Дело № 2-2291/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 29 ноября 2017 года
Левобережный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Лозенковой А.В.,
при секретаре Косиновой Н.И.,
с участием ст.помощника прокурора Левобережного района г.Воронежа Алехиной Ю.Е.,
представителя истца ГУ МВД России по Воронежской области – Панищевой М.А., действующей на основании доверенности № от 24.07.2017 г.,
ответчиков Лахина А.Н., Лахиной М.В. и Лахиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области к Лахину А.Н., Лахиной М.В., Лахиной А.А. о расторжении договора найма специализированного жилого помещения и о выселении,
у с т а н о в и л:
истец Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области (далее по тексту – ГУ МВД России по Воронежской области) обратился в суд с иском к ответчикам Лахину А.Н., Лахиной М.В., и Лахиной А.А. о расторжении договора найма специализированного жилого помещения и о выселении, указав, что Лахин А.Н. проходил службу в ГУ МВД России по Воронежской области, последняя занимаемая должность – заместитель начальника отдела МВД России по Верхнехавскому району – начальник полиции.
На основании протокола № совместного заседания руководства объединенного профкома и жилищно-бытовой комиссии ГУВД было принято решение о распределении Лахину А.Н. на состав семьи три человека: Лахина А.Н., его супругу Лахину М.В. и дочь Лахину А.А. служебную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
21.01.2011 г. с Лахиным А.Н. был заключен договор найма специализированного жилого помещения. Договор был заключен на время прохождения Лахиным А.Н. службы в ГУ МВД России по Воронежской области.
Приказом ГУ МВД России по Воронежской области от 28.10.2013 г. № Лахин А.Н. был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в ВИ МВД России.
В связи с отказом ответчиков освободить служебное жилое помещение истец на основании части 3 статьи 104 и части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации просит расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения, заключенный с Лахиным А.Н., и выселить Лахина А.Н., Лахину М.В. и Лахину А.А. из жилого помещения – служебной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения. (л.д. 4-6)
В судебном заседании представитель истца ГУ МВД России по Воронежской области Панищева М.А. исковые требования поддержала и настаивала на удовлетворении иска.
Ответчик Лахин А.Н. с исковыми требованиями не согласился, и в предварительном судебном заседании 05.09.2017 г. заявил о применении к требованиям истца срока исковой давности. (л.д. 35-37) В последующих судебных заседаниях ответчик Лахин А.Н. свои возражения относительно требований истца по причине подачи иска за пределами срока исковой давности не поддержал, и просил суд в отказать истцу в иске по тем основаниям, что стаж его выслуги лет по состоянию на 01.09.2017 г. составляет 21 год 2 месяца и 11 дней, в связи чем согласно положениям пункта 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органами РФ и внутренним войскам Министерства внутренних дел, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 г. № 897, он как сотрудник, имеющий выслугу более 10 лет не может быть выселен из предоставленного ему жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик Лахина М.В. в судебном заседании в удовлетворении иска ГУ МВД России по Воронежской области просила суд отказать, по тем основаниям, что выслуга ее супруга Лахина А.Н. составляет более 10 лет.
Ответчик Лахина А.А. доводы ответчиков Лахина А.Н. и Лахиной М.В. поддержала и просила суд в иске истцу отказать.
Аналогичные доводы о необоснованности требований истца изложены в письменных возражениях ответчиков. (л.д.64-67)
Выслушав пояснения представителя истца ГУ МВД России по Воронежской области Панищевой М.А., ответчиков Лахина А.Н., Лахиной М.В., Лахиной А.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение ст.помощника прокурора Левобережного района г.Воронежа Алехиной Ю.Е., полагавшей, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Служебные жилые помещения, согласно части 1 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:
- органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации;
- органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;
- органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.
Согласно части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно части 2 указанной статьи специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Положениями статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. (часть 2)
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. (часть 1)
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. (часть 3)
Судом установлено, что ГУ МВД России по Воронежской области владеет на праве оперативного управления, жилым помещением расположенным по адресу: <адрес>. (л.д.24, 26)
21.01.2010 г. на совместном заседании руководства, объединенного профкома и жилищно-бытовой комиссии ГУВД принято решение в целях улучшении оперативно-служебной деятельности ГУВД и в связи с приобретением 16 служебных квартир ГУВД по Воронежской области за счет средств федерального бюджета по государственным контрактами № от 27.09.2010 г., № от 06.12.2010 г. произвести их распределение сотрудникам органов внутренних дел на основании ходатайств руководителей подразделений ГУВД, согласно прилагаемого плана.
Заключить договора найма специализированного жилого помещения. Без исключения из списков очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий на период трудовых отношений сотрудников органов внутренних дел. (л.д. 8-9)
Из плана распределения служебных квартир усматривается, что в списке сотрудников органов внутренних дел, которым произведено распределение жилых помещений значится Лахин А.Н. заместитель начальника ОРЧ № 1 КМ по линии УНП ГУВД. (л.д.10-11)
21.01.2011 г. между ГУ МВД России по Воронежской области (наймодатель) и Лахиным А.Н. (наниматель) заключен договор найма специализированного о жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю Лахину А.Н. и членам его семьи за плату во владение и пользование служебное жилое помещение, принадлежащее наймодателю на праве оперативного управления, состоящее из 3 комнат общей площадью 69,8 кв.м., в том числе жилой 42,1 кв.м., расположенное в <адрес> для временного проживания в нем. (пункт 1)
Согласно пункту 2 договора жилое помещение предоставляется в связи с трудовыми отношениями.
