дело №2а-1200/2020
25RS0007-01-2020-001967-56
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 мая 2020 года г.Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе:
судьи Харченко А.Н.,
при секретаре Иващук А.Е.,
с участием помощника прокурора г.Артема Михеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Артема Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л:
прокурор г.Артема Приморского края, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Артемовский городской суд Приморского края с административным иском о признании информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: <адрес>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований прокурор г.Артема Приморского края указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения распространение которых на территории Российской Федерации запрещено, установлено о размещении в сети «Интернет» на сайте с адресом <адрес>/ информации о продаже дипломов государственного образца о высшем и среднем профессиональном образовании, а также аттестатов школ с гарантией качества документов, организована доставка по России, указана цена за приобретение того или иного документа, подробно отображена информация о способах их приобретения. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Информация на данном сайте распространяется бесплатно без ограничения срока пользования, отсутствует запрет передачи, копирования и распространения информации. Место оказания услуг - <адрес>.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статей 324 и 327 Уголовного кодекса РФ, прокурор просит суд признать информацию распространяемую посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по электронному адресу: <адрес>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора г.Артема Михеева Е.А. поддержала доводы иска по приведенным основаниям. Возражал против оставления иска без рассмотрения.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее – Управление Роскомнадзора по Приморскому краю) в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При таком положении суд на основании ст.ст.150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно положениям ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.
Исходя из смысла Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации», злоупотребление свободой массовой информации - использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.
Положениями ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
При этом, дипломы о высшем и среднем профессиональном образовании, а также аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании, как положениями Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», так и положениями Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», отнесены к официальным документам, продажа таких документов не допускается.
Указанные документы об образовании являются необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также - необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст.324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст.327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
Как следует из материалов дела, проверкой исполнения федерального законодательства об образовании прокуратурой г.Артема Приморского края выявлен сайт в сети «Интернет» по адресу <адрес>/, с помощью которого осуществляется продажа дипломов государственного образца о высшем и среднем профессиональном образовании, а также аттестатов школ, с указанием на организацию доставки по России, цены за приобретение того или иного документа, информации о способах их приобретения. При этом, вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок ее пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Место оказания указанных услуг по адресу: <адрес>.
В силу п.3 Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года №1101 формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; Федеральное агентство по делам молодежи или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года №1101 (п.п.6 - 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»).
По форме, установленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в этот орган могут обратиться любые лица: органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения, иные некоммерческие организации, граждане с сообщением о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации.
Роскомнадзор в течение суток после поступления информации направляет запрос с указанием страницы сайта в сети «Интернет» о возможном наличии на указанной странице сайта запрещенной информации, в электронном виде уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией, определенной п.п.«а» п.5 Правил.
Информация о решении, принятом по запросу должна быть предоставлена уполномоченным органом в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператору реестра в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) в течение суток после получения такого запроса.
Обращения граждан, юридических лиц, общественных и иных организаций могут поступать не только в Роскомнадзор, но и непосредственно в уполномоченные органы.
Из изложенного следует о специальном порядке признания информации запрещенной к распространению, внесение записи в Реестр осуществляется Роскомнадзором при наличии решения уполномоченного органа. Получение решения уполномоченного органа для признания информации запрещенной является обязательным, и для признания информации запрещенной к распространению истцу следует обратиться в Роскомнадзор или любой уполномоченный орган.
Предметом судебной защиты по правилам ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.
Заявляя настоящее административное исковое заявление прокурор г.Артема не подтвердил соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора путем обращения в уполномоченный орган с заявлением о признании информации запрещенной к распространению, не представил решение об отказе в его удовлетворении.
В силу п.5 ст.265.3 КАС РФ судья оставляет административное исковое заявление о признании информации запрещенной без рассмотрения, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку судебной защиты требуют правоотношения не разрешенные обязательной досудебной стадией урегулирования административных споров, административный иск прокурора г.Артема в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, надлежит оставить без рассмотрения.
Доводы прокурора г.Артема о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора в связи с получением информации Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу от <дата> противоречит информации заинтересованного лица от <дата> об отсутствии обращения по форме, установленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, о включении сайта <адрес>/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь ч.5 ст.265.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
о п р е д е л и л:
административный иск прокурора г.Артема в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение пятнадцати дней.
Судья А.Н. Харченко