Дело №
УИД 91RS0№-76
РЕШЕНИЕ
21 декабря 2023 года <адрес>
Судья Киевского районного суда <адрес> Республики Крым Хулапова Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Крым-Магистраль» - ФИО1 на постановление заместителя начальника управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона заведующего отделом государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 №.1-20 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Крым-Магистраль» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя начальника управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона заведующего отделом государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 №.1-20 от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Крым-Магистраль» (далее ООО «Крым-Магистраль») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 101 000,00 рублей.
Не согласившись с данным решением, ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО «Крым-Магистраль» - ФИО1 подала в адрес Симферопольского районного суда Республики Крым жалобу, в которой просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Доводы жалобы сводятся к тому, что в связи с выполнением строительно-монтажных работ по капитальному ремонту улично-дорожной сети жилого массива Давыдовка пгт. Молодежное в рамках заключенного Госконтракта необходимо было вывозить образовавшийся грунт от проводимых землеройных работ с объекта строительства на специально организованные места, расположенные в значительном удалении от места производства работ. Именно по личному распоряжению гл.инженера ФИО2, без уведомления руководства, чтобы не сорвать сроки выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту улично-дорожной сети, временно 24.11.2022г. выгружался образовавшийся грунт от демонтажа старого дорожного покрытия за пределами жилого массива Давыдовка пгт. Молодежное. Руководство ООО «Крым-Магистраль» не давало распоряжений гл.инженеру ФИО2 о временной выгрузке указанного грунта за пределами жилого массива Давыдовка пгт. Молодежное, т.к. у общества заключен договор на вывоз грунта в специально отведенные места и всегда вывозили грунт сразу по назначению, не выгружая около строительных объектов. О самовольных действиях гл. инженера ФИО2 Руководству общества стало известно только 07.12.2021г.
Кроме того, доводы жалобы сводятся к тому, что указанное в обжалуемом Постановлении присутствие представителя общества - ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении № от 14.02.2022г. и Постановления от 28.02.2022г. не отвечает действительности, т.к. представитель ФИО1 не была допущена лично присутствовать при вынесении указанных актов по причине запрета посещений гражданами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в связи с короновирусом, стояла в холе здания Министерства. В связи с чем, представитель ФИО1 была лишена возможности заявить о несогласии с протоколом.
Определением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ООО «Крым-Магистраль» на постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.1-20 направлена для рассмотрения в Киевский районный суд <адрес> Республики Крым.
В судебное заседание представитель ООО «Крым-Магистраль», представитель Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым не явились, извещены надлежащим образом, каких-либо доказательств (материалов), изучение которых требует осуществления дополнительных действий для всестороннего и полного установления обстоятельств дела, не предоставили.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в статье 1 определяет санитарно-эпидемиологические требования как обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (абзац десятый).
Разработка и утверждение санитарных правил осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 37, пункт 1 статьи 38, пункт 1 статьи 39 названного закона).
Согласно пункту 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья; оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определяющим твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.3 указанного федерального закона в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 13.4 поименованного закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
Пунктом 3 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и пунктом 2 приведенных правил закреплено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 статьи 21, пункт 1 статьи 22).
Из материалов настоящего дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудником Министерства проведено выездное обследование земельного участка, расположенного в 550 м. севернее <адрес> в пгт. Молодежное, за границами населенных пунктов Молодежненского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N 45.007658о, Е34.087151о), установлен факт нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, выполнения требований земельного законодательства в части несанкционированного складирования отходов производства и потребления (грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, не загрязненного опасными веществами) не специально оборудованных- сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местности (почве), фрагментарно, на общей площади около 800 кв.м.
В ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ было получено письменное объяснение у должностного лица – главного инженера ООО «Крым-Магистраль» ФИО2 (приказ о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому, установлено, что ООО «Крым-Магистраль» проводило дорожно-строительные работы в ЖМ Давыдовка, а грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, свозило на земельный участок временно, так как сроки выполнения работ не позволяют вывозить в специально организованное место.
Согласно объяснениям представителя ООО «Крым-Магистраль» - ФИО1 директором ООО «Крым-Магистраль» распоряжение руководителя общества главному инженеру ФИО2 о складировании грунта отсутствует.
В результате рассмотрения вышеуказанных материалов проверки установлено, что согласно данным Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, территория на которой выявлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления, расположена в пределах земельного участка с кадастровым номером 90:12:020501:305 зарегистрирована право частной собственности за ООО «Крым-Магистраль», о чем внесена запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения Проверки установлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления (грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, фрагментарно, на общей площади 800 кв. м. на территории земельного участка с кадастровым номером 90:12:020501:305.
Данный факт подтверждается материалами фотофиксации (фотоаппарат марки «Canon», с инв. №), а также заключением начальника отдела количественного химического анализа и биотестирования ГАУ РК «ЦЛАТИ» ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в рамках проведения Проверки ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ГАУ РК «ЦЛАТИ», осуществлен отбор почв и отходов с земельного участка, расположенного в 550 м. севернее <адрес>, за границами населенных пунктов Молодежненского сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты: N 45.007658о, Е34.087151о), пробная площадка № на площади 800 кв.м. Также была отобрана проба почв, как «фоновая» на расстоянии 450 м в юго-западном направлении от пробной площадки №.
Согласно результатам лабораторных измерений проб почв, отходов, отобранных ДД.ММ.ГГГГ, поступивших в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ГАУ РК «ЦЛАТИ», установить «причинно-следственную связь, между фактом складирования отходов производства и потребления на рельеф местности и наличием в отобранных пробах почв превышений по загрязняющим веществам» не предоставляется возможным. Согласно протоколу измерений 2352/4766-б от ДД.ММ.ГГГГ проба отходов производства и потребления относится к V классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона заведующего отделом государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО4 в отношении юридического лица – ООО «Крым-Магистраль» был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
С учетом изложенного, государственным инспектором установлен факт несанкционированного складирования отходов производства и потребления (грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ), образовавшихся вследствие деятельности ООО «Крым-Магистраль».
Постановление о привлечении ООО «Крым-Магистраль» к административной ответственности принято должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Крым-Магистраль» в пределах санкции ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что главным инженером ФИО6, по его личному распоряжению, без уведомления руководства общества, ДД.ММ.ГГГГ выгружался образовавшийся грунт от демонтажа старого дорожного покрытия за пределами жилого массива Давыдовка пгт. Молодежное, судом отклоняются, ввиду того, что суду не предоставлено доказательств, что на главного инженера возложена такая обязанность о даче распоряжении выгрузки грунта, а именно не предоставлена его должностная инструкция.
Доводы жалобы о том, что представитель общества - ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении № от 14.02.2022г. и Постановления от 28.02.2022г. не присутствовала, т.к. не была допущена по причине запрета посещений гражданами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в связи с короновирусом, также отклоняются судом, как не нашедшие своего подтверждения.
Иных существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления, допущено не было. Порядок привлечения лица, в отношении которого ведется производство по делу, не нарушен.
Руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.6, 30.7, 30.12 КоАП РФ, суд –
решил:
В удовлетворении жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Крым-Магистраль» на постановление по делу об административном правонарушении – отказать.
Постановление заместителя начальника управления государственного контроля (надзора) Центрально-Крымского региона заведующего отделом государственного контроля (надзора) <адрес> и <адрес> – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО4 №.1-20 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Крым-Магистраль» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ – оставить без изменений.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные статьями 30.12.-30.14 КоАП РФ.
Судья Г.А. Хулапова