделы 3.4, 3.5 рабочего проекта). К моменту окончания срока действия договора аренды <дата> на земельном участке с кадастровым номером № не было размещено отходов. Карьерная выемка осталась полностью пустующей. Невозможность рекультивации земельного участка с кадастровым номером № была связана с малым количеством поступающих отходов.
Статьей 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (часть 1).
Как следует из статьи 60 ГПК РФ, определяющей допустимость доказательств, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу статьи 79 ГПК РФ, при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
В целях разрешения вопросов о фактическом проведении рекультивации спорного земельного участка и об её объемах, определением суда от 0.05.2023 по делу назначена судебная экологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО «Межрегиональный лесопромышленный центр экологии инжиниринга и строительства»,
По результатам проведенного исследования в материалы дела представлено экспертное заключение №-э от <дата>, согласно которому сделаны следующие выводы:
- рекультивация земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> №, исходя из объема грунтов, указанных в рабочем проекте, выполнена;
- в соответствии с рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», заключением Государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> №, если принимать во внимание использованный объем грунтов, указанный в рабочем проекте, дополнительные мероприятия не требуются;
- Рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)» предусмотрена рекультивация земельного участка с кадастровым номером № в части, находящейся за автодорогой;
- по Рабочему проекту в связи с тем, что участок являлся частью разрабатываемого карьера, на всей площади карьера в целях его рекультивации предполагалось проведение технического и биологического этапа. Фактически данный участок является дорогой общего пользования, которая является единственно возможной для доступа жителей к близлежащему поселку. Также данный участок частично охватывает территорию, прилежащую к дороге, на которой ранее (предположительно в 90-е годы 20 века), располагалась автостоянка. С учетом изложенного, считают проведение рекультивации на данном участке нецелесообразной;
- на территории земельного участка с кадастровым номером № промышленные отходы 4,5 класса опасности не размещены;
- рекультивация карьерной выемки на территории земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», заключением Государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> №, без использования отходов 4,5 класса фактически невозможна.
Кроме того, в судебном заседании были допрошены эксперты ФИО6, ФИО7, которые дали дополнительные пояснения по проведенному исследованию.
Красноярским природоохранным прокурором и представителем третьего лица Департамента муниципального имущества и земельных отношений <адрес> заявлены возражения против выводов, сделанных в заключении судебной экспертизы, ответчик с выводами экспертов согласился.
В обоснование доводов о недопустимости представленного экспертного заключения сторонами указано, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № эксперты перечисляют виды растительного покрова, количество деревьев и кустарников и не анализируют, что именно должно произрастать в соответствии с Рабочим проектом, также непонятно, какую площадь земельного участка эксперты исследуют. При повторном осмотре земельного участка с кадастровым номером № экспертами было установлено, что количество деревьев и кустарников превышает нормативную численность, предусмотренную рабочим проектом для рекультивируемого участка без ссылки на Рабочий проект. Экспертами не анализируется Глава 4 «Благоустройство и озеленение» рабочего проекта. Кроме того, в 2024 году на земельном участке с кадастровым номером № появились свежие посадки - без определения вида, что свидетельствует о том, что рекультивация не была завершена. В заключении не имеется ссылки на исходный объем грунта, способ исследования, отсутствуют действия экспертов по измерению существующего объема грунта, также отсутствует нормативно-правовое обоснование. Из анализа данных эксперты делают выводы об увеличении границ Участка 2 по проекту (земельный участок с кадастровым номером №), однако данных о произведенном перерасчете объемов, необходимых для рекультивации грунтов и увеличения плана посадок, не имеется. При повторном осмотре земельного участка с кадастровым номером № (2024 год) экспертами было установлено, что на участке были проведены дополнительные рекультивационные работы, размещен свежий плодородный грунт, что свидетельствует о том, что рекультивация не была завершена. На 3 вопрос экспертами сделан вывод о том, что рекультивация земельного участка с кадастровым номером № предусмотрена только в части, находящейся за автодорогой. Однако на 4 вопрос делают выводы о нецелесообразности проведения рекультивации на данном земельном участке, тем самым выводы противоречат 3 и 4 вопросам. Таким образом, эксперты не ответили на 4 вопрос, а именно какие мероприятия по рекультивации земельного участка с кадастровым номером № необходимо провести в соответствии с Рабочим проектом и заключением, проведена ли рекультивация.
По смыслу положений статей 55, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является одним из видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования. Тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи, с чем законодателем в статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмечено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами
По результату исследования судом экспертного заключения №-э от <дата>, оценки доводов сторон и пояснений вызванного в судебное заседание для дачи пояснений эксперта, суд приходит к следующему.
Рабочим проектом «Рекультивации земель с захоронением отходов четвертого класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык)», заключением Государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> № предусмотрены технический и биологический этапы рекультивации.
Технический этап включает в себя заполнение выработанных емкостей и общую планировку участка. Заполнение выработанных пространств ведется твердыми отходами с промежуточной и окончательной изоляцией их чистым грунтом, технология их захоронения разработана как устройство полигона и выделена в отдельную главу. Укладка отходов и изоляции ведется слоями с уплотнением и разравниванием. Верхний ярус отходов и окончательная изоляция укладывается строго по картограммам, для создания плавной поверхности на всей площади рекультивации. Общей планировкой площади рекультивации по окончании всех работ достигается восстановление уклона естественной поверхности с нормальным поверхностным стоком ливневых и талых вод (пункт 3.3).
Биологический этап начинается сразу после окончания технического этапа и передачи участка землепользователям, предусматривает подготовку почв, озеленение территории, посадку деревьев и кустарников, уход за зелеными насаждениями. Включает в себя мероприятия, необходимые для предохранения восстановленных земель от ветровой и водной эрозии и для создания зелёной зоны СЗЗ полигона: по периметру карьера устраивается зеленая зона из однорядных посадок кустарников и деревьев; на территории хозяйственной зоны проводится благоустройство и озеленение, включающее посадки кустарников; создание почвенного слоя на всей территории восстановленных земель в объёме, достаточном для создания условий самозаростания и создания дернового слоя. Все эти мероприятия соответствуют и достаточны для принятого направления рекультивации лесохозяйственно-озеленительного, цель которого создать оптимально-организованный и экологически сбалансированный устойчивый ландшафт. Продолжение биологического этапа, направленного на восстановление плодородия почвы, достаточного для выращивания саженцев, выполняют землепользователи после передачи им участка (пункт 3.4).
Согласно Главе 4 «Благоустройство и озеленение» рабочего проекта целью рекультивации является Благоустройство территорий. Для закрепления восстановленного склона от размыва предусмотрено озеленение. Предусмотрены однорядные посадки саженцев деревьев и кустарников. Вся территория рекультивируемого участка сверху покрывается растительным грунтом, что приведет к естественному озеленению.
Указывая на невозможность проведения биологического этапа рекультивации земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с рабочим проектом ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» указано, что участок представляет собой часть карьерной выемки. При этом к моменту окончания срока действия договора аренды <дата> на указанном земельном участке не было размещено отходов. Карьерная выемка осталась полностью пустующей.
Таким образом, ответчик полагает, что если технический этап рекультивации не завершен, приступить к биологическому этапу рекультивации общество не может, поскольку это приведёт к отступлению от рабочего проекта и к утрате положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Данные доводы не могут быть приняты судом, так как указанные обществом обстоятельства зависят от действий самого ответчика, осуществляющего эксплуатацию объекта и реализацию рабочего проекта по рекультивации, в связи с чем не могут служить основанием для отказа в иске. При этом, обязание ответчика провести биологический этап рекультивации не свидетельствует о невозможности обществом выполнить соответствующие мероприятия, направленные на устранение препятствий для его проведения, в частности путем использования при рекультивации чистого грунта либо иным способом, соответствующим требованиям законодательства. Доказательств обратного, ответчиком в материалы дела не представлено.
В отношении несогласия истца и третьего лица с качеством и количеством произведенных посадок на земельном участке с кадастровым номером № суд полагает доводы искового заявления необоснованными, так как сторонами фактически не оспаривается факт проведения рекультивация в части благоустройства, вопросы относительно количества высаженных растений и размера зарастания травой земельного участка относятся к оценочной категории и не свидетельствуют о нарушений требований рабочего проекта.
Разрешая вопрос о несоблюдении ответчиком требований рекультивации в отношении земельного участка с кадастровым номером № в части расположенной на нем автодороги, суд учитывает, что согласно информации Департамента, в Реестре муниципального имущества, а также в составе выявленного на территории <адрес> бесхозяйного имущества сооружение дорожного хозяйства, автодорога, проезд в границах земельного участка с кадастровым номером № среди объектов не числится. Проезд в <адрес> осуществляется со стороны Енисейского тракта по <адрес> (ОКС с кадастровым номером №) и <адрес> (ОКС с кадастровым номером №), в подтверждение чего представлены схемы проезда и выписки из ЕГРН.
При этом проезд, проходящий по земельному участку с кадастровым номером № не подпадает под понятие автомобильная дорога определенном в Федеральном законе от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах, о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Указанное опровергает доводы ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» о том, что на земельном участке с кадастровым номером № располагается дорога общего пользования, которая является единственно возможной для доступа жителей к близлежащему поселку, а, следовательно, не свидетельствует об отсутствии у ответчика оснований для проведения мероприятий по рекультивации земельного участка в указанной части.
По условиям заключенного сторонами договора аренды от <дата> № Общество должно возвратить департаменту полученный земельный участок с кадастровым номером № площадью 313 626 кв.м, рекультивированный в установленном порядке, согласно утвержденной проектной документации после окончания срока действия этого договора, то есть 12.07 2022 (п. <дата> договора.).
Заключая договор субаренды от <дата> №, ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» приняло на себя все обязательства арендатора по договору аренды от <дата> №, в том числе вернуть рекультивированный участок в установленном порядке согласно утвержденной проектной документации», что, исходя из представленных доказательств, ответчиком выполнено не было.
При рассмотрении исковых требований в части возложения на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» обязанности провести биологический этап рекультивации части земельных участков с кадастровыми номерами № в соответствии с рабочим проектом «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности», заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» № от 26.03 2004, утвержденного приказом ГУПР по Красноярскому краю от <дата> №-э, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от <дата> №ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. По части 2 данной статьи при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с пунктом 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> 800, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В силу ст. 67 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Согласно ст. 11 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлено, что положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу, в том числе в случае: изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 статьи 11 настоящего Федерального закона, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
При рассмотрении дела судом установлено и участвующими в деле лицами не оспаривалось, что ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» эксплуатирует объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов 3,4 класса опасности, расположенный на территории <адрес> Красноярского края (далее - объект рекультивации <адрес>).
Поскольку деятельность по размещению отходов 4,5 опасности относится к видам хозяйственной деятельности, которая может оказывать негативное воздействие на компоненты окружающей среды, данный объект подлежит обязательной рекультивации.
По пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №, рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Объект рекультивации земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов 3 и 4 класса опасности (<адрес>) расположен на земельных участках с кадастровыми номерами №.
Рекультивация карьерной выемки производилась ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» на основании рабочего проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности (шифр: 360-1/697-Р)», заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов III и IV классов опасности» № от <дата>, утвержденного приказом ГУПР по Красноярскому краю от 26.032004 №-э.
В судебном заседании представитель ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» дал пояснения о том, что фактически деятельность на указанном обществом более не ведется и в настоящее время проводятся мероприятия по рекультивации земельного участка, однако доказательств завершения мероприятий по рекультивации не представлено.
Принимая во внимание вышеприведённое нормативно-правовое регулирование, установленные по делу фактические обстоятельства, суд считает подлежащими удовлетворению заявленные Красноярский природоохранный прокурор требования о возложении на общество обязанности по проведению биологического этапа рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами №.
В силу положений части 1 статьи 206 ГГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В соответствии с частью 2 данной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд полагает необходимым установить срок, в течение которого необходимо осуществить мероприятия по рекультивации земельных участков – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» удовлетворить.
Возложить обязанность на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» провести биологический этап рекультивации объекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с рабочим проектом «Рекультивация земель с захоронением отходов 4 класса опасности существующем в карьере в <адрес> (р-н Бадалык», заключением государственной экологической экспертизы Государственного комитета по охране окружающей среды Красноярского края от <дата> № в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» провести биологический этап рекультивации объекта рекультивации части земельных участков с кадастровыми номерами № в соответствии с рабочим проектом «Расширение площади рекультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов 3 и 4 классов опасности», заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проекта «Расширение площади некультивируемых земель в части отработанного карьера Кирпичного завода № с применением промышленных отходов 3 и 4 классов опасности № от <дата>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Тоночаков
Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2024 года.