Решение от 20.02.2020 по делу № 2а-1609/2020 от 31.01.2020

Дело № 2а-1609/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике Масловой А.Д.,

с участием представителя административного истца Устюгова Р.А.,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Ждановой Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства здравоохранения Камчатского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю Ждановой Т.Р., Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю, УФССП России по Камчатскому краю об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, совершенных в рамках исполнительного производства №-ИП, по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 29 января 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Министерство здравоохранения Камчатского края (далее – Министерство) обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю Ждановой Т.Р., Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю, УФССП России по Камчатскому краю об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, совершенных в рамках исполнительного производства №-ИП, по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от 29 января 2020 года, по выставлению требования от 29 января 2020 года, обязывающего исполнить требования исполнительного документа до 14 февраля 2020 года. В обоснование иска указано на то, что 29 января 2020 года в адрес Министерства поступило постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное судебным приставом-исполнителем Ждановой Т.Р. в рамках исполнительного производства от 11.02.2019 №-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа ВС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу №, предмет исполнения: обязать орган, осуществляющий контроль и координацию деятельности ГБУЗ «ККПНД» - Министерство здравоохранения Камчатского края обеспечить финансирование создания отделения для проведения психолого-психиатрических экспертиз лицами, содержащимися под стражей в срок до 31 декабря 2016 года. Постановление о взыскании исполнительского сбора поступило в Министерство 29 января 2020 года вместе с требованием об исполнении исполнительного документа в срок до 14 февраля 2020 года. С указанными постановлением о взыскании исполнительского сбора и требованием административный истец не согласен по следующим основаниям. Министерство не получало в установленный законом срок постановление о возбуждении исполнительного производства от 11 февраля 2019 года, определением суда от 25 декабря 2019 года Министерству предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01 января 2021 года. Об указанных обстоятельствах было известно судебному приставу-исполнителю Ждановой Т.Р. при рассмотрении административного дела №2а-985/2020.

Определением судьи к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура г.Петропавловска-Камчатского, ГБУЗ «Камчатский краевой психоневрологический диспансер».

Определением суда от 20 февраля 2020 года принят отказ Министерства здравоохранения Камчатского края от иска к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю Ждановой Т.Р., Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю, УФССП России по Камчатскому краю в части требований об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, совершенных в рамках исполнительного производства №-ИП, по выставлению требования от 29 января 2020 года, обязывающего исполнить требования исполнительного документа до 14 февраля 2020 года. Производство по административному делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца Министерства здравоохранения Камчатского края Устюгов Р.А. административное исковое заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что выделение денежных средств на строительство отделения для проведения психолого-психиатрических экспертиз не включено в инвестиционную программу Камчатского края на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. Данные обстоятельства прияты во внимание судом при предоставлении ГБУЗ «ККПНД» и Министерству отсрочки исполнения решения суда на срок до 01 января 2021 года. Определение о предоставлении отсрочки от 25 декабря 2019 года было получено Министерством в январе 2020 года, после чего направлено в адрес судебного пристав-исполнителя. Ранее Министерство предоставляло судебному приставу-исполнителю копию заявления о предоставлении отсрочки с отметкой суда о принятии. При таких данных у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для взыскания исполнительского сбора. Постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным. Кроме того, имеются основания для освобождения Министерства от взыскания исполнительского сбора, поскольку им предпринимаются все возможные меры для исполнения решения суда, вина Министерства в неисполнении решения отсутствует.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю Жданова Т.Р. в судебном заседании административное исковое заявление не признала, поддержала изложенные в отзыве на иск доводы. Пояснила, что копию постановления о возбуждении исполнительного производства представитель Министерства получил 17 ноября 2019 года, в добровольном порядке решение суда исполнено не было, в связи с чем с должника был взыскан исполнительский сбор. При этом до момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от истца никаких документов, подтверждающих намерение исполнить решение суда, представлено не было. Служба судебных приставов не привлекалась к участию в деле при рассмотрении заявления Министерства о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, о принятом решении узнало только после получения настоящего административного иска.

Административные ответчики Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю, УФССП России по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.

Заинтересованные лица прокуратура г.Петропавловска-Камчатского, ГБУЗ «Камчатский краевой психоневрологический диспансер» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

Исследовав материалы настоящего дела, гражданского дела №2-7650/2014, исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем 29 января 2020 года, с настоящим административным исковым заявлением Министерство обратилось 31 января 2020 года, в связи с чем срок, предусмотренный частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом не пропущен.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также Федеральный закон «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Согласно частям 8, 14 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства, в том числе, при последующих предъявлениях исполнительного документа.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Так, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 2 и 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Как следует из материалов дела, решением Петропавловск-Камчатского городского суда по делу №2-7650/2014 от 16 сентября 2014 года удовлетворен иск прокурора г.Петропавловска-Камчатского. На руководителя ГБУЗ «Камчатский краевой психоневрологический диспансер» возложена обязанность в срок до 31.12.2016 года создать соответствующее требованиям действующего законодательства отделение для проведения психолого-психиатрических экспертиз лицам, содержащимся под стражей; на Министерство здравоохранения Камчатского края возложена обязанность обеспечить финансирование создания отделения для проведения психолого-психиатрических экспертиз лицам, содержащимся под стражей в срок до 31.12.2016 года; на Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края возложена обязанность выделить земельный участок под строительство отделения для проведения психолого-психиатрических экспертиз лицам, содержащимся под стражей, в срок до 31.12.2016 года.

30 декабря 2016 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа ВС № по делу №2-7650/2014, предмет исполнения: обязать орган, осуществляющий контроль и координацию деятельности ГБУЗ «ККПНД» - Министерство здравоохранения Камчатского края обеспечить финансирование создания отделения для проведения психолого-психиатрических экспертиз лицам, содержащимся под стражей в срок до 31 декабря 2016 года. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 22 июня 2017 года Министерству предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2018 года.

13 июля 2017 года постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП отменено, вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

11 февраля 2019 года судебным приставом-исполнителем Ждановой Т.В. на основании того же исполнительного листа ВС № по делу №2-7650/2014 было возбуждено исполнительное производство №ИП.

Поскольку ранее исполнительный лист уже предъявлялся к исполнению в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю в постановлении о возбуждении исполнительного производства в силу пункта 2 части 14 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не устанавливался.

В таком случае при повторном предъявлении исполнительного документа, срок добровольного исполнения устанавливается по аналогии со сроком исполнения исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.

27 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем Ждановой Т.В. в рамках исполнительного производства №-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Постановлением от 16 декабря 2019 года ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора отменено по причине отсутствия сведений о надлежащем уведомлении должника о возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена представителю Министерства 17 декабря 2019 года.

В установленный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, Министерством исполнены не были, в связи с чем 29 января 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Доводы Министерства об отсутствии у судебного пристава-исполнителя оснований для взыскания исполнительского сбора, мотивированные предоставлением Министерству отсрочки исполнения решения суда, подлежат отклонению.

Как установлено при рассмотрении дела, определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 25 декабря 2019 года Министерству предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 16 сентября 2014 года до 01 января 2021 года. Определение вступило в законную силу 24 января 2020 года. Из материалов гражданского дела следует, что судебный пристав-исполнитель и УФССП России по Камчатскому краю к участию в деле в качестве заинтересованных лиц не привлекались.

С учетом того, что в установленный законом срок требования исполнительного документа Министерством исполнены не были, сведениями об уважительности причин неисполнения, в том числе о предоставлении отсрочки исполнения решения суда судебный пристав-исполнитель не располагал, должник с заявлением о приостановлении исполнительного производства либо об отложении исполнительных действий в Службу судебных приставов не обращался, судебным приставом-исполнителем обоснованно при наличии законных к тому оснований 29 января 2020 года вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора.

При таких данных оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным не имеется.

Вместе с тем, при разрешении административного иска судом установлены обстоятельства, которые свидетельствуют о наличии оснований для освобождения Министерства от взыскания исполнительского сбора.

В силу пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Таким образом, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Вступившим в законную силу определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 25 декабря 2019 года, которым Министерству предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 января 2021 года, установлено наличие обстоятельств, объективно препятствующих должнику своевременно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. Судом приняты во внимание значительный объем и характер работ, факты неоднократного направления Министерством предложений о включении объекта строительства в инвестиционную программу Камчатского края.

Оценивая установленные обстоятельства и доказательства, представленные в рамках рассмотрения настоящего заявления, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку Министерством предпринимались меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, оснований для вывода о наличии в действиях должника виновного противоправного бездействия суд не усматривает. Должник не уклонялся от исполнения решения суда, решение не исполнено по независящим от него причинам.

При таких данных, оценивая собранные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и анализируя установленные на их основе фактические обстоятельства административного дела применительно к нормам законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, суд, исходя из критериев соразмерности и справедливости, находит, что имеются основания для освобождения Министерства здравоохранения Камчатского края от уплаты исполнительского сбора по постановлению от 29 января 2020 года.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░ 2020 ░░░░

░░░: 41RS0001-01-2020-000931-75

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1609/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство здравоохранения КК
Ответчики
УФССП России по КК
СПИ МОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю Жданова Татьяна Рудольфовна
МОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю
Другие
Прокурор г.Петропавловска-Камчатского
ГБУЗ «Камчатский краевой психоневрологический диспансер»
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Степанова Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
03.02.2020Регистрация административного искового заявления
03.02.2020Передача материалов судье
05.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее