№3а-61/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Астрахань 19 апреля 2021 года
Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мухамбеталиевой Н.Х.
при секретаре Курмангалиевой В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявление Бочарова В.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Бочаров В.А. обратился в суд с административными исковыми требованиями о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, просил взыскать в его пользу денежную компенсацию в размере 200000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Кировского районного суда г. Астрахани от 14 марта 2017 года Правительство Астраханской области обязано предоставить ему жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений. В установленном порядке исполнительный лист предъявлен к исполнению. Общая продолжительность неисполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов составила около четырех лет. Решение Кировского районного суда до настоящего времени не исполнено.
Считает, что уклонение Правительства Астраханской области от исполнения вступившего в законную силу решения суда и непредставления жилья в течение длительного времени нарушает гарантированное ему Конституцией Российской Федерации право на жилище.
В судебном заседании административный истец Бочаров В.А. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители министерства социального развития и труда Астраханской области, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерства финансов Астраханской области, агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, Правительства Астраханской области, межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще, представили возражения относительно заявленных истцом требований, просили рассмотреть дело без их участия.
Руководствуясь статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав Бочарова В.А., исследовав материалы административного дела, гражданского дела №2-926/2017, исполнительного производства №10108/17/30017-ИП, материалы о привлечении Правительства Астраханской области к административной ответственности, суд приходит к следующему.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 04 ноября 1950 года в городе Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статья 6).
Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе, право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуется посредством организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами (статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии со статьей 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
Исходя из положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года (в редакции от 19 декабря 2016 года) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ, при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктами 40, 47, 48, 55, 56 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя…, а также действий органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При оценке своевременности мер, принимаемых органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.
Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебных актов (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта.
Законом Астраханской области от 10 октября 2006 года №75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» предусмотрено предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области в размере 33 кв. метра общей площади на одиноко проживающих граждан (статья 1).
Судом установлено, что решением Кировского районного суда г. Астрахани от 14 марта 2017 года удовлетворены исковые требования прокурора Ленинского района г.Астрахани, действующего в интересах Бочарова В.А. Суд обязал Правительство Астраханской области предоставить Бочарову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение в Астраханской области жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после 01 января 2013 года осуществляется в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11 февраля 2002 года № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10 октября 2006 года №75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», постановлением Правительства Астраханской области от 19 декабря 2012 года №571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.
Организация исполнения судебных решений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 года №399-П «О государственной программе «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» и распоряжением Правительства Астраханской области от 22 августа 2013 года № 388-Пр «Об исполнении судебных решений» и реализуется исполнительными органами государственной власти Астраханской области:
- министерством социального развития и труда Астраханской области организуется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до 01 января 2013 года, в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений по договорам социального найма;
- агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области осуществляется приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений, для последующего предоставления по договорам социального найма;
- министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области осуществляются мероприятия по оформлению земельных участков, разработке проектно-сметной документации и размещению заказов на строительство жилых домов, для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На территории Астраханской области формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем строительства жилых домов и приобретения квартир с целью дальнейшего обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
Судом установлено, что Бочаров В.А. ранее обращался с административными исками в Астраханский областной суд о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Астраханского областного суда от 12 мая 2020 года за нарушение сроков исполнения судебного решения от 14 марта 2017 года с министерства финансов Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области в пользу Бочаров В.А. взыскана компенсация в размере 50000 рублей. Решение вступило в законную силу 16 июня 2020 г.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.
Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.
Исходя из материалов исполнительного производства №10108/17/30017-ИП, возбужденного 26 октября 2017 года, за проверяемый период судебным приставом-исполнителем какие – либо исполнительные действия не производились. Правительством Астраханской области требования исполнительного документа не исполнены.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем не предпринимались все возможные меры, установленные Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» для исполнения судебного решения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что общий срок исполнения судебного акта за проверяемый период – с 16 июня 2020 года по 10 марта 2021 года (день подачи административного искового заявления в суд) составляет 8 месяцев 24 дня, что не отвечает критерию разумности.
Из решений Европейского Суда по правам человека следует, что исполнение решения, касающегося предоставления жилого помещения, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению, однако если решение внутригосударственного суда касается предмета первой необходимости, в которой лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Людмила Дубинская против Российской Федерации» от 04 декабря 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу «Кардашин против Российской Федерации» от 23 октября 2008 года, Постановление Европейского Суда по делу «Кравченко и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года, и Постановление Европейского Суда по делу «Копнин и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года).
Исходя из пояснений Бочарова В.А., в течение всего периода исполнения судебного акта он принимал активные меры, направленные на понуждение должника к исполнению требований исполнительного документа, неоднократно обращаясь в органы государственной власти Астраханской области с просьбами о принятии мер к исполнению судебного решения и предоставлении ему жилого помещения. В настоящее время проживает в жилом помещении по договору аренды жилого помещения.
Таким образом, неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от взыскателя.
Административные ответчики в подтверждение осуществления полномочий, возложенных на них федеральным законодательством, по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, по неукоснительному исполнению вступившего в законную силу судебного решения в своих возражениях указали на наличие обстоятельств, не позволивших до настоящего времени исполнить вступившее в законную силу решение суда, указав, что принимаются все возможные меры для исполнения вступившего в законную силу судебного решения.
Однако допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного органа, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения в срок, установленный действующим законодательством, не представлено.
Не установлено таких обстоятельств и судом в ходе судебного разбирательства.
Доводы ответчиков, изложенные в возражениях на заявленные требования, о том, что основной причиной неисполнения судебного акта в разумный срок послужило отсутствие достаточного финансирования для приобретения или строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилья осуществляется в установленном порядке, требующего временных затрат, не являются достаточным основанием для неисполнения решения суда.
В своих возрождениях ответчики указали, что в 2017 году проведены электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие в аукционе, в 2018 году приобретено 65 жилых помещений на территории МО «город Астрахань», в 2019 и 2020 годах приобретено 59 жилых помещений на территории Астраханской области. Бочаров В.А. состоит в списке на получение жилого помещения под номером 208 по МО «город Астрахань». В настоящее время на территории муниципального образования «город Астрахань» строительство жилых домов активно не ведется.
Исполнение государственными органами Астраханской области полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не привели к положительному результату, поскольку Бочаров В.А. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, а судебный акт, возлагающий на Правительство Астраханской области обязанность предоставить ему жилое помещение, не исполнен.
Отсутствие достаточного финансирования для исполнения возложенных на органы государственной власти Астраханской области обязанности по обеспечению Бочарова В.А. жилым помещением не свидетельствует об отсутствии вины должника - высшего исполнительного органа государственной власти Астраханской области в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.
С учетом комплекса мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного решения, степени сложности исполнительного производства, предмета исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, суд полагает, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия органов исполнительной власти Астраханской области не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решения суда.
Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что административными ответчиками не приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Кировского районного суда города Астрахани от 14 марта 2017 года. Доказательств, подтверждающих намерение должника исполнить решение суда путем предоставления временного жилья либо ускорения процесса предоставления нового жилья, не представлено.
При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает меры, принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, обязывающего решить вопрос обеспечения жильем лица, особо в этом нуждающегося, требования административного истца, общую продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца, неисполнение судебного акта до настоящего времени.
Суд приходит к выводу, что размер компенсации, определенный административным истцом в размере 200000 рублей, чрезмерно завышен.
Оценивая последствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца, суд учитывает, что данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
При определении размера компенсации суд также учитывает, что исходя из пояснений Бочарова В.А., в настоящее время проживает в арендуемом жилом помещении, собственного жилья не имеет.
С учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека, суд считает необходимым определить размер компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок в размере 10000 рублей.
Суд полагает, что указанная сумма позволит компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68 -ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве финансов Астраханской области, утвержденному постановлением Правительства Астраханской области от 06 мая 2010 года № 199-П, министерство финансов Астраханской области является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции по обеспечению проведения единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовой, бюджетной и налоговой политики Астраханской области и координирующим деятельность иных исполнительных органов государственной власти Астраханской области в этой сфере.
Министерство финансов Астраханской области является финансовым органом субъекта Российской Федерации - Астраханской области.
Таким образом, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок о возложении на Правительство Астраханской области обязанности обеспечить Бочарова В.А. благоустроенным жилым помещением в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ подлежит исполнению за счет средств бюджета Астраханской области министерством финансов Астраханской области.
В силу пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, взысканные денежные средства подлежат перечислению на банковский счет административного истца, указанный в представленной им выписке.
Решение суда по административному делу о присуждении компенсации, в соответствии с частью 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 176, 178, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Бочарова В.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с Астраханской области в лице министерства финансов Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области в пользу Бочарова В.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10000 рублей, перечислив указанные денежные средства на счет получателя <данные изъяты>
Решение суда по административному делу в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Астраханского
областного суда подпись Мухамбеталиева Н.Х.