18RS0031-01-2020-000783-05
№ 2а-546/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года с.Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Уткиной Н.В. единолично,
при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о признании незаконным бездействия и понуждении к приведению дороги в нормативное состояние,
у с т а н о в и л :
Первоначально прокурор Якшур-Бодьинского района УР обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район», Администрации МО «Якшур-Бодьинское» о признании незаконным бездействия и понуждении к приведению дороги в нормативное состояние.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой в ходе проверки установлено, что дорога по <адрес>, протяженностью 0,2 км, принадлежащая МО «Якшур-Бодьинский район», не соответствует требованиям ГОСТа Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Органами местного самоуправления в 2017 году организован временный проезд, пролегающий через другие земельные участки, для обеспечения проезда к домовладению по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Из анализа положений п. 5 ч. 1, ч.3,4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003, ст.7.4 Закона УР от 13.07.2005 N 42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3, 14 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкций, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Кроме того, согласно ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильные дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Длительное неустранение нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании указанной дороги создает угрозу для безопасности дорожного движения, что может повлечь не только причинение материального вреда имуществу граждан, но и жизни и здоровью самих граждан, препятствует проходу пешеходов и проезду автотранспорта, в том числе автомобилей скорой помощи, полиции и иных экстренных служб к домам и земельным участкам по <адрес>.
Таким образом, Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» иАдминистрацией МО «Якшур-Бодьинское» не исполняютсятребования ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожногодвижения», тем самым Администрация МО «Якшур-Бодьинский район»Администрация МО «Якшур-Бодьинское» самоустранились от обязанности по обеспечению соответствия состояния дороги по <адрес> при ее содержании установленным техническимрегламентам и другим нормативным документам.
В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования уточнены, просил признать незаконным бездействие Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» по организации дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения по <адрес>.
Обязать Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» в течение 1 года после вступления решения в законную силу произвести ремонтные работы на <адрес> и привести автомобильную дорогу по данной улице в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», предусмотренными для автомобильных дорог 5 категории, обеспечив дорогу пригодным состоянием для проезда транспортных средств и прохода пешеходов, а именно: отсыпать указанною дорогу щебнем, обустроить обочину без занижения (п.5.3 ГОСТа Р50597-2017).
В судебном заседании помощник прокурора Якшур-Бодьинского района Шибанов Т.Э. исковые требования с учетом их уточнений поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» - Вахрушева Н.А. с исковыми требованиями с учетом их уточнений согласилась.
Заинтересованное лицо Закирова Л.Б. в судебном заседании позицию прокурора поддержала.
Представитель заинтересованного лица – Администрации МО «Якшур-Бодьинское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 96-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Закон о безопасности дорожного движения) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 24 Закона о безопасности дорожного движения, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о безопасности дорожного движения, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 4 ст. 6 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 6 ст. 3 названного Закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221 утвержден и введен в действие ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Названный ГОСТ Р 50597-93 подлежит обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества).
В соответствии с п. 1 ГОСТ Р 50597-93 настоящий Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется, в том числе, на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Установленные Стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом дорога по <адрес>, протяженностью 0,2 км находится в реестре имущества, находящегося в собственности МО «Якшур-Бодьинский район».
Согласно акту выявленных недостатков от 16.08.2021 года, указанная выше дорога не имеет твердого покрытия, на данной присутствует трава и древесно-кустарниковая растительность высотой более 20 см.
В ходе судебного разбирательства не представлено и доказательств тому, что указанная дорога соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93 г. "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Исходя из того, что состояние проезжей части указанной дороги не соответствует требованиям ГОСТа Р 50597-93, вследствие чего создается реальная угроза для жизни и здоровья, причинения ущерба пользующихся ею граждан, суд обоснованно приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца.
С выбранным способом восстановления нарушенных прав административного истца - путем возложения на Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» обязанности произвести ремонтные работы на ул. Заречная д. Карашур Якшур-Бодьинского района УР и привести автомобильную дорогу по данной улице в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», предусмотренными для автомобильных дорог 5 категории, обеспечив дорогу пригодным состоянием для проезда транспортных средств и прохода пешеходов, а именно: отсыпать указанною дорогу щебнем, обустроить обочину без занижения (п.5.3 ГОСТа Р50597-2017), ответчик согласился.
Руководствуясь ст.ст. 265.1–265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о признании незаконным бездействия и понуждении к приведению дороги в нормативное состояние - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» по организации дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения по <адрес>.
Обязать Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» в течение 1 года после вступления решения в законную силу произвести ремонтные работы на <адрес> и привести автомобильную дорогу по данной улице в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», предусмотренными для автомобильных дорог 5 категории, обеспечив дорогу пригодным состоянием для проезда транспортных средств и прохода пешеходов, а именно: отсыпать указанною дорогу щебнем, обустроить обочину без занижения (п.5.3 ГОСТа Р50597-2017).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: Н.В. Уткина