Дело № 12-91/2023
УИД 47RS0007-01-2023-001095-36
РЕШЕНИЕ
г. Кингисепп 8 августа 2023 года
Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Жукова Л.В.
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Баскакова А.,
защитника Грекова О.Ю.,
начальника таможенного поста МАПП Ивангород Кингисеппской таможни ФИО9
ведущего инспектора ОТО и ТК таможенного поста МАПП Ивангород Кингисеппской таможни ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) жалобу
Баскакова Алексея, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, лица без гражданства, женатого, имеющего 2 несовершеннолетних детей, проживающего по адресу: <адрес>
на постановление начальника таможенного поста многостороннего автомобильного пункта пропуска Ивангород (далее – таможенный пост МАПП) ФИО2 Т.Р.-Б. от 18 мая 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 11.29 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника таможенного поста МАПП Ивангород ФИО10 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 11.29 КоАП РФ, Баскакову А. назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поступившей в Кингисеппский городской суд Ленинградской области, Баскаков А. просит отменить названное постановление, полагая, что при осуществлении им международной перевозки 04.05.2023 разрешения, предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – Федеральный Закон от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ), не требовалось.
В обоснование ссылался на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о международном автомобильном сообщении, которым установлено, что при перевозке грузов автотранспортными средствами между Россией и Эстонией и транзитом по их территориям не требуется разрешения на выполнение перевозок грузов автомобилями грузоподъемностью не выше 3,5 тонн и общим весом 6 тонн, включая прицепы.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы Баскаков А. и его защитник Греков О.Ю. поддержали доводы жалобы, просили ее удовлетворить.
Должностные лица таможенного органа, начальник таможенного поста МАПП Ивангород Мамедов Т.Р.-Б. и ведущий инспектор Архипов Ю.В., полагали, что жалоба является необоснованной. Ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 29.09.2022 № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов» и постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1728 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.09.2022 № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов», пояснили, что Баскаков А. нарушил условия осуществления международной перевозки, совершив перегрузку товара с транспортного средства, принадлежавшего российскому перевозчику, в транспортное средство, принадлежащее иностранному перевозчику, не в зоне таможенного контроля.
При указанных обстоятельствах, по мнению должностных лиц таможенного органа, предъявленный водителем Баскаковым А. сотрудникам таможни учетный талон считается недействительным.
Обсудив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 11.29 КоАП РФ, осуществление международных автомобильных перевозок с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без разрешений, если такие разрешения обязательны, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо без учетного талона, выдаваемого органами государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок, -
влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями, со специальными разрешениями и с многосторонними разрешениями.
В части 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ содержатся основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона.
Так, определено, что разрешение - это документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории государства, и указаны виды разрешений.
Учетный талон – это документ, выдаваемый в целях учета перевозки иностранному перевозчику органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) за осуществлением международных автомобильных перевозок, в случае, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществление перевозки допускается без российского разрешения или специального разового разрешения на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства, а также в случае, если перевозка осуществляется в соответствии с многосторонним разрешением.
Двусторонняя международная автомобильная перевозка – это перевозка транспортным средством, принадлежащим российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства или с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, с территории иностранного государства, в котором зарегистрировано указанное транспортное средство, на территорию Российской Федерации или с территории Российской Федерации на территорию этого иностранного государства;
В части 4 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ указано, что международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения на принципах взаимности может предусматриваться осуществление двусторонних и транзитных международных автомобильных перевозок без разрешений. Такие перевозки осуществляются на основании международной товарно-транспортной накладной, подтверждающей вид перевозки, при соблюдении условий их осуществления, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и которые доводятся до компетентных органов иностранных государств.
Положениям ст.1 и п. «к» ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о международном автомобильном сообщении (Санкт-Петербург, 4 июля 2000 года) установлено, что при перевозке грузов автотранспортными средствами между Россией и Эстонией и транзитом по их территориям не требуется разрешения на выполнение перевозок грузов автомобилями грузоподъемностью не выше 3,5 тонн и общим весом 6 тонн, включая прицепы.
Из постановления по делу об административном правонарушении и материалов дела следует, что 4 мая 2023 года в 20 часов 36 минут на таможенный пост МАПП Ивангород, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, г. Ивангород, Кингисеппское шоссе, д. 4, для убытия с территории ЕАЭС прибыло транспортное средство марки «RENAULT», регистрационный знак <данные изъяты> (страна регистрации Эстония), принадлежащее иностранному перевозчику <данные изъяты>, с прицепом для легкового автомобиля, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, (страна регистрации Россия), принадлежащим индивидуальному предпринимателю ФИО6, под управлением водителя Баскакова А.
Указанное транспортное средство следовало из Российской Федерации в Эстонию с товаром «турка медная для приготовления кофе», весом брутто 120 кг.
На таможенный контроль были представлены товаросопроводительные документы: CMR № от 24.04.2023; товарная накладная № от 06.03.2023; заявление о товаре № от 24.04.2023; а также учетный талон № от 04.05.2023 и свидетельство о регистрации транспортных средств № № и № 99 37 972420.
Из представленных документов следовало, что международная перевозка по территории Российской Федерации груза была осуществлена водителем Баскаковым А. с нарушением условий осуществления международных автомобильных перевозок, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1728 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.09.2022 № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов», а именно, замена самоходного транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, на самоходное транспортное средство, принадлежащее иностранному перевозчику, была выполнена не в зоне таможенного контроля, находящейся на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, включенных в перечень, согласно Приложению № 2 названного постановления, что подтверждается служебной запиской начальника таможенного поста МАПП Ивангород ФИО11 и информацией начальника Ямбургского таможенного поста.
Установленные таможенным органом обстоятельства явились основанием для привлечения Баскакова А. к административной ответственности по части 1 ст. 11.29 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении от 18.05.2023.
Суд находит содержащийся в постановлении вывод о вине Баскакова А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 11.29 КоАП РФ, необоснованным.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.
Для определения наличия события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 11.29 КоАП РФ, таможенному органу среди прочего следовало установить, имелось ли у Баскакова А. при осуществлении международной автомобильной перевозки груза разрешение, если такие разрешения обязательны, либо учетный талон.
Отсутствие этих документов при осуществлении международной перевозки образует объективную сторону правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом таможенного органа эти обстоятельства установлены не были, не отражены они и в постановлении от 18.05.2023.
Вместе с тем из документов на транспортные средства, имеющиеся в деле, следует, что грузоподъемность автомобиля Баскакова А., включая прицеп, не превышает 3,5 тонн, а общий вес - 6 тонн.
В этом случае, согласно положениям ст.1 и п. «к» ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о международном автомобильном сообщении (Санкт-Петербург, 4 июля 2000 года), разрешения на выполнение перевозок грузов не требуется.
При этом учетный талон был предоставлен таможенному органу Баскаковым А.
Выводов о том, почему указанный учетный талон не мог быть принят таможенным органом, постановление не содержит.
Ссылка на пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 29.09.2022 № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов», согласно которому российские разрешения, специальные разрешения, многосторонние разрешения, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", в случае их использования иностранными перевозчиками в целях осуществления международных автомобильных перевозок грузов в нарушение запрета считаются недействительными, является необоснованной, поскольку в Указе отсутствует указание на основания признания недействительности учетного талона.
Кроме того, постановление датировано 18 мая 2022 года, тогда как описанные в нем события имели место 04.05.2023.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных ст. 24.1, 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволило должностному лицу таможенного органа всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом того, что на дату рассмотрения настоящей жалобы в Кингисеппском городском суде Ленинградской области срок давности привлечения Баскакова А. к административной ответственности по части 1 статьи 11.29 КоАП РФ истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление начальника таможенного поста многостороннего автомобильного пункта пропуска Ивангород ФИО12 от 18 мая 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 11.29 КоАП РФ, в отношении Баскакова Алексея, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья Л.В. Жукова