Решение по делу № 33-211/2018 от 05.03.2018

Председательствующий – Беспалова Т.Е.                                      дело № 33-211

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2018 года                                                                        г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Красиковой О.Е.,

судей – Солоповой И.В., Черткова С.Н.,

при секретаре – Слабодчиковой А.И.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай Тысовой З на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 января 2018 года, которым

    удовлетворены исковые требования прокурора г. Горно-Алтайска в интересах А..

    На Министерство здравоохранение Республики Алтай возложена обязанность организовать обеспечение А. лекарственным препаратом «Ибрутиниб» 420 мг в сутки в течение года до сохранения рекомендаций лечащего врача.

    Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Горно-Алтайска обратился в суд в интересах А. с иском к Министерству здравоохранения Республики Алтай о возложении обязанности организовать обеспечение А. жизненно необходимым лекарственным препаратом «Ибрутиниб», в дозировке 420 мг в сутки постоянно в течение года, до последующей оценки эффективности лечения. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Горно-Алтайска проведена проверка по обращению А. по вопросу обеспечения ее дорогостоящим лекарственным препаратом. Согласно консультативному заключению ФБГУ «Северо-западный федеральный медицинский исследовательский центр» у А. диагностирован <данные изъяты> и указано о необходимости назначения препарата «Ибрутиниб». В связи с указанными рекомендациями БУЗ РА «Республиканская больница» А. также рекомендовано лечение препаратом «Ибрутиниб». А. включена в регистр пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, между тем ей отказано в обеспечении лекарственным препаратом «Ибрутиниб», в связи с тем, что препарат не включен в перечень лекарств льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается по решению врачебной комиссии. В ходе проверки установлено, что А. нуждается по жизненным показаниям в применении лекарственного препарата «Ибрутиниб», в этой связи имеет право на бесплатное обеспечение данным препаратом. Бездействие Министерства здравоохранения Республики Алтай противоречит действующему законодательству, влечет существенное нарушение прав А. на медицинскую помощь.

Суд вынес вышеизложенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай Тысова З.Т., указывая, что Министерство здравоохранения Республики Алтай не согласно с принятым по делу решением и полагает его подлежащим отмене, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Заболевание А. относится к злокачественным новообразованиям лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, обеспечение лекарственными препаратами по этому заболеванию осуществляется в соответствии с ч. 7-8 ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Приложением № 3 к распоряжению Правительства РФ от 23 октября 2017 года № 2323-р утвержден Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей. Однако в данный перечень «Ибрутиниб» не включен. А. 01 июня 2015 года включена в федеральный регистр как инвалид, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и обеспечивается бесплатно лекарственными препаратами по сопутствующим заболеваниям за счет субвенций. Истец не может обеспечиваться лекарственным препаратом «Ибрутиниб» за счет субвенций федерального бюджета в рамках исполнения переданных полномочий РФ субъектам РФ по бесплатному лекарственному обеспечению (набор социальных услуг) как инвалид в силу ограничения, установленного п. 2 Порядка обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства РА от 19 февраля 2009 года № 37. Судом при вынесении решения не указаны основания, по которым отклонены доводы Министерства здравоохранения Республики Алтай об отсутствии правовых оснований для обеспечения истицы лекарственным препаратом «Ибрутиниб». Выводы суда о взаимосвязанности положений п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 15, ч. 9 ст. 83 и ч. 4 ст. 101 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан», из которых по мнению суда следует, что организационные финансовые полномочия по обеспечению больных, в том числе злокачественными новообразованиями кроветворной ткани, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, относятся к полномочиям РФ, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов РФ с финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета, исходя из которых обеспечение инвалидов лекарственными препаратами, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается по решению врачебной комиссии противоречат федеральному законодательству. Заболевание истицы относится к злокачественным новообразованиям лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, обеспечение лекарственными препаратами по этому заболеванию осуществляется специальной нормой в соответствии с частями 7-8 ст. 44 Федерального закона. При принятии решения суд неправильно применил нормативные правовые акты, в том числе недействующие, регулирующие спорные правоотношения.

    Изучив материалы дела, заслушав представителей Министерства здравоохранения Республики Алтай Тысову З.Т. и Колмакову Т.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства финансов Республики Алтай Черепанову К.Е., полагавшей апелляционную жалобу обоснованной, А., прокурора Тюхтеневу И.М., возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

    Как усматривается из материалов дела, А. с <дата> бессрочно установлена инвалидность <данные изъяты> по общему заболеванию. А. поставлен диагноз <данные изъяты>. 20 июня 2017 года консультативным заключением ФБГУ «Северо-западный федеральный медицинский исследовательский центр» Минздрава России Институт гематологии А. по жизненным показаниям назначена терапия ибрутинибом в дозе 420 мг/сутки постоянно в течение года с последующей оценкой эффективности лечения. Аналогичную рекомендацию по лечению указанным препаратом выдал врач БУЗ РА «Республиканская больница» Д

    А. включена в регистр пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение в рамках программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также в Федеральный регистр лиц больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей.

    Министерство здравоохранения Республики Алтай в своем ответе от 30 октября 2017 года, адресованном руководителю территориального органа Росздравнадзора по Республике Алтай, отказало А. в обеспечении лекарственным препаратом Ибрутиниб, обосновывая свой отказ тем, что Ибрутиниб не включен в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, и в Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2015 года № 2724-р.

    Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что А. имеет право на бесплатное обеспечение жизненно ей необходимым лекарственным препаратом «Ибрутиниб».

    Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым в том числе определяются права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.

    Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

    В ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» указано, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 37 вышеназванного Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года №2323-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 года, а также Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

    Действительно, лекарственный препарат «Ибрутиниб» не включен в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (приложение № 2), и в Перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей (приложение №3), утвержденных вышеуказанным распоряжением Правительства РФ.

    Вместе с тем, отсутствие данного препарата «Ибрутиниб» в приложениях №2 и №3 не исключает право А. на его бесплатное обеспечение, иное бы противоречило нормам Конституции РФ и не соответствовало принципам охраны здоровья, которые заключаются, прежде всего, в соблюдении прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; в приоритете интересов пациента при оказании медицинской помощи; в социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья и др. (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

    Более того, лекарственный препарат «Ибрутиниб» содержится в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение № 1 Распоряжения Правительства РФ от 23 октября 2017 года № 2323-р).

    А, частью 5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в стандарт.

    Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы, судебная коллегия находит решение суда правильным, а доводы апеллянта о том, что А. не подлежит бесплатному обеспечению указанным лекарственным препаратом, несостоятельными.

    В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства; отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

    Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство здравоохранения Республики Алтай обязанность организовать обеспечение А. лекарственным препаратом «Ибрутиниб».

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай Тысовой З – без удовлетворения.

    Председательствующий судья                                                       О.Е. Красикова

Судьи                                                                                                И.В. Солопова

                                                                                                           С.Н. Чертков

33-211/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Горно-Алтайска в интересах Алексахиной Светланы Алексеевны
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Алтай
Другие
Тысова Зинаида Толоновна
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
14.03.2018Судебное заседание
14.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее