Решение по делу № 33а-1023/2019 от 20.03.2019

33а-1023/2019

судья Подъячева С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2019 года

г. Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего судьи Воейкова А.А.,

судей Милашовой Л.В., Хмельниковой Е.А.

при секретаре Самсонове Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе Алексеева Николая Александровича, Панова Вениамина Владимировича, Молякова Сергея Александровича на решение Скопинского районного суда Рязанской области от 6 февраля 2019 года по делу по административному иску Алексеева Николая Александровича, Панова Вениамина Владимировича, Молякова Сергея Александровича к администрации муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Воейкова А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Алексеев Н.А., Панов В.В., Моляков С.А. обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования – городской округ город Скопин Рязанской области (далее – администрация) о признании незаконным решения от 25 января 2019 года об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирования и возложении обязанности согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

В обоснование заявленных требований указали, что 24 января 2019 года в администрацию были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах – членах Совета Европы, которое должно состояться 31 января 2019 года с 17 часов до 18 часов на площадке перед зданием памятником В.И.Ленина на ул.Ленина, д.1 г.Скопина с количеством участников до 300 человек;

- пикетирования с призывом к борьбе с проявлениями гомофобии и трансфобии в России во время проведения Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске, которое должно состояться 31 января 2019 года с 20 часов до 21 часа на площадке перед дворцом культуры им.В.И.Ленина на площаде Ленина г.Скопина с количеством участников до 300 человек;

- шествия Скопинского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии, которое должно состояться 5 февраля 2019 года с 17 часов до 19 часов и проходить по улице Пролетарской от улицы Октябрьская до улицы Полевая г.Скопина с количеством участников до 300 человек.

25 января 2019 года глава администрации уведомил административных истцов об отказе в согласовании трех заявленных публичных мероприятий со ссылкой на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, в частности Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и предупредил об ответственности в случае проведения заявленных мероприятий.

Полагают, что данный отказ является нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Администрация не предложила организатору альтернативных мест и времени проведения шествия и пикетирований, чем нарушила порядок согласования публичных мероприятий, тем самым лишив административных истцов возможности эффективной реализации права на свободу собраний.

На основании изложенного просили суд признать незаконным решение администрации от 25 января 2019 года об отказе в согласовании заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований и возложить на администрацию обязанность согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

Решением Скопинского районного суда Рязанской области от 6 февраля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.

С данным решением не согласились административные истцы Алексеев Н.А., Панов В.В., Моляков С.А., ими подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, включая нормы международного права. В обоснование жалобы приводят доводы, аналогичные доводам административного иска, ссылаясь на то, что в силу Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанностью органа власти является предложение об изменении времени и места проведения публичных мероприятий, несоблюдение данной обязанности является нарушением порядка согласования заявленных публичных мероприятий. Мотивы отказа в проведении публичного мероприятия, связанные с необходимостью защиты прав и нравственности детей в контексте законодательного запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, являются неправомерными. Суд первой инстанции, по мнению апелляторов, проигнорировал позиции, изложенные в ряде постановлений Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Административные истцы Алексеев Н.А., Панов В.В., Моляков С.А. извещены о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в материалах дела имеется их ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации МО – городской округ город Скопин Рязанской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не просил, о причинах неявки не сообщил. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены ввиду следующего.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 24 января 2019 года в администрацию были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

- пикетирования с призывом к исполнению постановлений Европейского Суда по правам человека по делам, связанным с нарушением прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в странах – членах Совета Европы, которое должно состояться 31 января 2019 года с 17 часов до 18 часов на площадке перед зданием памятником В.И.Ленина на ул.Ленина, д.1 г.Скопина с количеством участников до 300 человек;

- пикетирования с призывом к борьбе с проявлениями гомофобии и трансфобии в России во время проведения Всемирной зимней универсиады 2019 года в Красноярске, которое должно состояться 31 января 2019 года с 20 часов до 21 часа на площадке перед дворцом культуры им.В.И.Ленина на площади Ленина г.Скопина с количеством участников до 300 человек;

- шествия Скопинского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии, которое должно состояться 5 февраля 2019 года с 17 часов до 19 часов и проходить по улице Пролетарской от улицы Октябрьская до улицы Полевая г.Скопина с количеством участников до 300 человек.

25 января 2019 года решением главы администрации было отказано в согласовании трех заявленных публичных мероприятий, поскольку цели запланированных пикетирований и шествия нарушают запреты, предусмотренные п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», п.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ст. 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно администрация довела до сведения организаторов публичных мероприятий информацию о том, что они, а также иные участники публичных мероприятий в случае несоответствия целей запланированных публичных мероприятий и форм их проведения положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушения запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Судом первой инстанции установлено, что по пути следования заявленного шествия и в предполагаемых местах проведения пикетов расположены: городской стадион, Дом культуры, 1 среднее специальное учебное заведение, а также детские музыкальная и художествнная школы, индивидуальные жилые дома.

Проанализировав содержание оспариваемого уведомления административного ответчика в совокупности с целями публичных мероприятий, заявленных к проведению административными истцами, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком не было допущено нарушения действующего законодательства.

С данным выводом соглашается судебная коллегия.

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Часть 3 статьи 12 этого же Федерального закона предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

В силу части 2 статьи 12 названного Федерального закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Возражая против доводов административного иска, представитель административного ответчика ссылался на наличие у администрации муниципального образования обоснованных предположений о несоответствии целей запланированных публичных мероприятий требованиям законодательства и нарушении предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях запретов. Запрет проведения пикетов и шествия с вышеуказанными целями в открытых для свободного посещения местах направлен на защиту прав и законных интересов детей и подростков от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, а также религиозных и нравственных чувств граждан, чьё человеческое достоинство может быть затронуто подобными мероприятиями. Тематика заявленных публичных мероприятий может нанести вред психическому здоровью и развитию детей, что в свою очередь может вылиться в отрицание семейных ценностей.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Рязанской области № 115-ОЗ от 28 декабря 2012 года «О регулировании отдельных отношений, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Рязанской области» правительство Рязанской области определяет перечень специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий.

Постановлением Правительства Рязанской области № 24 от 8 февраля 2013 года определены единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Рязанской области согласно приложению.

Из данного приложения следует, что в городском округе городе Скопине к местам проведения публичных мероприятий относятся Дом культуры "Октябрьский», (мкр. Октябрьский, ул. Ленина, д. 12), Дом культуры "Металлург" (ул. Мира, д. 12), МУК "Дом культуры" (мкр. Заречный, ул. Клубная, д. 21а) площадки перед Дворцом культуры им. В.И.Ленина (площадь Ленина), перед памятником В.И.Ленину (ул. Ленина, д. 1), перед зданием Дома культуры "Октябрьский" (мкр. Октябрьский, ул. Мира, д. 17).

Таким образом, специально отведенные для проведения публичных мероприятий места в городском округе город Скопин, как и другие запланированные административными истцами для проведения публичных мероприятий места, посещают несовершеннолетние.

    Законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Так пунктом 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения.

При этом в силу пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации N 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, а в соответствии с пунктом 1 статьи 2 этого же Федерального закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Часть 6 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.

Исходя из того, что любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований (статья 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), учитывая намерение истцов провести публичные мероприятия с заявленными выше целями в местах, предполагающих присутствие большого количества людей, судебная коллегия считает, что запланированные истцами мероприятия несомненно окажут информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, которые очевидно могут находиться в местах их проведения.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами административного ответчика и выводами суда первой инстанции, что цели заявленных публичных мероприятий направлены на пропаганду гомосексуализма и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией Российской Федерации.

Также судебная коллегия полагает, что противоречие заявленных целей планируемых истцами публичных мероприятий законодательному запрету на пропаганду гомосексуализма среди детей исключали для уполномоченного органа необходимость предложения организаторам иных альтернативных мест и времени их проведения, в связи с чем вывод суда о несостоятельности доводов истцов о нарушении администрацией пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", является верным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не учтены многочисленные рекомендации Парламентской Ассамблеи и Комитета Министров Совета Европы, Комитета ООН по правам человека и решения Европейского суда по правам человека, а также акты Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации, признающие недопустимость дискриминации по признаку сексуальной ориентации, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку противоречат содержанию мотивированного решения суда, а также судебного разбирательства. В ходе судебного разбирательства установлено, что несогласование публичных мероприятий обусловлено не дискриминационными мотивами, а законодательными запретами распространения среди несовершеннолетних информации, касающейся нетрадиционной сексуальной ориентации, способной причинить вред здоровому развитию детей, на защиту которого ориентировано не только российское, но и международное право.

При этом судебная коллегия учитывает, что доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о том, что цели и формы публичных мероприятий, о которых уведомили административные истцы, могли быть реализованы путем распространения информации о гомосексуальных отношениях в допустимой нейтральной форме. Напротив, публичные мероприятия были запланированы в общественном месте, доступном для посещения детей, и преследовали целью пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, в том числе.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 4 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года) государства - участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. Государства - участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (Статья 6).

Государства - участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34).

Пунктом 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года) установлено, что осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В силу статьи 21 Международного пакта о гражданских и политических правах пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Применительно к названным законоположениям принцип уважения прав человека должен соблюдаться и самими истцами. Административные истцы правомерно получили предупреждение со стороны административного ответчика о создаваемой угрозе нарушения охраняемых законом прав и интересов детей в случае выражения от имени российского сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров при проведении публичного мероприятия привлекательности своего образа жизни неопределенному кругу лиц, включая детей.

С учетом изложенного, заявленные цели публичных мероприятий, направленные на пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации, в том числе и среди детей, обоснованно были расценены судом в решении как ущемляющие права ребенка и с точки зрения общепризнанных европейских ценностей, охраняемых нормами международного права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при рассмотрении спора не принято во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2014 года N 24-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании изложенных в нем правовых позиций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном Постановлении, цель, которую преследовал федеральный законодатель при установлении данной нормы, - оградить ребенка от воздействия информации, способной подтолкнуть его к нетрадиционным сексуальным отношениям, приверженность которым препятствует выстраиванию семейных отношений, как они традиционно понимаются в России и выражены в Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации признает, что возможность влияния соответствующей информации, даже поданной в навязчивой форме, на будущую жизнь ребенка не является безусловно доказанной.

Тем не менее, исходя из специфики общественных отношений, связанных с оказанием информационного воздействия на лиц, не достигших совершеннолетия и потому находящихся в уязвимом положении, федеральный законодатель в рамках правового регулирования распространения среди несовершеннолетних информации о нетрадиционных сексуальных отношениях вправе - имея в виду вытекающую из Конституции Российской Федерации в единстве с международно-правовыми актами приоритетную цель обеспечения прав ребенка и при достижении баланса конституционно защищаемых ценностей - использовать для оценки необходимости введения тех или иных ограничений критерии, основанные на презумпции наличия угрозы интересам ребенка, тем более что вводимые им ограничения касаются только адресной направленности соответствующей информации лицам определенной возрастной категории и потому не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации конституционного права на свободу информации в этой сфере.

Запрет осуществления указанных в части 1 статьи 6.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях публичных действий в отношении несовершеннолетних призван предотвратить повышенную концентрацию их внимания на вопросах сексуальных отношений, способную при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления ребенка о таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на его психологическом состоянии и развитии, но и на социальной адаптации.

Тот факт, что такой запрет не распространяется на случаи, связанные с пропагандой аморального поведения в рамках традиционных сексуальных отношений, которые также могут требовать государственного, в том числе административно-деликтного, реагирования, не дает оснований для признания данной нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации с точки зрения нарушения принципов равенства применительно к защите конституционных ценностей, которые обеспечивают непрерывную смену поколений.

В указанном Постановлении отмечено, что рассматривая заявленные для обсуждения правоотношения, Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что косвенным объектом защиты названной статьи 6.21 являются также социальные связи каждой конкретной личности, поскольку навязывание несовершеннолетним социальных установок, отличающихся от общепринятых в российском обществе, в том числе не разделяемых, а в ряде случаев воспринимаемых как неприемлемые, родителями, которые в приоритетном порядке несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии (статья 38, часть 2 Конституции Российской Федерации; пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации), может провоцировать социальное отчуждение ребенка и препятствовать его благополучному развитию в семейной среде, тем более если иметь в виду, что конституционное равноправие, предполагающее и равенство прав независимо от сексуальной ориентации, еще не предопределяет наличия фактически равнозначной оценки в общественном мнении лиц с различной сексуальной ориентацией, с чем могут быть сопряжены объективные трудности при стремлении избежать негативного отношения отдельных представителей общества к соответствующим лицам на бытовом уровне. Это касается и тех случаев, когда сама по себе информация, запрещенная к распространению в среде несовершеннолетних, может быть направлена, с точки зрения ее распространителя, на преодоление как такового негативного отношения к этим лицам.

Устанавливая специальный (ограничительный) правовой режим распространения информации, касающейся нетрадиционных сексуальных отношений, ее доступности для несовершеннолетних, федеральный законодатель принимал во внимание и социально-психологические особенности личности ребенка, связанные с восприятием такой информации. И хотя избранный им возрастной критерий также является в контексте неоднозначности экспертных оценок относительно возраста, в котором происходит окончательное формирование сексуальных предпочтений, в определенным смысле оценочным, он придает ограничению, предусмотренному частью 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, точечный, по существу, характер, что снимает проблему его соразмерности в указанном аспекте.

При этом сам по себе запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений - как деятельности по целенаправленному и бесконтрольному распространению информации, способной нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе сформировать искаженные представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, - среди несовершеннолетних, которые в силу возраста не могут самостоятельно критически оценить полученные сведения, не исключает подачи соответствующей информации в нейтральном (просветительском, художественном, историческом) контексте.

Такое информирование, если оно лишено признаков пропаганды, то есть не направлено на формирование предпочтений, связанных с выбором нетрадиционных форм сексуальной идентичности, и обеспечивает индивидуализированный подход, учитывающий особенности психического и физиологического развития детей в той или иной возрастной группе, характер конкретного освещаемого вопроса, может осуществляться с привлечением специалистов - педагогов, медиков, психологов.

Учитывая, что ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 496-О и от 19 января 2010 года N 151-О-О), осуществляемое федеральным законодателем на основании статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации регулирование свободы слова и свободы распространения информации не предполагает создание условий, способствующих формированию и утверждению в обществе в качестве равнозначных иных, отличных от общепризнанных, трактовок института семьи и сопряженных с ним социальных и правовых институтов.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что никто из административных истцов не указал обстоятельств, свидетельствующих о реальности проблем, обозначенных целями предлагаемых публичных мероприятий, а также данных о том, что истцы являются лицами, которых эта проблема непосредственно затрагивает.

Судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом деле административным ответчиком не допущено нарушений требований действующего законодательства (части 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), поскольку такая обязанность на ответчике не лежала, так как организатор мероприятия определил место и цель проведения публичных мероприятий в противоречие с положениями действующего законодательства. Поскольку защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, отрицающей семейные ценности и пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также защита жизни и здоровья лиц, принимающих участие в публичном мероприятии, имеет приоритет перед правом проводить шествие и пикетирование, оспариваемый отказ в проведении публичных мероприятий следует признать законным. При этом такой отказ является полностью согласующимся со ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку он необходим в интересах сохранения общественного порядка, в целях предотвращения вероятных беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы, по существу, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Скопинского районного суда Рязанской области от 6 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алексеева Николая Александровича, Панова Вениамина Владимировича, Молякова Сергея Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-1023/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеев Николай Александрович
Ответчики
Администрация МО-ГО г.Скопин Рязанской области
Моляков Сергей Александрович
Панов Вениамин Владимирович
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Воейков Александр Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud.riz.sudrf.ru
30.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2020Передано в экспедицию
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
17.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее