Дело № 2-276/2012
Р Е Ш Е Н ИЕ
Именем Российской Федерации
Половинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Масич А.С.,
при секретаре Адровой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Половинное Половинского района Курганской области «16» ноября 2012г. материалы гражданского дела по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах к Муниципальному образованию «Сумкинский сельсовет» о признании незаконным бездействия Администрации Сумкинского сельсовета в части неосуществления полномочий по постановке на учёт общественного колодца и его внесению в реестр муниципальной собственности, возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии колодца как бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности принять меры по признанию права муниципальной собственности и по внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета общественного колодца, расположенного <Адрес скрыт>,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном и Звериноголовском районах обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию «Сумкинский сельсовет» о признании незаконным бездействия Администрации Сумкинского сельсовета в части неосуществления полномочий по постановке на учёт общественного колодца и его внесению в реестр муниципальной собственности, возложении обязанности обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о принятии колодца как бесхозяйного недвижимого имущества, возложении обязанности принять меры по признанию права муниципальной собственности и по внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета общественного колодца, расположенного <Адрес скрыт>.
В обоснование иска указали, что ТО Роспотребнадзора проверено соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации водоснабжения населения на территории Сумкинского сельсовета. В ходе проверки установлено, что на территории данного сельсовета имеется бесхозный общественный колодец, расположенный <Адрес скрыт>. Данный колодец используется населением в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения. Факт бесхозности подтверждается справкой, предоставленной заместителем главы администрации Сумкинского сельсовета. В связи с отсутствием собственника общественного колодца, расположенного на территории Сумкинского сельсовета, не производится производственный контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения. Проверка показала, что ответчики не осуществляют в полной мере обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации при организации водоснабжения населения, выразившееся в образовании бесхозяйного общественного колодца, расположенного <Адрес скрыт>. Отсутствие собственника данного общественного колодца требует принятия незамедлительных мер по определению его собственника, который бы обеспечил его дальнейшую безопасную эксплуатацию. В связи с отсутствием собственника общественного колодца не производится производственный контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения. Согласно ст. 225 ГК РФ: Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Однако ответчиками до настоящего времени не приняты меры по внесению данного объекта в реестр муниципальной собственности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Таким образом, органом местного самоуправления – администрацией Сумкинского сельсовета игнорируются требования Законодательства РФ относительно решения вопросов местного значения в части предупреждения чрезвычайных ситуаций (касательно водоснабжения), чем существенно нарушаются права граждан на благоприятную среду обитания.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области в части неосуществления полномочий по постановке на учет общественного колодца, расположенного <Адрес скрыт>. Обязать Администрацию Сумкинского сельсовета обратиться в Управление Федеральной службы Курганской области государственной регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет данного колодца как бесхозяйного недвижимого имущества, в дальнейшем принять меры по признанию права муниципальной собственности на данный колодец и по его внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области.
В судебном заседании представитель истца Баймаканова З.Е. на заявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации Сумкинского сельсовета в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без их участия. В суд представил отзыв, согласно которому с предъявленными исковыми требованиями не согласны в полном объеме, поскольку источником водоснабжения населения на территории Сумкинского сельсовета является централизованный водопровод, который используется в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Согласно ст. 14,15,16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по постановке на учет общественного колодца, расположенного в <Адрес скрыт> и его внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета не входит в полномочия органа местного самоуправления. В силу диспозитивного характера норм ст.225 ГК РФ органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. На водозаборные сооружения могут претендовать и другие физические или юридические лица, так как указанный общественный колодец был образован давно, год и застройщик не известен. Исполнить требование о внесении в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета общественного колодца не представляется возможным, поскольку своего реестра собственности у Администрации Сумкинского сельсовета, как органа местного самоуправления в Российской Федерации быть не может.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 ГПК РФ органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В судебном заседании установлено, что спорный колодец расположен на территории муниципального образования Сумкинского сельсовета Половиснкого района Курганской области.
Данный колодец не имеет собственника, является бесхозяйным имуществом, что подтверждается справкой № <Номер скрыт> от 04.10.2012г., выданной Администрацией Сумкинского сельсовета.
Согласно ст. 18, 19 федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Учитывая, что вышеназванный колодец является бесхозяйным, в связи, с чем не производится контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения, не проводятся систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборному сооружению, чистка, промывка и при необходимости профилактическая дезинфекция данных колодцев.
Указанные данные свидетельствуют о прямой и непосредственной угрозе для жизни и здоровья людей, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Отсутствие собственника данного общественного колодца требует принятия незамедлительных мер по определению его собственника, который обеспечил бы его дальнейшую безопасную эксплуатацию.
Доводы представителя Администрации Сумкинского сельского совета о том, что в соответствие со ст.255 ГК РФ к бездействию органов местного самоуправления оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относится бездействие, в результате которого нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, а так же на территории сельсовета имеется централизованный водопровод, производится систематическое санитарное обследование, контроль с проведением лабораторных исследований воды, являются необоснованными. Так, наличие действующего колодца, расположенного на территории сельского совета, сторонами не оспаривается. Доказательств наличия централизованного водопровода, подведенного к каждому сельскому дому, суду не представлено, как и не представлено доказательств того, что имеющийся колодец населением не используются. Колодец является бесхозяйным, в связи с чем не производится контроль с проведением лабораторных исследований воды по микробиологическим и санитарно-химическим показателям с целью обеспечения постоянства качества воды, безопасности и безвредности водоснабжения для населения, не проводятся систематическое санитарное обследование не только источника водоснабжения, оборудования и устройств, но и территории, прилегающей к водозаборному сооружению, чистка, промывка и при необходимости профилактическая дезинфекция данных колодцев. Указанные данные свидетельствуют о прямой и непосредственной угрозе для жизни и здоровья людей, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). При указанных обстоятельствах нарушается положения ст.41 и ст.42 Конституции РФ, в которых указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Ссылка ответчика на то, что закон не обязывает органы местного самоуправления обращаться с заявлением о принятии общественного колодца на учет как безхозяйного имущества, а лишь предоставляет им такое право, является несостоятельной. Буквальное толкование п. 3 ст.225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.
Доводы Администрации Сумкинского сельского совета о том, что в компетенцию органов местного самоуправления не входит обязанность по «внесению в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета» общественного колодца, являются необоснованными.
Так, в силу п. 4 ч. 1 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, на что также ссылается в отзыве и представитель ответчика. Данный колодец также используется населением в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, на основании чего, контроль за качеством воды и соблюдением всех требовании, установленных СанПин «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» лежит на органе местного самоуправления - Администрации Сумкинского сельсовета.
Кроме того, согласно ст.6 ч.1 п.4 Устава Сумкинского сельсовета Половинского района Курганской области– к вопросам местного значения Сумкинского сельсовета относится организация водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Довод ответчика о невозможности исполнения требования о внесении в реестр муниципальной собственности Администрации Сумкинского сельсовета общественного колодца суд находит несостоятельным, так как требованием истца является возложение обязанности по принятию мер по признанию права муниципальной собственности на данный колодец и внесению в реестр муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу п.п. 2, 4, 5 Положения «о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утверждённого постановлением Правительства РФ от 17сентября 2003 № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются -территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Полномочия Администрации Сумкинского сельсовета обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозного колодца вытекают из полномочий органов местного самоуправления, указанных п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
По смыслу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Довод представителя ответчика о том, что на указный объект могут претендовать и другие физические или юридические лица, поскольку колодец образован в давние времена, год и застройщик не известен, суд признает несостоятельным, поскольку согласно ст. 225 ГК РФ на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, помимо прочего, относятся: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Учитывая, что спорное недвижимое имущество, собственник которого не известен и право собственности, на которое не зарегистрировано, расположено в административных границах муниципального образования Сумкинский сельсовет Половинского района Курганской области, орган местного самоуправления – Администрации Сумкинского сельсовета является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
При таких обстоятельствах, суд находит требования Территориального управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>., ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ 16.30 ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.