Совместного с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена Лахина М.В., и дочь Лахина А.А. (пункт 4)
Как следует из пункта 5 договора он заключен с Лахиным А.Н. на время прохождения службы в Главном управлении внутренних дел Воронежской области. (л.д. 12)
В пункте 12 и пункте 20 договора закреплена обязанность нанимателя при расторжении или прекращении договора освободить жилое помещение.
В пункте 19 договора перечислены основания для прекращения договора, к числу которых отнесено окончание срока службы. (л.д. 13-14)
Приказом ГУ МВД России по Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ полковник полиции Лахин А.Н. освобожден от должности заместителя начальника отдела МВД России по Воронежской области – начальника полиции, и переведен для дальнейшего прохождения службы в Воронежский институт МВД России с 01.11.2013 г. (л.д. 16-23, 17)
Согласно выданной ответчику Лахину А.Н. 14.09.2017 г. ВИ МВД России справке за № 470, он с 01.11.2013 г. является сотрудником Воронежского института МВД России по настоящее время, состоит в должности старшего преподавателя кафедры оперативно-розыскной деятельности. (л.д. 68)
06.03.2017 г. ответчику Лахину А.Н. истцом направлено уведомление о необходимости в срок до 01.04.2017 г. освободить занимаемое служебное помещение и передать жилое помещение по акту приема-передачи представителям ГУ МВД России по Воронежской области. (л.д. 25)
Разрешая требования истца, суд учитывает, что согласно положений статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда, в случае если он в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение. Основанием для освобождения гражданином жилого помещения согласно данной норме права, является прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Требования истца ГУ МВД России по Воронежской области к ответчикам основаны на положениях части 3 статьи 104 и части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации. (л.д. 4-6)
Положениями статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплены основания, при наличии которых договор найма специализированного жилого помещения подлежит прекращению.
Согласно части 1 указанной статьи договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец ссылается на прекращение договора найма специализированного жилого помещения, в связи с переводом ответчика для дальнейшего прохождения службы в Воронежский институт МВД России.
При этом как указывает представитель истца, ответчик Лахин А.Н., не отнесен к категории лиц, которые в силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
Положениями части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, закреплено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
- члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
- пенсионеры по старости;
- члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
- инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В тоже время суд учитывает, что согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел предусмотрен также Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 г. № 897 (ред. Постановления от 01.10.2004 г № 5 с изм., внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 г. № 217).
Согласно пункту 7 Типового положения служебное жилое помещение предоставляется сотруднику для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей, а также трудовых обязанностей по месту службы.
Пунктом 8 Типового положения предусмотрено, что срок найма служебного жилого помещения устанавливается балансодержателем и не может превышать период службы сотрудника.
Исходя из пункта 20 Типового положения, сотрудник, являющийся нанимателем служебного жилого помещения вправе проживать в нем совместно с членами своей семьи.
Согласно пункту 27 названного Типового положения сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 г. № 897, является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 г. № 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было, как и не были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 г. № 217, при принятии Правительством Российской Федерации Постановления от 07.08.2017 г. № 944.
С учетом того, что определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел Федеральный законодатель, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел, установление пунктом 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации дополнительных по сравнению со статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях.
Типовое положение соответствует Федеральному закону «О полиции», в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
При таких обстоятельствах в независимости от того, что предоставление ответчику Лахину А.Н. истцом жилого помещения, было произведено после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на ответчика Лахина А.Н. распространяются положения пункта 28 названного положения.
Из материалов дела следует, что стаж службы в органах внутренних дел у ответчика Лахина А.Н. по состоянию на 01.09.2017 г. составляет 21 год 2 мес. 11 дней. (л.д.69), что представителем истца не оспаривается.
Таким образом, ответчик Лахин А.Н. на дату предоставления ему с членами его семьи в пользования жилое помещения по договору найма специализированного жилого помещения имел выслугу лет в органах внутренних дела более 10 лет, в связи с чем приобрел льготу, при которой он не может быть выселен из служебного жилого помещения, вне зависимости от увольнения со службы из ГУ МВД России по Воронежской области либо перевода для дальнейшего прохождения службы в Воронежский институт МВД России, который согласно пункту 4 Устава находится в подчинении МВД России, и согласно пункту 19 входит в систему МВД. (л.д.)
Как следует из пункта 178 Устава Воронежского института МВД России на личный состав института, состоящий на службе в органах внутренних дел, распространяются права и обязанности, гарантии социальной и правовой защиты, установленные законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами МВД России. (л.д. 100 обор.)
Согласно представленной ответчиками информации из Управления Росреестра по Воронежской области в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах ответчиков Лахина А.Н., Лахиной М.В. и Лахиной А.А. отсутствуют. (л.д. 70-71, 72-73, 74-75)
Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения требований истца Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области к Лахину А.Н. о расторжении договора специализированного найма жилого помещения от 21.01.2011 г. и о выселении Лахина А.Н. с членами его семьи Лахиной М.В. и Лахиной А.А. из жилого помещения, предоставленного по указанному договору у суда не имеется.
Суд также считает необходимым отметить, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого Лахин А.Н. совместно с членами семьи, на момент обращения истца с иском в суд продолжает занимать жилое помещение, по смыслу части 3 статьи 104 и части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты перевода ответчика Лахина А.Н. для дальнейшего прохождения службы в Воронежской институт МВД России, т.е. с 01.11.2013 г., а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области к Лахину А.Н., Лахиной М.В., Лахиной А.А. о расторжении договора найма специализированного жилого помещения и о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 05.12.2017 г.
Председательствующий судья А.В. Лозенкова