Дело № 5-76/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 апреля 2023 года город Юрга Кемеровской области
мотивированное постановление от 6 апреля 2023 года
Судья Юргинского городского суда Кемеровской области Тимофеева Е.С., проведя открытое рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации города Юрга, расположенной по ***, имеющей ИНН 4230006082, ОГРН 1024202005156, присвоенного 30.12.2002 г.,
УСТАНОВИЛ:
14.12.2022 г. старшим инспектором группы ИАЗ МО МВД России «Юргинского» Григорьевым А.В. в отношении юридического лица Администрации города Юрга составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, что 23.04.2022 г. в 13.30 часов на земельном участке с кадастровым ***, расположенном за четвертым микрорайоном юго-западнее границы города Юрга, допущено несоблюдение требований законодательства по охране окружающей среды, природопользования, выразившееся в несанкционированном сбросе на почву твердых бытовых отходов в виде сучьев, ветвей, вершинок деревьев, полиэтиленовой пленки, пакетов при изготовлении упаковки из него, твердых коммунальных отходов от уборки территории городских и сельских поселений в нарушение ст. 51 федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8, 9 и 14 федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства, потребления» (л.д. 69-71).
Производство по делу об административном правонарушении осуществлено в отсутствие законного представителя Администрации города Юрга Фоминых А.В., извещенного о времени, месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 221 и 222).
Защитником Администрации города Юрга Дягилевой Ю.С. пояснено о том, что Администрация города Юрга не относится к субъекту вмененного правонарушения.
Судья, выслушав защитника Администрации города Юрга Дягилеву Ю.С., исследовав письменные доказательства, приходит к выводам, изложенным ниже.
В соответствии с требованиями ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из толкования содержания ст. 26.2 КоАП РФ следует, что состав административного правонарушения устанавливается доказательствами по делу об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
На основании требований ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса. По смыслу требований ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу о правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
При составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени, месте составления протокола об административном правонарушении в целях возможности реализации прав, предусмотренных КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи, доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова, вручение адресату.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте, времени составления протокола об административном правонарушении, поэтому оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
На основании ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ к законному представителю юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ к законному представителю Администрации города Юрга относится глава города Юрга Фомин А.В. (л.д. 35-41).
Должностным лицом, имеющим право на составление протокола об административном правонарушении, не принято надлежащих мер по уведомлению Главы города Юрга Фомина А.В. о времени, месте составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, так как в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие это. При составлении протокола о правонарушении принято участие защитником СолдатовойТ.И., занимающей должность, не относящую ее к законному представителю.
Согласно выписке из раздаточной книги, предоставленной по запросу судьи, повестка о вызове от 2.12.2022 г. *** не направлена Главе города Фомину А.В., в отношении нее содержатся сведения, что она адресована Администрации города Юрга.
Поскольку материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений об извещении законного представителя Администрации города Юрга о времени, месте составления протокола об административном правонарушении, он составлен с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, относящегося к существенным, нарушающим право на защиту лица, в отношении которого ведется производство. В силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ протокол о правонарушении недопустим как доказательство виновности юридического лица в совершении правонарушения.
В деле об административном правонарушении отсутствуют доказательства относимости Администрации города Юрга к субъекту правонарушения. Согласно представленным муниципальным нормативным правовым актам Администрацией города Юрга разграничены полномочия в отношении отходов потребления, что следует из п. 2.12 ст. 2 и п. 1 ст. 3 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства города Юрга (далее в тексте - Управление), утвержденного решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 27.02.2008 г. ***, предусматривающих то, что Управление организует сбор, вывоз, утилизацию, переработку бытовых и промышленных отходов, Управление возглавляет начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства города Юрга, назначаемый на должность, освобождаемый от должности Главой города в порядке, определенном Уставом Юргинского городского округа с заключением трудового договора, подп. 1.1.6 п. 1 и подп. 18 п.9 распоряжения Администрации города Юрга от 6.05.2020 г. *** «О разграничении полномочий между Главой города Юрга, его заместителями», указывающих, что к заместителю Главы города по жилищно-коммунальным вопросам относится начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства города Юрга, определивших для заместителя Главы города по жилищно-коммунальным вопросам выполнение организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов.
При таких обстоятельствах протоколом об административном правонарушении в совокупности с другими доказательствами не подтвержден состав правонарушения, вмененного Администрации города Юрга, поэтому в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению производство по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Судья, руководствуясь ст. 29.10 и 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Администрации города Юрга в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Разъяснить, что постановление обжалуется в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня его вручения или получения.
Судья Е.С. Тимофеева