Решение по делу № 2а-546/2021 от 26.08.2021

    18RS0031-01-2020-000783-05

    № 2а-546/2021

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    21 октября 2021 года                                                                             с.Якшур-Бодья УР

                Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:

    председательствующего судьи Уткиной Н.В. единолично,

    при секретаре Кокшаровой Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о признании незаконным бездействия и понуждении к приведению дороги в нормативное состояние,

у с т а н о в и л :

Первоначально прокурор Якшур-Бодьинского района УР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», Администрации МО «Якшур-Бодьинское» о признании незаконным бездействия и понуждении к приведению дороги в нормативное состояние.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой в ходе проверки установлено, что дорога по <адрес>, протяженностью 0,2 км, принадлежащая МО «Якшур-Бодьинский район», не соответствует требованиям ГОСТа Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

Органами местного самоуправления в 2017 году организован временный проезд, пролегающий через другие земельные участки, для обеспечения проезда к домовладению по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Из анализа положений п. 5 ч. 1, ч.3,4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003, ст.7.4 Закона УР от 13.07.2005 N 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 3, 14 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкций, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Кроме того, согласно ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильные дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Длительное неустранение нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании указанной дороги создает угрозу для безопасности дорожного движения, что может повлечь не только причинение материального вреда имуществу граждан, но и жизни и здоровью самих граждан, препятствует проходу пешеходов и проезду автотранспорта, в том числе автомобилей скорой помощи, полиции и иных экстренных служб к домам и земельным участкам по <адрес>.

    Таким образом, Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» иАдминистрацией МО «Якшур-Бодьинское» не исполняютсятребования ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожногодвижения», тем самым Администрация МО «Якшур-Бодьинский район»Администрация МО «Якшур-Бодьинское» самоустранились от обязанности по обеспечению соответствия состояния дороги по <адрес> при ее содержании установленным техническимрегламентам и другим нормативным документам.

В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования уточнены, просил признать незаконным бездействие Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» по организации дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения по <адрес>.

Обязать Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» в течение 1 года после вступления решения в законную силу произвести ремонтные работы на <адрес> и привести автомобильную дорогу по данной улице в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», предусмотренными для автомобильных дорог 5 категории, обеспечив дорогу пригодным состоянием для проезда транспортных средств и прохода пешеходов, а именно: отсыпать указанною дорогу щебнем, обустроить обочину без занижения (п.5.3 ГОСТа Р50597-2017).

В судебном заседании помощник прокурора Якшур-Бодьинского района Шибанов Т.Э. исковые требования с учетом их уточнений поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» - Вахрушева Н.А. с исковыми требованиями с учетом их уточнений согласилась.

Заинтересованное лицо Закирова Л.Б. в судебном заседании позицию прокурора поддержала.

Представитель заинтересованного лица – Администрации МО «Якшур-Бодьинское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 96-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон о безопасности дорожного движения) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о безопасности дорожного движения, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 ст. 6 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 6 ст. 3 названного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

При этом ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221 утвержден и введен в действие ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Названный ГОСТ Р 50597-93 подлежит обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества).

В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 50597-93 настоящий Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.

Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Стандарт распространяется, в том числе, на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.

Установленные Стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом дорога по <адрес>, протяженностью 0,2 км находится в реестре имущества, находящегося в собственности МО «Якшур-Бодьинский район».

Согласно акту выявленных недостатков от 16.08.2021 года, указанная выше дорога не имеет твердого покрытия, на данной присутствует трава и древесно-кустарниковая растительность высотой более 20 см.

В ходе судебного разбирательства не представлено и доказательств тому, что указанная дорога соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93 г. "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Исходя из того, что состояние проезжей части указанной дороги не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93, вследствие чего создается реальная угроза для жизни и здоровья, причинения ущерба пользующихся ею граждан, суд обоснованно приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца.

С выбранным способом восстановления нарушенных прав административного истца - путем возложения на Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» обязанности произвести ремонтные работы на ул. Заречная д. Карашур Якшур-Бодьинского района УР и привести автомобильную дорогу по данной улице в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», предусмотренными для автомобильных дорог 5 категории, обеспечив дорогу пригодным состоянием для проезда транспортных средств и прохода пешеходов, а именно: отсыпать указанною дорогу щебнем, обустроить обочину без занижения (п.5.3 ГОСТа Р50597-2017), ответчик согласился.

Руководствуясь ст.ст. 265.1–265.5 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о признании незаконным бездействия и понуждении к приведению дороги в нормативное состояние - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» по организации дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения по <адрес>.

Обязать Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» в течение 1 года после вступления решения в законную силу произвести ремонтные работы на <адрес> и привести автомобильную дорогу по данной улице в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», предусмотренными для автомобильных дорог 5 категории, обеспечив дорогу пригодным состоянием для проезда транспортных средств и прохода пешеходов, а именно: отсыпать указанною дорогу щебнем, обустроить обочину без занижения (п.5.3 ГОСТа Р50597-2017).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья:                                    Н.В. Уткина

2а-546/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Якшур-Бодьинского района
Ответчики
Администрация МО "Якшур-Бодьинский район"
Другие
Закирова Лариса Борисовна
Администрация МО "Якшур-Бодьинское"
Суд
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Уткина Нина Владимировна
Дело на сайте суда
yakshur-bodinskiy.udm.sudrf.ru
26.08.2021Регистрация административного искового заявления
27.08.2021Передача материалов судье
27.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2021Подготовка дела (собеседование)
24.09.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
24.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
21.10.2021Судебное заседание
21.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее