Решение по делу № 33-4898/2023 от 05.12.2023

Председательствующий по делу                                                                              дело

судья Аксаненко Р.Т.                                           номер дела в суде первой инстанции

                                                                                                                                               М13-1991/2023

                                                                                                              УИД 75RS-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

   <адрес>вой суд в составе председательствующего судьи Алёкминской Е.А.,

при секретаре Железковой Д.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите 19 декабря 2023 года гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Правительству <адрес>, Департаменту по гражданской обороне и пожарной безопасности <адрес>, Министерству финансов <адрес> о понуждении к совершению действий,

по частной жалобе представителя ответчика Правительства <адрес> Сосниной Н.В.

на определение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

    заявление Правительства <адрес> об отсрочке исполнения решения суда оставить без удовлетворения,

    установил:

    решением Центрального районного суда <адрес> от <Дата> исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворены. На Правительство <адрес>, Департамент гражданской обороны и пожарной безопасности <адрес> возложена обязанность определить дислокацию и организовать работы по строительству дополнительных подразделений пожарной охраны на территории <адрес> в населенных пунктах Даурия и Абагатуй, К. <адрес> в населенных пунктах Нижний К. и Кадая, <адрес> в населенном пункте Кайлайстуй, Нерчинско-заводского района в населенном пункте Аргунск, <адрес> в населенном пункте Тунгокочен. На Министерство финансов <адрес> возложена обязанность профинансировать строительство подразделения пожарной охраны на территории <адрес> в населенных пунктах Даурия и Абагатуй, К. <адрес> в населенных пунктах Нижний К. и Кадая, <адрес> в населенном пункте Кайлайстуй, Нерчинско-заводского района в населенном пункте Аргунск, <адрес> в населенном пункте Тунгокочен (т.1 л.д. 168-174).

    <Дата> представитель ответчика Правительства <адрес> Соснина Н.В. обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного выше решения суда на срок до <Дата>. В обоснование своих требований, ссылалась на возложенные на Правительство <адрес> обязанности, указанные в решении Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, а также на возбужденное судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по <адрес> исполнительное производство -ИП от <Дата>, в рамках которого осуществлено частичное исполнение решения суда. С 2019 года проводилась плановая работа по выполнению Плана мероприятий по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 26.04.2019г. , направленных на повышение уровня прикрытия территорий <адрес> подразделениями пожарной охраны (далее - План). Во исполнение подпункта «а» пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации от <Дата> № Пр-741 по вопросу обеспечения финансирования в необходимом объеме предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от <Дата> «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории <адрес>» мероприятий, направленных на повышение уровня прикрытия территории <адрес> подразделениями пожарной охраны, проводилась следующая работа. Разработан План повышения уровня пожарного прикрытия территории <адрес>. Предусмотрено создание 40 новых пожарных частей и материально-техническое обеспечение подразделений добровольной пожарной охраны в два этапа: первый в 2020 году, второй - 2021 году. Общий объем финансовых затрат по ценам 2020 года составил 3,8 млрд, рублей. В результате реализации Плана планировалось прикрыть 647 населенных пунктов <адрес> (81%), в которых проживает 1 020 000 человек (95 % населения). Отдаленные и малочисленные населенные пункты в количестве 152 единиц будут прикрываться добровольными пожарными формированиями сельских поселений. На реализацию первого этапа Распоряжением Правительства РФ от <Дата> -р из резервного фонда Правительства РФ выделены бюджетные ассигнования МЧС России в размере 200 млн. рублей на строительство 3 пожарных частей и приобретение 8 единиц пожарной техники. Заключено соглашение с МЧС России о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету <адрес> от <Дата> . В рамках софинансирования вышеуказанного комплекса мероприятий распоряжением Правительства <адрес> от <Дата> -р из Резервного фонда <адрес> выделено 4000,00 тыс. руб., что в сумме составило 2% софинансирования комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня прикрытия территории <адрес> подразделениями пожарной охраны в 2020 году. Финансовые средства, выделенные распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата> -р на реализацию первого этапа Плана прикрытия территорий <адрес> подразделениями пожарной охраны, освоены в полном объеме. Приобретено пожарное оборудование и инвентарь, в том числе 8 пожарных автоцистерн на вездеходном шасси УРАЛ. Приобретены и смонтированы 3 быстровозводимые модульные конструкции пожарных депо. Набран штат на должности руководящего и личного состава пожарных депо. Созданные пожарные части приступили к охране населенных пунктов от пожаров с <Дата> в соответствии с расписанием выездов. В 2022 году МЧС России предложили оптимизировать План. Несмотря на то, что оптимизация Плана приведет к сокращению прикрываемого количества населенных пунктов, <адрес> переработал План. В результате количество пожарных частей сокращено до 25, а в 2023 году - до 18 пожарных частей (по 6 пожарных частей в 2024, 2025, 2026 годах). В результате реализации Плана дополнительно планируется прикрыть 73 населенных пункта подразделениями краевой противопожарной службы, что позволит обеспечить прикрытие территории <адрес> от пожаров на 70%. В 2023 голу Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности <адрес> План актуализирован, согласован с Главным управлением МЧС России по <адрес>, утвержден исполняющим обязанности <адрес> Костенко А.И. актуализированный План направлен в МЧС России (от <Дата> - САА) установленным порядком. В ответ МЧС России запрошена дополнительная информация по реализации мероприятий Плана в 2024 году. В соответствии с запросом определены земельные участки для строительства пожарных депо в 2024 году, получены согласия поставщиков изготовить и поставить необходимое количество пожарной техники, предусмотренной Планом к приобретению за счет средств федерального бюджета в 2024 году. В настоящее время определяются средства регионального бюджета, резервируемые на 2024 год в целях исполнения обязательств по реализации мероприятий, предусмотренных Планом. В рамках исполнения судебных решений и степени пожарного прикрытия, возведение пожарных частей, согласно Плана, запланированы - в <адрес> - в 2024 году, п. Нижний К. К. <адрес>, в <адрес>, в <адрес> - в 2025 году, в <адрес> К. <адрес> - в 2026 году. Кроме этого, в 2024 году запланировано строительство дополнительного пожарного депо в <адрес> (будет прикрыто 3 населенных пункта численностью населения 10 670 чел.), в <адрес> (имеется судебное решение и исполнительное производство от 2015 года), в <адрес> (будет прикрыто 7 населенных пунктов численностью 1122 чел). Произведены расчеты потребности финансовых средств для создания пожарных частей в 2024-2026 годах, общим объем финансирования составляет 4 млрд.345,854 млн.рублей. В том числе, софинансирование из бюджета <адрес>, согласно расчета финансовых средств (50/50%) - 2 млрд. 173,1 млн, рублей. Минфином России предложено финансирование мероприятий Плана с учетом софинансирования края 50%. <адрес> согласился с предложением об установлении уровня софинансирования из регионального бюджета в размере 50 % с просьбой об опережающем финансировании из средств федерального бюджета. В целях решения вопроса финансирования мероприятий Плана Правительством <адрес> направлены обращения Заместителю П. П. РФ - министру промышленности и торговли РФ Мантурову Д.В. (от <Дата> -АО), Заместителю П. П. РФ - полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Трутневу Ю.П. (от <Дата> -АО), Заместителю начальника Контрольного управления Президента РФ Тямушкину И.Р. (от <Дата> -АО), в МЧС России (от <Дата> -АО), в Минфин России (от <Дата> -АИК). В связи с ограниченными возможностями краевого бюджета, Правительством <адрес> запланирована поэтапная реализация данных мероприятий. Финансирование мероприятий по строительству дополнительных подразделений пожарной охраны в населенных пунктах осуществляется за счет средств Федерального бюджета и бюджета <адрес>, а краевой бюджет имеет дотационный характер, исполнение решения суда находится в прямой зависимости от выделенных денежных средств и утвержденных бюджетов. Учитывая, что объем бюджетных ассигнований, выделенных на исполнение мероприятий по исполнение решения суда связано с необходимостью выделения дополнительных бюджетных средств, что предполагает совершение определенного перечня процедур, в соответствии с <адрес> от <Дата> -ЗЗК «О бюджетном процессе в <адрес>», и в свою очередь требует существенных временных затрат, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до <Дата> (т.2 л.д. 40-44).

Судьей постановлено приведенное выше определение (т.2 л.д. 110-114).

    В частной жалобе представитель ответчика Правительства <адрес> Соснина Н.В. просит определение суда отменить, предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком до <Дата>. Ссылаясь на доводы, указанные в заявлении о предоставлении отсрочки, считает, что определение суда является незаконным и необоснованным. Указывает, что в связи с ограниченными возможностями краевого бюджета, запланирована поэтапная реализация данных мероприятий в 2024-2026 годах. Финансирование мероприятий по строительству дополнительных подразделений пожарной охраны в населенных пунктах осуществляется за счет средств Федерального бюджета и бюджета <адрес>, а краевой бюджет имеет дотационный характер, то есть исполнение решения находится в прямой зависимости от выделенных денежных средств и утвержденных бюджетов. Объем бюджетных ассигнований, выделенных на исполнение мероприятий по исполнению решения суда, связан с необходимостью выделения дополнительных бюджетных средств, что предполагает совершение перечня определенных процедур, что требует существенных временных затрат, что обосновывает невозможность исполнения судебного решения в полном объеме. Ссылаясь на положения ст. 203 Гражданского кодекса РФ полагает, что указанные основания для отсрочки исполнения решения суда носят исключительный характер, так как возникли при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Считает необоснованным вывод суда об отсутствии доказательств исключительности обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда (л.д. 71-74).

    В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассматривается без извещения участвующих в деле лиц.

    Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

    В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

    Согласно статье 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения.

В силу статей 36, 37 Федерального закона от <Дата> №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Таким образом, закон предусматривает в качестве основания для отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда наличие существенных обстоятельств, которые делают невозможным его исполнение, носят действительно исключительный характер, и объективно являются серьезным препятствием к исполнению решения суда и совершению исполнительных действий, а также возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. Предоставление отсрочки, рассрочки является исключительной мерой, которая должна применяться судом с соблюдением баланса интересов сторон.

При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, которые могут служить основанием для предоставления отсрочки, рассрочки исполнения решения суда, лежит на должнике.

Отказывая в удовлетворении заявления представителя ответчика Правительства <адрес> Сосниной Н.В. о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что указанные в заявлении обстоятельства, отсутствие денежных средств в краевом бюджете, не могут являться основаниями для предоставления отсрочки исполнения решения суда по данному делу, так непринятие или несвоевременное принятие мер по локализации пожаров вблизи населенных пунктов увеличивает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, может повлечь причинение вреда здоровью неопределенному кругу лиц и значительный материальный вред окружающей среде.

Суд апелляционной инстанции соглашается с суждениями районного суда, поскольку они основаны на материалах дела и в полной мере согласуются с приведенными нормами и разъяснениями.

Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда <адрес> от <Дата> исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворены. На Правительство <адрес>, Департамент гражданской обороны и пожарной безопасности <адрес> возложена обязанность определить дислокацию и организовать работы по строительству дополнительных подразделений пожарной охраны на территории <адрес> в населенных пунктах Даурия и Абагатуй, К. <адрес> в населенных пунктах Нижний К. и Кадая, <адрес> в населенном пункте Кайлайстуй, Нерчинско-заводского района в населенном пункте Аргунск, <адрес> в населенном пункте Тунгокочен (т.1 л.д. 168-174).

Решение суда вступило в законную силу <Дата>, на момент рассмотрения заявления не исполнено.

Из материалов дела следует, что <Дата> судебным приставом-исполнителем МО по ИОВИП УФССП РФ по <адрес> возбуждено исполнительное производство -ИП (т.1 л.д. 210).

Доводы частной жалобы о том, что исполнение решения суда в указанные судом сроки является невозможным, в виду отсутствия в бюджете финансовых средств, судом апелляционной инстанции отклоняются.

Решение суда вынесено в защиту неопределенного круга лиц, чьи интересы нарушаются несвоевременным исполнением решения суда, имеется угроза жизни и здоровья неопределенного круга лиц, связанная с невыполнением решения суда; отсрочка исполнения решения суда в рассматриваемой ситуации является недопустимой, приведет к дальнейшим нарушениям прав неопределенного круга лиц.

Указанные в определении суда выводы о том, что затруднительное финансовое положение ответчика само по себе не свидетельствует о наличии обстоятельств, исключающих или уменьшающих его ответственность, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам, являются обоснованными.

Представленные в материалы дела план мероприятий по повышению уровня прикрытия территорий <адрес> подразделениями пожарной охраны на 2019-2020, письма и обращения <адрес> и Министерства Правительства РФ в Министерство финансов РФ, в вышестоящие инстанции, а также ответы на данные письма из Министерства финансов РФ (т.2 л.д. 150-190) не являются подтверждающими наличие исключительных обстоятельств необходимости предоставления отсрочки исполнения решения суда, вынесенного в 2019 году, на срок до нескольких лет,

Иных доказательств того, что с момента вступления решения суда в законную силу должником предпринимались необходимые и достаточные (в том числе с точки зрения их эффективности) меры для своевременного исполнения судебного постановления не представлено, материалы дела об этом не свидетельствуют.

При изложенных обстоятельствах определение районного суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение судьи Центрального районного суда <адрес> от <Дата> оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебные постановления могут быть обжалованы в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в <адрес>, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий                         Е.А. Алёкминская

33-4898/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Забайкальского края
Ответчики
Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края
Правительство Забайкальского края
Министерство финансов Забайкальского края
Другие
ГУ Центр обеспечения деятельности в области гражданской обороны и пожарной безопасности Забайкальского края
МО по ИВОИП УФССП России по Забайкальскому краю
Суд
Забайкальский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
06.12.2023Передача дела судье
19.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024Передано в экспедицию
19.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее