Дело № 2-257/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом |
02 июля 2018 года |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,
при секретаре судебного заседания О.Н. Решетиной,
с участием прокурора А.Л. Лобановой,
представителя ответчика Т.В. Уляшевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыктывкарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Помоздино» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства,
установил:
Прокурор Сыктывкарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Помоздино» (далее СПК «Помоздино») о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства, а именно получить в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми решение о предоставлении водного объекта – р. Помоз – правый приток реки Вычегда бассейн р. Северная Двина для целей сброса сточных и дренажных вод; разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Помоз; получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в р. Помоз.
В обоснование иска указано, что ответчик производит использование водного объекта р. Помоз для целей сброса сточных и дренажных вод при этом соответствующих решений о предоставлении права пользования водного объекта и разрешения на сброс веществ и микроорганизмов в р. Помоз не имеет, не разработан проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
В судебном заседании прокурор Лобанова А.Л. подержала исковые требования по основаниям указанным в иске.
Председатель Сельскохозяйственного производственного кооператива «Помоздино» Уляшева Т.В. исковые требования признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление.
Третье лицо, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, извещенное о дате и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не приняло.
Заслушав лиц участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации (далее Водного кодекса РФ) использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 4 названной статьи установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды (п.2 ст.19).
Согласно пункту 1 статьи 22 названного закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов.
На основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что СПК «Помоздино» осуществляет деятельность по разведению молочного крупного рогатого скота, производство сырого и питьевого молока, сливочного масла и др., что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц. СПК «Помоздино» осуществляет производственную деятельность по адресу: <адрес>.
Сыктывкарской природоохранной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлено использование ответчиком водного объекта – р. Помоз правый приток р.Вычегда бассейн р. Северная Двина для целей сброса сточных и дренажных вод. Данный факт подтверждается предоставленным СПК «Помоздино» отчетом по форме 2-ТП «Водхоз», расчётами платы за негативное воздействие на окружающую среду, протоколами испытаний проб воды в месте сброса в р. Помоз, а также объяснениями представителя СПК «Помоздино».
Порядок получения решения установлен ч. 2 ст. 21, ст. ст. 22, 23 Водного кодекса РФ, Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844. Предоставление в пользование водных объектов, находящихся в собственности субъекта и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 21 Водного кодекса РФ, п. 11 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 N 452, органом, уполномоченным принимать решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей.
Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты утверждена Приказом Министра природных ресурсов РФ от 17.12.2007 N 333. Из пункта 12 указанной Методики величины нормативов допустимых сбросов разрабатываются как для проектирующих, так и для действующих организаций - водопользователей. Нормативы могут быть разработаны как непосредственно организацией - водопользователем, так и по ее поручению проектирующей организацией, каких-либо исключений из указанного требования не предусмотрено.
Пункт 14.1 Методики содержит требования к составу проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, который должен содержать. В том числе ситуационный план местности с привязкой к территории предприятия, план территории предприятия с указанием мест размещения очистных сооружений, их характеристики, сведения об эффективности очистки сбрасываемого стока, водохозяйственный баланс водопользователя, гидрологическую характеристику используемого водного объекта, а также иные сведения, в том числе расчет нормативов допустимых сбросов, выполненный в соответствии с рассматриваемой методикой, и его результаты.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 N 2 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ)и микроорганизмов в водные объекты, который вступил в законную силу с 13.09.2013 г.
Пунктом 13 "Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 09 января 2013 года N 2, определено, что разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС); в пределах лимитов на сбросы.
Срок ранее выданного ответчику решения о предоставлении водного объекта в пользование № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ.
Производство сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов при отсутствии разрешительных документов является нарушением требований законодательства об охране окружающей среды и водного законодательства.
Ответчик исковые требования признает в полном объеме.
Согласно статье 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Обстоятельств, препятствующих принятию признания ответчиком иска, предусмотренных в части 3 статьи 68 ГПК Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, суд принимает признание иска ответчиком, поскольку его принятие не нарушает права и интересы иных лиц, а исследованные в совокупности доказательства подтверждают обоснованность заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Сыктывкарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Помоздино» <данные изъяты> устранить нарушения водного законодательства, а именно:
получить в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми решение о предоставлении водного объекта – р. Помоз правый приток реки Вычегда бассейн р. Северная Двина для целей сброса сточных и дренажных вод;
разработать и направить на утверждение в отдел водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в р. Помоз правый приток реки Вычегда бассейн р. Северная Двина;
получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в р. Помоз правый приток реки Вычегда бассейн р. Северная Двина.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий - подпись.
Мотивированное решение составлено 04.07.2018.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин