25RS0028-01-2019-000067-68
Дело № 2-39/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Терней 10 апреля 2019 г.
Тернейский районный суд в составе: председательствующего судьи Власовой Ю.В., при секретаре Елсуковой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тернейского района в защиту прав и законных интересов круга лиц к Администрации Тернейского муниципального района, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» о понуждении к совершению действий по ремонту приточно-вытяжной вентиляции здания учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тернейского района в защиту прав и законных интересов круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Тернейского муниципального района, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» о понуждении к совершению действий по ремонту приточно-вытяжной вентиляции здания учреждения. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней», в рамках которой выявлена неисправность приточно-вытяжной вентиляции здания, что является нарушением ст.ст.56,85 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В связи с данным длящимся нарушением, директору МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Терней» должностными лицами государственного пожарного надзора выдавались предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в частности, 22.12.2016 и 29.01.2018 года. Руководителем МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» в связи с невозможностью самостоятельно устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, в органы местного самоуправления направлялись заявки на выделение средств, необходимых для их устранения. Прокуратурой района 09.04.2018 года главе Тернейского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, на которое 17.05.2018 года представлена информация об отсутствии денежных средств на указанные цели в бюджете Тернейского муниципального района на 2018 год. 21.12.2018 года и.о. прокурора Тернейского района потребовал и.о. главу администрации Тернейского муниципального района сообщить о предусмотренных в проекте бюджета Тернейского муниципального района на 2019 год денежных средствах на ремонт приточно-вытяжной вентиляции в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней». 29.12.2018 года представлена информация о том, что в проект бюджета на 2019 год денежные средства на указанные цели не запланированы в связи с недостатком финансовых средств в бюджете района на принятые расходные обязательства на текущее содержание учреждений. Таким образом, длительное время действенные меры к выделению денежных средств либо к устранению выявленных нарушений органами местного самоуправления Тернейского муниципального района не принимаются, что в случае возникновения пожара создаёт потенциальную угрозу жизни и здоровью учащихся, а также педагогическому и техническому персоналу учреждения. Прокурор Тернейского района просит обязать администрацию Тернейского муниципального района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» для ремонта в нем приточно-вытяжной вентиляции, а МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» обязать выполнить ремонт приточно-вытяжной вентиляции в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Тернейского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Тернейского района Кадач А.С. иск поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении в полном объеме. Пояснил, что прокуратурой Тернейского района при проверке соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Терней» установлено, что имеется неисправность приточно-вытяжной вентиляции здания, что является нарушением ст. ст. 56, 85 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Нарушение длящееся, длительное время данное нарушение не устраняется, должностными лицами государственного пожарного надзора выдавались предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в частности, 22 декабря 2016 года, 29 января 2018 года. Из года в год выдавались предписания об устранении данного нарушения. Руководителем школы направлялись неоднократно заявки в органы местного самоуправления на выделение денежных средств, необходимых для устранения нарушений. Прокуратурой района 09 апреля 2018 года в главе Тернейского муниципального района было вынесено представление, на которое 17 мая 2018 года была дана информация об отсутствии денежных средств на указанные цели в бюджете Тернейского муниципального района на 2018 год. Установлено, что в проект бюджета на 2019 год также денежные средства на указанные цели не запланированы в связи с недостатком финансовых средств в бюджете района на принятые расходные обязательства на текущее содержание учреждений. Таким образом, длительное время действенные меры к выделению денежных средств либо к устранению выявленных нарушений органами местного самоуправления Тернейского муниципального района не принимаются, что в случае возникновения пожара создает потенциальную угрозу жизни и здоровью учащихся, а также педагогическому и техническому персоналу названного учреждения. Приточно-вытяжная вентиляция неисправна более 10 лет. Просит суд обязать администрацию Тернейского муниципального района в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование МКОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Терней» для ремонта в нем приточно-вытяжной вентиляции, если приточно-вытяжная вентиляция ремонту не подлежит, то необходима ее замена. Обязать МКОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Терней» провести ремонт или замену приточно-вытяжной вентиляции в течение трех месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Тернейского муниципального района.
Представитель Администрации Тернейского муниципального района Гриценко В. В., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что муниципальной программой «Развитие образования» на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Тернейского муниципального района от 21.11.2017 № 652 (в редакции постановления от 22.02.2019 № 122) на 2020 год предусмотрено мероприятие «Замена системы вентиляции в МКОУ СОШ п. Терней на сумму 3 069 180 рублей за счет средств местного бюджета. В 2016 году разработана и утверждена проектная документация на замену системы вентиляции в школе в п. Терней. В бюджете района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов расходы по замене вентиляции в школе не указаны в виду того, что согласно Бюджетному кодексу РФ у муниципальных образований имеется право утверждать решением о бюджете общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждению бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета. Решением о бюджете Тернейского муниципального района предусмотрен объем условно утверждаемых расходов на 2020 год в сумме 6 943 руб. 80 коп. Администрация Тернейского муниципального района не отказывается от исполнения в 2020 году обязательства по замене вентиляции в МКОУ СОШ п. Терней, предусмотренного программой «Развитие образования на 2018-2021 годы». 25 декабря 2018 г. Думой Тернейского муниципального района принято решение № 23 «Об утверждении бюджета Тернейского муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 г.г.». Не согласны со сроками финансирования замены вентиляции в МКОУ СОШ п. Терней. Решение о финансировании принимает представительный орган. Предписания органом пожарного надзора по школе выдавались неоднократно. Проект на замену системы вентиляции в школе п. Терней пересматриваться не будет. Смета будет пересчитываться. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований полностью.
Представитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» Абрамчук Т.А. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями согласна, система вентиляции в школе неисправна более 10 лет. Изначально ее использовали, как систему отопления прогоняли по ней теплый воздух по школе, после установления новой системы отопления, необходимость вентиляция в данной системе отпала. В 2016 году Дальнегорским архитектурно-проектным бюро была составлена проектно-сметная документация для замены приточно-вытяжной вентиляции на сумму более 3 млн. рублей, но переоборудование данной вентиляции так и не производилось. Предписания от пожарного надзора получали, но они их не оспаривали. Считает, необходимым запланировать ремонт вентиляции так, чтобы он проходил летом, а не в учебный год. Сам проект, который изготовлен в 2016 году, пересматриваться не будет. Сейчас готовится смета, после ее отправят на экспертизу для проверки достоверности стоимости объекта. Экспертиза проводится один раз в 5-10 лет. В этом году летом не успеют провести ремонт, в 2020 году работа будет сделана.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребёнка» государства -участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентности надзора.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии со ст. 3 этого же Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ч. 1). Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, являются также организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества и руководители органов местного самоуправления. В соответствии с пунктами 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.11 ч.1 ст. 15, п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.22003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона N 123-ФЗ система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.
Статьей 85 Закона N 123-ФЗ установлены требования к системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. На основании части 1 указанной нормы в зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий, сооружений и строений должны выполняться с естественным или механическим способом побуждения.
Судом установлено, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы Тернейского муниципального района УНДиПР Главного управления МЧС России по Приморскому краю проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа п.Терней», расположенном по адресу: п.Терней, ул.Партизанская, д.71 - 22 декабря 2016 года №142 и 29 января 2018 года №14 в ходе которой выявлены нарушения требования Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и установлено, что в здании учреждения неисправна система приточно - вытяжной вентиляции (л.д.22-23,29-30)
Должностным лицом, уполномоченным осуществлять надзорную деятельность и профилактическую работу Тернейского муниципального района УНДиПР Главного управления МЧС России по Приморскому краю – 22 декабря 2016 года №142/1/1 и 29 января 2018 года №14/1/1 выданы предписания о том, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании распоряжений, выданных главным государственным инспектором Тернейского района по пожарному надзору Евзютиным Е. А. от 19.12.2016 года №142 и от 16.01.2018 года №14 в отношении МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» выявлены нарушения ст.ст. 56,85 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно неисправность приточно-вытяжной вентиляции здания, создающую, в случае возникновения пожара, потенциальную угрозу жизни и здоровью учащихся, а также педагогическому персоналу МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» (л.д.24-28,31-33).
Правомерность предписаний, основанных на вышеуказанных нормативных документах, муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» не оспаривалась, соответственно, указанные в предписаниях нарушения требований пожарной безопасности подлежали устранению.
В связи с неустранением указанных нарушений пожарной безопасности в установленный срок и.о. прокурора Тернейского района 09.04.2018 г. на имя главы Тернейского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, на которое администрацией Тернейского муниципального района представлена информация об отсутствии денежных средств на указанные цели в бюджете района на 2018 г. (л.д.34-37).
На требование прокуратуры Тернейского района о предоставлении сведений и документов от 21.12.2018 г. получен ответ администрации Тернейского муниципального района от 29.12.2018 г. об отсутствии денежных средств, запланированных в проекте бюджета на указанные цели на 2019 год, в связи с недостатком финансовых средств на текущее содержание учреждений (л.д. 38-41).
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» является муниципальным учреждением образования.
Согласно п.п. 1.2, 1.3, 1.4 Устава МКОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Терней", утвержденного постановлением Администрации Тернейского муниципального района от 23.04.2015 № 176, МКОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Терней" является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением. Учредителем организации и собственником ее имущества является Тернейский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Тернейского муниципального района (л.д.5-22).
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования законодательства о пожарной безопасности до настоящего времени ответчиками не выполнены.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиками не представлено доказательств невозможности устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписаниях, тогда как дальнейшая эксплуатация здания без устранения выявленных нарушений может привести к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Доводы представителя ответчика Администрации Тернейского муниципального района Гриценко В.В. относительно срока устранения выявленных нарушений при наличии финансирования, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие финансирования не освобождает ответчиков от обязанности выполнять нормативные правовые требования пожарной безопасности.
Срок, указанный прокурором для устранения нарушений – об обязании администрации Тернейского муниципального района течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» для ремонта в нем приточно-вытяжной вентиляции, а МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» обязать выполнить ремонт приточно-вытяжной вентиляции в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Тернейского муниципального района, исходя из необходимости соблюдения баланса между интересами обучающихся и лиц, работающих в общеобразовательной организации, необходимости соблюдения их права на охрану жизни и здоровья, а также интересами учреждения и его учредителя, с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации к обязательности обеспечения обусловленных законом или иным правовым актом расходных обязательств, суд считает необходимым увеличить указанный срок для устранений нарушений, который будет соответствовать разумности и достаточности, соответствующим характеру заявленных требований и объему подлежащих исполнению действий.
Установив срок для устранения нарушений – об обязании Администрации Тернейского муниципального района в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» для ремонта в нем приточно-вытяжной вентиляции, а МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» обязать выполнить ремонт приточно-вытяжной вентиляции в течение 8 месяцев с момента выделения финансовых средств Администрацией Тернейского муниципального района.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тернейского района в защиту прав и законных интересов круга лиц к Администрации Тернейского муниципального района, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» о понуждении к совершению действий по ремонту приточно-вытяжной вентиляции здания учреждения, удовлетворить.
Обязать Администрацию Тернейского муниципального района в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» для ремонта в нем приточно-вытяжной вентиляции.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Терней» обязать выполнить ремонт приточно-вытяжной вентиляции в течение 8 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Тернейского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня вынесения через Тернейский районный суд.
Судья Ю.В. Власова